Сергей Алексашенко: В Тольятти государство уходит от ответственности так же, как и в Пикалеве

Убытки «Автоваза» выросли в 50 раз, инвесторы отвернулись, и завод ждет помощи от Владимира Путина. А в Пикалеве возобновился конфликт поставщиков с «БазэлЦемент-Пикалево»

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS
+T -
Поделиться:
Подробнее

Как следует из опубликованной 12 октября отчетности ОАО «АвтоВАЗа» по МСФО, в первом полугодии 2009 года выручка завода снизилась на 46% — до 53,1 миллиарда рублей. Сразу в 50 раз увеличился убыток от операционной деятельности — до 18,6 миллиарда рублей. Появление такого убытка объясняется тремя причинами: месячной остановкой конвейера в январе 2009 года (она обошлась в 5,7 миллиарда рублей), административными расходами «АвтоВАЗа» за полугодие (8,2 миллиарда) и созданием резервов под обесценение активов и дебиторских задолженностей завода (порядка 5 миллиардов). Без новой порции господдержки компания не сможет рассчитаться со своими долгами, под вопросом и продолжение производственной деятельности.

Владимир Путин заявил 2 октября, что французский концерн Renault как акционер должен принять участие в поддержке «АвтоВАЗа»: либо французы окажут финансовую помощь, либо им придется расстаться с частью акций.

5 октября премьер провел встречу с руководством и акционерами «АвтоВАЗа». «Государство готово будет взять часть нагрузки, связанной с этим процессом», — сообщил Путин. По его словам, помощь будет оказана через госкорпорацию «Ростехнологии», которая является держателем 25% акций «АвтоВАЗа».

Тем временем вновь обострилась ситуация в Пикалеве, которому в свое время уже помогал премьер: участники производственной цепочки винят друг друга в задержке оплаты услуг.

Действие подписанных при Путине контрактов завершилось 31 августа. В середине сентября были заключены новые договоры между всеми участниками пикалевской цепочки. Теперь мурманская компания «Апатит» — поставщик сырья на предприятие «БазэлЦемент-Пикалево» — обвинила последнее в систематическом неисполнении условий действующего контракта и уведомила его о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке.

Комментировать Всего 2 комментария

Есть ли связь между Пикалевом и «АвтоВАЗом»? При желании связь можно найти между чем угодно, но, мне кажется, в нашем случае связь только в том, что правительство не хотело бы видеть протестных выступлений ни в Пикалеве, ни в Тольятти. Есть десятки и сотни предприятий, которые потеряли рынки сбыта в период кризиса, но на них в отличие от этих двух городов власти не обращают внимания.

Читать дальше

Нужно понимать, что приезд Путина в Пикалево был хорошо срежиссированной акцией, смысл которой — показать народу, что есть мыслящий премьер, который решает за всех все проблемы. Он может «нагнуть» любого олигарха и прямо сходу, на виду у всех выжать из него деньги. Но все тайное становится явным. Вот и в пикалевском шоу было известно, что речь шла о временном трехмесячном контракте, который должен был бы дорабатываться (без участия премьера). Когда этот контракт был подписан, я сразу сказал, что, как только истекут три месяца, тут же начнутся споры, потому что из-под палки бизнес-контракты не подписываются, они не могут быть невыгодными для участников. Ни один бизнесмен не будет работать себе в убыток. Из большого уважения к премьер-министру он может так делать два-три месяца. Но вряд ли всю оставшуюся жизнь, потому что иначе он разорится. Собственно говоря, три месяца прошли, и выяснилось, что договориться не смогли. Стоит ли надеяться на еще один приезд Путина? Вряд ли.С «АвтоВАЗом» ситуация выглядит по-иному. В отличие от Пикалева, где технологическая линия очень простая и рынок примитивный: произвел цемент — продал, если рядом есть стройки, а если строек нет — не продал, у «АвтоВАЗа» ситуация гораздо сложнее. Завод находится в конкурентной среде, это первое. Он производит автомобили для открытого рынка, и у него много конкурентов.  Второе: у него объемы производства упали в два раза. Есть и третий важный момент: 2008 год, который был самым удачным для «АвтоВАЗа» по количеству произведенных автомобилей, оказался крайне убыточным. Каждый проданный автомобиль принес заводу тысячу долларов убытка. В этой ситуации бессмысленно сводить разговоры о будущем предприятия исключительно к вопросам нового модельного ряда, нового оборудования и т. д. Смотрите, компания «Рено», являющаяся акционером и технологическим партнером, заявила, что готова помочь с технологией — дать платформу, оборудование, лицензию, но все это будет только после того, как «АвтоВАЗ» проведет реструктуризацию. То есть разберется с долгами, убытками, избыточным количеством занятых (чтобы производить автомобилей в два раза меньше, не нужно столько работников, сколько было раньше). «Рено» готова вкладываться в компанию, которая производит 400 тысяч автомобилей, но в расчете на прибыль. На заводе сейчас 102 тысячи рабочих, и для нынешнего уровня производства примерно треть из них не нужна. Это и есть проблема правительства. Когда «АвтоВАЗ» делал свою презентацию для премьера, его представители сказали примерно следующее: «Есть вещи, которые мы точно не можем решить. Если вы хотите, чтобы завод держал сто тысяч работников, как сегодня, мы обанкротимся, закроемся. Мы этого сделать не в состоянии. В этом году у нас убытки будут больше: будет не тысяча, а две тысячи долларов на каждую машину. Если вы хотите, чтобы “АвтоВАЗ” сохранял сегодняшнюю численность занятых, знайте — мы обанкротимся и пойдем на дно!» Я согласен с таким подходом и считаю, что такие, социальные по сути, расходы власти должны взять на себя. Менеджмент должен заниматься сокращением издержек, прекращением воровства, разобраться с дилерской сетью, экономить на административном персонале, урезать премии и т. д. Но нельзя заставлять завод кормить сто тысяч рабочих, когда количество произведенных автомобилей упало в два раза.

Пока же ситуация развивается самым неблагоприятным для завода образом: приехал в Тольятти господин Шувалов и заявил: «Правительство согласия “АвтоВАЗу” на увольнение рабочих не давало. Пусть сначала он создаст еще одну компанию, возьмет туда на работу пять тысяч увольняемых пенсионеров, заключит с ними контракт на два-три года. Потом будем обсуждать, что делать дальше». Грубо говоря, «АвтоВАЗ» должен продолжать платить всем. В моем понимании, это тупик и кратчайший путь к банкротству. Является ли это позицией правительства? Или Шувалов сделал это заявление, не посоветовавшись с премьером?  Знаете, в армии приказ, отданный последним, считается действующим. Последним командиром, «отдавшим приказ» от лица правительства, был Шувалов, который фактически запретил проводить реструктуризацию «АвтоВАЗа». Мой прогноз: в такой ситуации у предприятия нет будущего, оно обречено. Надеяться на восстановление рынка, на рост объема продаж нелепо. Без приведения в соответствие численности занятых и текущего объема производства дела у предприятия не улучшатся. Постепенно будут расти и так тянущие на дно долги банкам (которые по-хорошему нужно либо списывать, либо конвертировать в акции), долги поставщикам. В результате цепочка лиц и компаний, которые пострадают от такого решения, будет удлиняться, а масштабы потерь многократно возрастут.

Государство, по-видимому, хочет, чтобы в Пикалеве участники конфликта разобрались сами. Однако, когда была перекрыта трасса, Путин сразу полетел туда в качестве психотерапевта, такого Кашпировского. Видимо, пока в Тольятти люди на улицу не выйдут, правительство будет тянуть резину в надежде, что, мол, рассосется, и тем самым совершит большую ошибку, поскольку довольно скоро нерешенные проблемы неизбежно выплеснутся на улицу.

Свернуть

А как жители Тольятти проголосовали на выборах?