Татьяна Фон-Варденбург: Искусство нельзя держать под замком
В Белом зале Пушкинского музея поселились художники. Поселились — каждый в отдельной «комнате», где до полного воссоздания домашней атмосферы не хватало лишь дивана и закипающего на столе чайника.
Такова задумка организаторов: создать для зрителя иллюзию прогулки по дому коллекционера, где развешены по стенам произведения, собранные им в течение долгих лет. Здесь и «находка» русских искусствоведов — художник Давид Бурлюк, и незаслуженно забытый в России Борис Анисфельд и другие, почти все современники, почти все покинувшие Россию после революции, но до конца жизни изображавшие на картинах родные города и цветастые платья крестьянок.
«Несомненно, художники-эмигранты тосковали по родине, — замечает Анатолий Беккерман, владелец манхэттенской галереи АВА, знаток и ценитель русской живописи, собирающий свою коллекцию вот уже почти 30 лет. — Все они переживали разлуку с Россией по-разному. Так, на картинах Коровина — свет, радость, буйство красок; у Григорьева, напротив, темные тона. Но своеобразная “русскость” присутствует у всех».
Гости столпились у огромного полотна художника Судейкина. На нем Пушкин в компании амура и краснощеких деревенских девиц. «Пушкина хотел художник изобразить или нет — доподлинно неизвестно, — рассказывает экскурсовод. — Но русского, национального в его картинах очень много. Художник рисовал по памяти Масленицу — получилось ярко, вычурно, в графическом стиле, но так по-русски!»