Кино на «Снобе»: налоги, боль и женское сердце в драме «Жизнь после»
Юлии Нович 26 лет. В настоящий момент она заканчивает мастерскую Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко во ВГИКе. Своим преподавателем Юлия считает и Юрия Арабова. Работа «Жизнь после», которую мы показываем сегодня, у Юлии далеко не первая и не последняя — сейчас Нович готовит к выпуску дипломную короткометражку «Внутри музыки» с Екатериной Волковой в главной роли. «Жизнь после» объездила огромное количество фестивалей в России и в мире. С успехом: «Получила приз президента фестиваля “Арткино-6”, к которому прилагались дипломы из RENTACAM, Xray и SHATTERS, которые очень помогли нам в съемках дипломного фильма». В коллекции «Жизни» — приз за лучший сценарий фестиваля KONIK-2013, приз за лучшую операторскую работу на фестивале «PROвзгляд-2014». Ближайший офлайн-показ планируется в начале мая в рамках Русской весны в Тунисе.
Откуда кадры растут. С четырех-пяти лет я ставила спектакли с детьми. В 10 лет сняла первый фильм, в 11 — второй. С 8 лет много смотрела киноклассику, коллекционировала ее и анализировала, насколько это может делать ребенок. Вокруг меня всегда было много детей и взрослых, и все они играли те роли, что я им давала: это могла быть телепередача, театральная постановка или клип по моему сценарию. Я знала и сейчас знаю, кому какая роль подойдет и как именно ее нужно сыграть. Как-то раз, когда я жила в Екатеринбурге, выиграла конкурс фотографии. Призом были два билета в кино на фильм «Зеркало для героя». Мне очень понравился фильм, я стала интересоваться его автором Владимиром Хотиненко. Очень хотелось учиться у него. Оказалось, он набирал в тот год мастерскую во ВГИКе. Я поехала в Москву, и Владимир Иванович Хотиненко и Владимир Алексеевич Фенченко взяли меня учиться, за что я им очень благодарна, ведь они подарили мне возможность заниматься тем, что я люблю.
Что было. Мои предыдущие работы — «Страсти по Матфею», «Пляска смерти», «Квартира 27». Иногда пересматриваю их да и многие другие учебные задания — и улыбаюсь... С каждым из них связана какая-то история. Фильмы — это возможность увидеть мышление, ощущение себя в этот момент. За собственными изменениями интересно наблюдать.
Настоящее. В «Жизни после» хотелось рассказать историю человека, который пришел к себе, нашел себя истинного, а не себя навязанного кем-то, обществом или семьей. И потом мне всегда интересно пограничное состояние, когда мы не знаем то, что с героиней происходит — сон, смерть или сумасшествие?
Звезда «Сатирикона». Агриппина Стеклова очень подходила на роль. Хотя сценарий я написала, не имея в виду конкретную актрису. Актеров искала по театрам. Много советовалась с моим педагогом, ныне покойным Игорем Павловичем Власовым, который всю жизнь проработал с Олегом Ефремовым в МХАТе. Именно он одобрил мой выбор Агриппины. Антона Афанасьева нашла случайно, кто-то прислал его анкету, сначала я ее просмотрела, но позже она всплыла в моей голове. И я долго и мучительно искала эту анкету в почте. Еле нашла. Я вот иногда думаю: а что если бы не нашла тогда его анкету? Фильм мог бы получиться совсем иным, если поменять какую-то его составляющую. Девочку из сна — дочь Александра Михайлова Алину — просто встретила в столовой ВГИКа. Конечно, работа с актерами такого уровня, как Агриппина и Антон, дала большой рост для меня как для режиссера. Я именно на этом фильме впервые поняла, что такое разбор роли, смогла увидеть при отборе дублей, насколько по-разному можно расставить акценты в фильме в зависимости от того, какой дубль с какой игрой отобран.
Куда ставить. Валера Махмудов, оператор-постановщик фильма, хорошо снимает. Раскадровки, поездки на натуру. Все как обычно. В кино говорят, что оператор — человек, который знает, куда ставить камеру. Валера знает.
Аварийная сборка. Героиня после аварии переживает кардинальные изменения в себе. Мы не знаем точно, как мы почувствуем собственную смерть, возможно, не почувствуем ее вообще и будем думать, что продолжаем жить. У героини есть только отправная точка — авария, а все остальное — жизнь после.
Окраины. Очень люблю сцену, когда героиня раздает деньги. Мы ее в Мытищах снимали. В соседнем доме от того, где живет героиня «Страстей по Матфею». Я жутко люблю эту тему городских окраин. И, конечно, знаю все локации по Подмосковью, где какие раздолбанные дома стоят. Очень приятно снимать в одних и тех же местах, они какими-то родными, обжитыми становятся. Вот, например, автобусная остановка из «Страстей по Матфею», место аварии в «Жизни после» и эпизод с байком в моем новом фильме «Внутри музыки» сняты в одном месте. И мне это нравится.
Бумер-3. Накануне съемки сцены с автомобилем BMW, на котором героиня едет по городу, у нас его не было. Долго искали, но найти не могли: так чтобы цвет подходил, и салон, и модель, и владелец в рабочий день нам мог ее предоставить, да еще и актрису с дублером и с каскадером за руль пустить. В общем, съемки завтра, нет авто. Ну я просто стала звонить всем подряд. И помню, кто-то дал мне чей-то телефон, тот дал еще один номер. В итоге получилось, что в два часа ночи перед утренней съемкой я поехала забирать ключи у хозяина авто, с которым у нас не было никаких общих знакомых и даже знакомых знакомых. Прекрасный человек отдал мне ночью темной во дворе ключи и сказал: вы ее только помойте потом, пожалуйста. Я его спросила, не хочет ли он поинтересоваться, кто я, откуда, взять мои паспортные данные и т. д. Он ответил, что не хочет. В шесть утра этого же дня мы с администратором Вовой Козловым приехали ее забирать. Долго не могли открыть машину. Двор упаркован под завязку — час выезжали. Потом долго не могли понять, чем ее заправлять. Приезжаем на заправку, оба в черных куртках, как назло, лица уставшие, спрашиваем на заправке: а вы не знаете, на чем она ездит? Насилу успели удрать, пока милицию не вызывали. Едем и думаем: у нас ни документов на машину, ни доверенности, да мы даже не знаем, чья она. Уже днем, пока снимали, сотрудники ГИБДД приехали на площадку и стали документы проверять: кто мы, откуда, что снимаем, почему на дороге. Хоть бы кто-нибудь про BMW спросил.
Наши университеты. Очень радует, что существует ВГИК, на киностудии которого снимался этот фильм. ВГИК обеспечивает нас камерой, техникой, студией озвучания и перезаписи, минимальным количеством сотрудников. Это спасает положение. Не представляю, как бы я снимала без киностудии ВГИК. Наверное, никак. Однако существуют дополнительные траты, и они не такие уж и маленькие. Эти деньги я брала с грантов, которые мне выплачивало государство за отличную учебу в институте, а также из денежных призов, полученных на фестивалях с предыдущими фильмами.
Кто решает. Продюсер в студенческом кино — это человек, который может принимать решения, особенно в экстренных ситуациях, брать ответственность на себя, умеет договариваться, организовать людей. Он должен уметь находить актеров, членов группы и многие неодушевленные вещи — быстро и бесплатно, так как бюджет фильма всегда ограничен. Это глава производства от начала подготовительного периода, когда сценарий готов, и до премьеры фильма и отправки его на фестивали. В фильме «Жизнь после» продюсером по большей части была я, в некоторых вопросах помогала Лена Муромцева.
Что будет. Сейчас заканчиваю работу над фильмом «Внутри музыки». Этот фильм, как и многие мои предыдущие фильмы, про силу музыки. В главной роли — Екатерина Волкова. В фильме так же сыграли Владимир Мишуков, Борис Каморзин, Олег Тополянский. В общем, актерский состав достаточно сильный. На этом фильме я работала с теми, с кем работаю уже не первый раз: с оператором Кареном Манасеряном, с художницей Юлей Волковой, с колористом Женей Гвоздевым. Складывается команда, с которой я планирую работать в дальнейшем. Премьера запланирована на 12 мая 2014 года, желающие попасть на нее могут связаться со мной на фейсбуке. В плане полного метра есть идея романтической комедии, думаю, она вызовет интерес продюсеров.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].