Кино на «Снобе»: кровь, блуд, страсть и декадентский рок в мультфильме «Невский проспект»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает зловещая анимация Егора Харламова — изощренное переложение повести Николая Гоголя на авторский киноязык

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

Егору Харламову 27 лет. Анимацией как режиссер он занимается уже давно, не имея при этом никакого образования: «Учился я в ВТУ им. Щепкина актерскому мастерству, на курсе народного артиста Виктора Коршунова. А сейчас работаю в Театре им. Ермоловой под руководством Олега Меньшикова». Самая свежая из многочисленных работ Харламова — «Невский проспект», эффектная пластилиновая анимация по всегда актуальному Николаю Гоголю. Онлайн-премьера — у нас.

О том, как найти вход. В специальном заведении не учился, я самоучка (к сожалению), но планирую пройти курсы анимации, когда появится свободное от театра время. Но думаю, что образование я получаю на своих ошибках в мультипликации — спотыкаюсь, но иду. Сегодня к новому своему проекту привлекаю профессиональных художников и мультипликаторов, советуюсь с ними, спрашиваю и учусь, пытаюсь не упустить чего-то главного. Так что ищу «вход» в эту профессию с другой стороны.

О дураках на работе. В кино я пришел как актер и сразу понял, что режиссером игрового кино быть не хочу. Неинтересно, во всяком случае пока. Как-то ограниченно для меня. Другое дело — мультфильм! Здесь фантазия начинает работать. Я работаю один, и значит мне не надо убеждать никого, почему я так думаю, а не иначе. Мне как актеру приходится оправдывать то, что придумывают другие люди, сценаристы, режиссеры и т. д. Бывает, что это не совсем интересные для меня люди, а бывают и вовсе дураки. И тогда это становится «работой», а не поиском чего-то нового. В мультфильме же я занимаюсь только чем-то новым и интересным для себя в надежде, что это еще кому-нибудь будет интересно. Мой друг слепил как-то маленьких человечков из пластилина и снял маленький мультфильм, когда я это увидел, подумал: «Очень круто, можно идеи воплощать таким образом», — так все и началось.

О снах и их материализации. До «Невского проспекта» я делал несколько мультфильмов: «Иду и Мари» (не окончен), притчу «День третий», «1961», «Онегина» — все на разные темы, и каждый по-своему дорог, я их не часто пересматриваю, но нет чувства, так сказать, «ах, как это было примитивно...» Создание каждого мульта принесло большое удовольствие... Идея мультфильма «День третий» просто приснилась. Здорово, что можно взять сон и снять.

О необъяснимом. Идея снять «Невский проспект» родилась пять-семь лет назад, когда я учился в Щепке. Я не очень понимал тогда, кино ли это должно быть или на сцене театра. А когда начал снимать пластилиновые мультфильмы, подумал: а почему бы не взяться за «Невский»? В этой повести есть что-то необъяснимое, что-то печальное. Не могу сказать, что история повести Гоголя мне близка. Парадокс. Разве что в художественном плане. Мне очень понравился сюжет и язык Гоголя. Тема любви, тема личности человека, тема художника до мельчайших красок передана. На что человек себя обрекает ради другого человека, которому он, собственно, не нужен. Как человек борется со своими мыслями и чувствами и готов отдать все, что есть. Сложно что-то конкретное выделить, повесть долго «жила» в моей голове.

О пользе чужих достижений. Референсы всегда использую в работе, от задумки до последнего кадра. Фантазию нужно обязательно подпитывать. Иногда сам делаю наброски, но чаще помогает живопись и музыка.

О возможности остановить мгновенье. Снимаю я в стиле stop motion animation, наиболее для меня интересная техника передачи фильма. Я как-то читал о Норштейне, как он изобрел сам фотоаппарат для съемки мультфильмов. Ему интересен весь процесс от и до! Потрясающе! Я не смогу изобрести фотоаппарат, и рисовать я не умею, но люблю лепить из пластилина, таким образом, выбор — при выборе техники для съемки — небольшой.

О подводных камнях. Сложностей всегда очень много при съемках, от просчета кадров при движении до тающего пластилина. И это еще не страшнее монтажа, где можно все испортить. Но процесс того стоит.

Об озорном Иисусе. Интересный случай был при работе над мультфильмом «День третий». Я снимал без перерыва около девяти часов и уже не понимал, что вообще снимаю. Один из персонажей — Иисус Христос, который сидит за столом после Воскресения и говорит с Петром и Иудой. Я снимал крупный план Христа и увидел в объектив, что он мне «подмигивает». Я отошел от фотоаппарата, с минуту постоял, затем посмотрел в объектив, а там то же самое — Христос подмигивает. Я подумал, что все, «наснимался». И только позже я заметил, что точка центровки объектива попадала на глаз персонажу, таким образом он и подмигивал. А может, это и знак был.

О пространстве. До недавнего времени я снимал все мультфильмы дома — устраивал «лабораторию». Но места слишком мало. Для следующей работы мне сделали по заказу огромный макет, который даже в собранном виде дома не поместится. Буду теперь искать место для съемок.

О продюсировании. Бюджет «Невского» небольшой, до 5000 рублей. Пока я не пробовал искать деньги для мультфильмов, потому что деньги были небольшие. Мой сегодняшний проект уже вышел за рамки 70 000 рублей, но, к большому сожалению, я не умею «просить» или искать деньги. Попробую найти человека, продюсера, который это умеет делать.

О безвестности. Проблема в российской анимации, как мне кажется одна: мало освещена сама отрасль мультфильмов «не для кинотеатров». У нас есть прекрасные студии и личности, но их мало кто знает в нашей стране. Даже на Западе они более известны. В Чехии, в Испании и других странах анимация имеет более широкую огласку. Финансирование тоже оставляет желать лучшего.

О коллегах. Не все стили анимации знаю, их очень много, но суть одна. Вот «Тинтин» — превосходный фильм, очень красивый, вот «Старик и море» Александра Петрова, российского аниматора, который делает невероятные вещи, то, что сложно вообразить. Над «Стариком и морем» работало несколько человек, над «Тинтином» — огромная команда. Разные стили работы, разные возможности, разные зрители. Я люблю несколько студий: Disney, Pixar, DreamWorks Animation, студию Гарри Бардина. Про последнюю студию не могу объяснить — они как-то умудряются проникать внутрь.

О праздниках. Сейчас работаю над фильмом под рабочим названием «Праздник, который всегда с тобой». Название Хемингуэя, но сценарий, никак не связанный с книгой, я сам написал. Эта история об одиноком старике. Всех секретов не раскрываю, фильм будет и комедийный, и печальный. Готово почти все для съемок, скоро приступлю к процессу. Для полного метра нужна студия, аппаратура, свет, идея, сценарий. Конечно, в нынешних условиях это невозможно. Но посмотрим, что будет через пару лет.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.