Баста: Хип-хоп заменил рок-н-ролл после того, как тот умер
С24 апреля выходит фильм «Газгольдер», где вы с другими русскими рэперами одноименного творческого объединения играете основные роли. Вы везде пишете, что сценарий держится в секрете до последнего. Из трейлера к фильму «Газгольдер» сюжет тоже не ясен: полицейские ищут каких-то музыкантов, которые чем-то им насолили, то есть они плохие, но, с другой стороны, они вроде хорошие. А вы там появляетесь в образе булгаковского Азазелло. Может, сейчас пришло наконец время рассказать, о чем фильм?
Да вы в общих чертах все верно рассказали, значит, трейлер работает. Подробно раскладывать сценарий на конкретные эпизоды нет смысла. Трейлер вполне соответствует идее и настроению. Бывают такие трейлеры, что на них видишь одно, а в кино совсем другое.
СРэп в фильме будет?
Конечно. Было бы удивительно, если бы мы там пели инди-музыку. Фильм основывается на реальных историях. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, какие мы актеры, поэтому условия были простые: мы играем самих себя. Потому что, если нас задействовать в сложных драматических постановках, мы там, конечно, посыплемся — идиотов среди нас нет. Мы хотели все сделать максимально приближенным к реальности, к тем образам, которые мы сформировали для своих слушателей.
СНа какую аудиторию будет ориентирован фильм? Особенно интересен возраст зрителя.
От шести до шестидесяти. Это семейное кино. Семейное в том смысле, что родителям решать, разрешат ли они его смотреть своим детям.
СКстати, об ограничениях: как вы смогли — или как режиссер фильма смог — уговорить Иосифа Давыдовича Кобзона произнести в кадре слово «гидропоника»?
Да в этом ничего страшного нет, многие родители спрашивают у своих детей, что это за слово. А с Кобзоном вот так вот получилось. Это чудо.
СУ него там большая роль или он только эту реплику с «гидропоникой» произносит?
Роль небольшая, но у нее очень интересное решение. Когда увидите, посмеетесь от души.
СА кто там еще из персоналий уровня Кобзона?
Это секрет.
СУ меня создалось впечатление, что съемка целого фильма под названием «Газгольдер» — это кино ради раскрутки клуба и вашего творческого объединения, для раскрутки вашего бренда, одним словом.
Этот бренд достаточно раскручен в музыкальной среде. Судя по количеству участников нашей группы «Вконтакте», по количеству просмотров нашего канала на YouTube, об этом лейбле знает очень много людей. Мы долго думали над названием фильма и поняли, что «Газгольдер» — самое подходящее: оно передает и смысл, и концепцию, и настроение. Всех же замучил вопрос: «Что такое “Газгольдер”?»
СГазохранилище?
Нет! Люди пытаются читать, искать что-то про это название. Так что, запомнив раз, они не забудут его никогда.
СУж коли в этом фильме будет звучать рэп, то вот что хочется спросить. Ценностная парадигма рэпа, как кажется человеку, который не очень сильно погружен в эту культуру, — это самохвальство, «я богатый, успешный и опасный, все женщины мои».
Это откуда? Вы какой-то другой рэп слушаете, поэтому ваша «парадигма» очень поверхностная.
СНе сомневаюсь. Мне кажется, такой набор ценностей служит неким идеологическим щитом от белых господ, считающих, что у всех проблем растут ноги из черных районов. А темнокожие певцы, в свою очередь, заявляют: «Считаете меня траблмейкером? Да, я ваша проблема, черт побери!» — и вся их музыка об этом.
Не всегда об этом. У нас все по-другому. Мы не темнокожие люди, а белые, но у нас в стране отношение к людям как к черным, а все проблемы при этом — от существующего государственного строя. Мы обычные люди, которые живут своей жизнью, и моя музыка о том, что я вижу.
СМне кажется, белый рэп, тем более русский, был калькой с черного…
Так, а вы какую музыку слушаете?
СДа какую только не слушаю.
Три исполнителя или стиля назовите с ходу.
СЭлектроклэш, витчхаус, пост-панк. Много рэпа я не слушала.
Если поверхностно оценивать вашу выборку, то это музыка гламурного протеста и надуманного китча, а на самом деле эта музыка несет в себе гораздо более серьезный посыл. Поэтому давайте глубже копаться.
СДавайте глубже. В нулевых годах появились «2h company», Художник, «Кровосток» — все это были умные люди, которые решили поиграться в рэп, причем играть они решили серьезно и красиво, сделав рэп формой искусства.
Да, это арт.
СОни писали тексты по произведениям Сорокина и так далее, а потом они наигрались, и мода на рэп в высоколобом обществе прошла. Кому сегодня рэп остался?
Люди, которые ходят на мой концерт, — это разнообразная компания от 6 до 60 лет. Все же зависит от продукта, а не от его стилистического определения: если он интересен, то он интересен, а уж какую он форму имеет — рэп или рок — неважно. Хип-хоп сегодня — это настоящий рок-н-ролл. Поскольку настоящий рок-н-ролл умер в своем чистом виде как музыка протеста, свободы и выражения своего состояния, превратившись в машинку по зарабатыванию денег, хип-хоп взял у него это все.
СМою голову не покидают образы из рэп-клипов, в каждом втором мелькает пачка денег. Это ирония, что ли?
Конечно. А у рокеров все время мелькают патлы — это ирония? А кожаные жилетки, проколотые соски?
СО нет, это все, наоборот, очень серьезно.
В этом большая трагедия русского рока. А металлисты, рычащие в микрофон? Это же настолько серьезное к себе отношение, что, думаю, в спарринге с Задорновым они бы проиграли, учитывая, что Задорнов — это не очень смешно. Надо легче к себе относиться. Я люблю группу Slipknot — они гениально самоироничны.
СОни такие одни.
Ну как же, Rage Against The Machine, Clawfinger. Когда белые типы поют: «Nigger, nigger, nigger, nigger», — это же весело. Пусть будет больше юмора.
СКогда я в юности смотрела MTV или VH1, то, хоть я и не сильна в английском языке, фразы с benjamin franks слышала постоянно в текстах темнокожих исполнителей. «Я владелец “бенджаминов”», то есть, переводя со сленга, пачки стодолларовых купюр. Иронии не заметила при этом.
Так как в Америке все основные денежные потоки идут в электронном виде, то владение «наликом» — это своего рода проявление протеста, только в пачке у них по одному доллару, не по двадцать. Они там показывают пачки мелких денег, это же смешно. Для русского человека это идиотизм. Покажу я кому пачку денег — мне скажут: «Ну что ж, молодец, Василий, у тебя есть деньги». Эта пачка работает как анекдот исключительно в американском национальном сознании. Если в нашем видеоклипе появится пачка денег, то исполнителю конец, его засмеют.
Наш русский рэп — он как наш русский рок. Он такой глубокий, до говнокопания. В нем чувствуется преемственность наших литературных традиций с того момента, как барды взяли электрогитары и стали играть русский рок.
СВо сколько лет вы начали читать рэп?
Лет в 15, наверное. Я с детства занимался музыкой, с 6 лет в музыкалку ходил и слушал серьезную рок-музыку — мой папа был поклонником The Beatles, Pink Floyd, The Nazareth, Deep Purple. А рэп я слушаю мало, мне нравится форма речитатива для передачи информации, сам же я рокер. Рок-н-ролльщик — это мой образ: фатальный, боевой, с четкой позицией.
ССогласитесь, человек в 30 лет вряд ли начнет слушать рэп. Вас не смущает, что вы работаете в основном на подростков?
Не могу так сказать. Когда я ездил на Олимпиаду смотреть хоккей, я перефотографировался там с миллионом людей разных возрастов, в основном это люди моего возраста, а я уже давно не 16-летний мальчик, мне 33 года. Есть мультсериал «Маша и медведь», мои дочки смотрят его с удовольствием, и я его смотрю, потому что он разрывной. Для кого он? Конечно, для маленьких детей, но в нем много юмора и интересных тем.
СА сейчас существует рэп именно для снобов, который был в нулевых, в лице тех же артистов из «Кровостока»?
Есть, конечно. Очень много такой музыки, например, Oxxxymiron (в 2012 году исполнитель стал «Открытием года» по версии GQ. — Прим. ред.). Это питерский пацан, который окончил какой-то сумасшедший вуз в Лондоне, интеллектуал, его тексты невозможно слушать без «Википедии». Что вообще такое музыка для снобов? Что такое сноб?
СПо-моему, это человек, который иногда подменяет этическое эстетическим и руководствуется вопросами вкуса не только в отношении к объектам искусства и стилю жизни, но и при выборе друзей, общества, политических взглядов.
Можно сказать, что это маргинал?
ССноб — это антимаргинал.
Нонконформист?
СВ некотором роде. Потому что конформизм — свойство стада.
Для меня сноб — это внешнее проявление. Это своеобразная форма искусства (говорит нарочито протяжным голосом): «Сосед мой Николай — хипстер, а я — сноб». Это такая же игра, в которую играл «Кровосток». Если человек серьезно заявляет о себе как о снобе, то это уже не сноб, это м...ак, простите, скучный, злобный и циничный. Снобизм — это интересная и легкая игра. Настоящий сноб никогда не скажет, что он сноб.
СБезусловно.
Это я могу сказать про другого человека, что он жлоб, сноб или гоп.
СИгра, которую вы называете снобизмом, разве может принять форму рэп-музыки?
Конечно. Но трагедия людей, который пытаются отвечать на запросы снобов, состоит в том, что, как только сноб понимает, что что-то интересно всем, он тут же исключает это из области своих интересов. Еще сноб старается цепляться за то, что его провоцирует, он копатель, нерв общества. Он говорит: «Вот это — говно, это — не интересно, это — моветон, это — не комильфо», — сыплет интересными формулировками, и другой человек вздыхает и крепко задумывается. Сноб ставит вопрос, но не дает ответов.
СНекоторым рэп-исполнителям это присуще.
Да всем! Всем рэперам присущ снобизм в оценке всего, кроме своего личного. Я могу обсуждать чужую музыку часами, но о своей говорить не могу, потому что, когда я выступаю в качестве сноба, это не может касаться меня. Только другие могут меня… проснобить. Хорошее понятие — «снобить». Троллить и снобить.
САмерикано-канадский профессор Питер Свирски описал стирание границ между высокой аристократической highbrow-культурой и массовой коммерческой lowbrow-культурой, вследствие чего в нулевых появилась культура сочетания высокого с низким, nobrow. Свирски говорил о литературе, а потом журналист Сибрук в своей книжке Nobrow дал образ человека этой средней культуры — журналиста консервативного издания, который гоняет на рейвы, в то время как консервативное издание пытается ради привлечения рекламодателей писать высокоинтеллектуальные тексты про культуру масс. Сноб — это человек, по старинке употребляющий лишь продукты высоколобой культуры, консерватор. Может ли он каким-либо образом открыть для себя рэп-музыку, элемент культуры низов?
Консерваторы для меня — это старые пердуны, обращающиеся к высоким материям, которые в их жизни не имеют никакого смысла. Они вынуждены быть заложниками этих высоких материй. Зачем себя так напрягать? Держать спину, играть если не в гольф, то в конное поло или футбол на слонах? (Снова переходит на комическую интонацию, подражая аристократу.) Ну а если не играть, то хотя бы быть на играх и бронировать ложу с 19 по 31 августа, когда идет Чемпионат конфедерации в Индии… Быть все-таки где-то рядом, дабы соответствовать-с.
Я знаю много таких людей — к ним не подступиться. Писать музыку, стараясь сделать ее интересной для них, — ерунда. Сноб — это брюзга: «Ах, были годы, когда творили семидесятники. Сложнейшая литература диссидентская. Какие времена были! Как нас ловил и мучил КГБ!» Если бы сейчас Довлатов услышал это, он бы ругнулся и сказал, что всегда писал о молодости, о жизни. Снобы никогда не произведут революцию, потому что они господа. За них это все будут делать жалкое мужичье, а они появятся под занавес.
СМне кажется, снобы пытаются подступиться к рэпу, но не знают, с какой стороны. Один женский журнал, позиционирующий себя как умный глянец, сделал фотоисторию «Жены рэперов».
Моя жена там была.
СЧто все ожидали увидеть? Чем жены рэперов могли отличаться от жен трейдеров или от жен врачей, допустим?
Ничем.
СНо все наверняка ожидали увидеть женщин в автозагаре, в коротких шортах и в шубе, тюнингованных, как спортивная машина. Этот журнал показал их как «нормальных женщин».
Моя жена — нормальная женщина. У нее два высших образования, она без акцента говорит на французском языке. Ей со мной просто не повезло.
ССогласитесь, подача «жены рэперов» к чему-то готовит читателя…
Как повел бы себя сноб в этой ситуации? Он бы даже не стал читать про них. Потому что сама формулировка «жены рэперов» звучит для него сомнительно. Хотя есть и у представителей высшего класса тюнингованные жены: он часами рассуждает о теме смерти в творчестве Эдгара По, а она сидит рядом и ногти пилит.
А вообще снобов не существует. Есть только брюзги, циники и болтуны.
СЧем русский рэп отличается от своего первоисточника?
Всем. В первую очередь, посылом. Рэп афроамериканцев — это оголенный нерв: «Мы были рабами, нас хотят уничтожить, но мы не так просты, и, торгуя крэком, мы сможем противостоять этому злу». Но среди них есть интеллектуалы, такие как Канье Уэст или Эминем.
СЭминем белый. А у нас?
У нас тоже есть литературные рэперы. Я, поскольку, к сожалению, являюсь снобом, что противоречит моему последнему высказыванию о снобах, не могу свои стихи назвать высокой поэзией. Потому что я знаю, что такое высокая поэзия, читал книжки.
СО чем среднестатистический русский рэпер должен спеть?
Про безнадегу, про верных друзей, про одного предателя среди них, который разрушил, но не до конца, тот замок дружбы, в котором продолжает жить рэпер с его настоящими друзьями. Про мать — сказать ей спасибо и извиниться перед ней, сказать, что она бы не так рано поседела, если бы он выбрал путь старшего брата. Что смеетесь? Я сейчас о себе говорю! Еще должны быть легкие песни, о настроении а-ля «Белокрылые лошадки». На фоне того, о чем рэпер говорил в начале, это будет выглядеть интересно. Естественно, должна быть песня про любовь, двух видов: в одном случае рэпер боготворит ту, которую он любит, в другом называет сукой и обманщицей. И, конечно же, у рэпера должна быть песня о рэпе. О чем должен писать писатель? О любви, о жизни, о смерти.
СУ нашего рэпа, как и у нашей страны, наверняка должен быть некий особый путь. Какой?
О, это путь тяжелого развития, естественной и болезненной эволюции. А главное, у нас все очень по-настоящему. Особый путь русского рэпа говорит о том, что этот рэп — особый (смеется).
СВы выступали с симфоническим оркестром МВД. Почему вы решили выбрать такой формат?
Сноб бы вам долго рассказывал о том, что симфоническая музыка хранит в себе целую коллекцию образов, которые способствуют лучшей передаче состояния музыки, которой занимаюсь я, потому что в электронном виде она звучит плосковато. А я вам скажу просто: мне было просто в кайф так выступить.С