Представитель «Агоры» рассказал, что дело Петра Павленского находилось на личном контроле зампрокурора Москвы Андрея Ганцева, требовавшего от полиции установить признаки экстремистского преступления.

Во время расследования на психолого-лингвистическую экспертизу направили текст допроса Павленского, в ходе которого он рассказал о сути своей акции, а также его интервью журналистам. Сам художник прошел психолого-психиатрическую экспертизу. «Однако, несмотря на все эти усилия и благодаря профессионализму экспертов, оснований для предъявления обвинения Павленскому не нашлось», — сказал Ахметгалиев.

Экспертиза установила, что описание акции на Красной площади и комментарии к ней «не содержат призывов и побуждений к насильственным, дискриминационным, деструктивным действиям, не содержат психологических и лингвистических признаков возбуждения розни». Эксперты заключили, что смысл акции Павленского в том, чтобы продемонстрировать в метафорической форме видение негативной общественно-политической ситуации в России.

Акция Петра Павленского на Красной площади прошла 10 ноября 2013 года, в день сотрудников органов внутренних дел. В заявлении художника говорилось, что акцию стоит рассматривать как «метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

В постановлении о прекращении уголовного дела дознаватель со слов Павленского рассказал о том, что происходило на Красной площади в тот день. Художник приехал на площадь в шапке, куртке на голое тело, штанах и кедах, носков и трусов на нем не было. «Приспустив штаны, он (Павленский) остался сидеть на брусчатке, затем он левой рукой, в которой у него был гвоздь, оттянул кожу мошонки, и положил ее на булыжник, приставив гвоздь, после чего взял в правую руку за ручку кувалду и быстрым движением нанес удар по гвоздю, чтобы пробить мягкие ткани», — сказано в документе. После он еще дважды ударил по гвоздю, а затем разделся, отбросил свои вещи в сторону и опустил голову вниз, став ждать реакции.

После акции в Москве Павленский дал интервью «Снобу», в котором рассказал своих страхах, надеждах и о том, как правильно прибивать мошонку к брусчатке. Подробнее — в материале «Тело человека прочнее, чем кажется».

Петр Павленский известен как автор болезненных перформансов. Так, летом 2012 года художник вышел на пикет к Казанскому собору Петербурга с зашитым ртом, протестуя против уголовного преследования участниц панк-группы Pussy Riot, обвиненных в хулиганстве. Спустя некоторое время художник появился у Заксобрания Петербурга обмотанным в колючую проволоку.