О кризисе мозгов и аппетитов
В 19-м веке Маркс изучал кризисы перепроизводства. А что за кризис сейчас?
В основном кризис в мозгах и в менеджменте - риски не считались. Когда человек берет кредит на курятник, покупает кур, кур закладывает, покупает коров, закладывает коров, покупает автомобиль, потом покупает кухонный комбайн и так далее, кто-то же должен был считать риски и следить за этим. Фиктивный капитал, который мы изучали у Маркса, оказался в буквальном смысле фиктивным. Это и есть причина кризиса.
Америка помешана на регулировании и контроле за финансами. Как же они пропустили это?
Меня самого удивляет, почему только федеральная резервная система занимается этим? А где SEC (прим.: комиссия по ценным бумагам)? Сейчас будут сделаны выводы, и им нужно будет менять систему регулирования фондового рынка. Возможно, англо-саксонская модель показала свою нежизнеспособность.
Насколько вероятно, что кризис перекинется и на континентальную европейскую экономику?
Перекинется, конечно. И в Германии, и во Франции уже начались проблемы.
Куда сейчас можно вкладывать деньги? Если кризис перейдет на Европу, то и у евро, наверное, нехорошие перспективы.
Я не знаю валюту, в которую сейчас можно надежно вложиться. Наверное, люди по старинке стали покупать золото.
А может появиться вторая или третья резервная валюта по итогам этого кризиса?
Многое будет зависеть от Китая и стран Азии: смогут ли они объединиться. Несколько лет назад шли разговоры о том, чтобы создать единую мусульманскую валюту. Но пока это несерьезно.
На что похожа рациональная инвестиционная стратегия в нынешних условиях?
Считаю, что через два-три года это время нам будет казаться уникальной возможностью заработать, а российский рынок упал больше всех. Главная стратегия в том, чтобы понять, что дно ты никогда не поймаешь, поэтому покупать надо на падении. Но если есть деньги и решение покупать, надо понимать, что в ближайший год купленные акции будут неликвидны.
Самый простой способ выбора активов - обратить внимание на самые большие компании, «голубые фишки», они самые ликвидные, это «Газпром», «МТС», «Вымпелком», «Норникель», «Северсталь», «Сбербанк», «ВТБ». Я бы не советовал покупать Павловский автобусный завод.
А на какой горизонт инвестирования нужно ориентироваться сейчас?
На полтора-два года.
Вы говорили о плохом менеджменте. А у наших компаний он хороший?
У нас ситуация проще, у нас практически не было гипертрофированной финансовой надстройки. Мы не успели перезаложиться, заложиться и так далее. У нас просто - есть товар и деньги.
Возможны ли у нас крупные, по нашим масштабам, банкротства?
У нас могут обанкротиться, прежде всего, банки. Главный риск, - это массовое изъятие денег из банков, этого ни один банк не выдержит.
Почему вкладчики до сих пор не начали забирать деньги? В 1998 году начали сразу.
Пока есть еще кредит доверия. А доверия к доллару, наоборот, нет. В чем забирать: в рублях, в долларах, в евро? Любая валюта девальвируется.
А лично Вы попали или нет?
Попал, конечно.
А есть знакомые, которые не попали? Вы знаешь хоть одного?
Я таких людей не знаю. Но слышал об одном - Михаил Прохоров. Но это только слух.
А есть в мире какие-то силы, которые понимают, что нужно делать?
Мне кажется, Полсон, предлагая свой план, понимает, что делает.
Кризис - это всегда санация. Что перестанет существовать после нынешнего кризиса?
Похоже, что инвестиционные банки в той форме, в которой они функционировали до сих пор. Сейчас их уже осталось не так много. Morgan Stanley, Goldman Sachs - и все. И рынок деривативов будет значительно меньше.
А какие институты придут на смену инвестбанкам?
Для начала будет спот-рынок. То есть прямая покупка-продажа облигаций и акций.
То есть мы вернемся в 60-е?
Рынок деривативов вырос за последние 10 лет. Так что вернемся лет на десять назад.
А адекватно ли сейчас действуют российские регуляторы?
Я считаю, российские регуляторы действуют профессионально. Многие критикуют их за то, что они закрывают биржу и запрещают торговлю. Но я считаю, что все это было абсолютно правильно. И кстати это единственный раз, когда мы были первыми. Сначала запретили короткие продажи мы, а потом уже и английский и другие европейские регуляторы. Наши регуляторы, Федеральная служба по финансовым рынкам и Центральный банк, - молодцы.
А идея Путина со вбросом денег в экономику - это тоже правильно?
Конечно. Вопрос только, куда эти деньги пойдут. Если они пойдут на поддержание ликвидности - это хорошо. А если на поддержание неэффективного бизнеса, например, строительства, то это плохо.
А как Вы определяете, эффективно оно или нет?
Рынок определит. Если никто не покупает по 5-6 тысяч за метр, продавайте подешевле. Пока ваши сверхприбыли не пропадут.
То есть у нас не безнадежная ситуация?
По сравнению с другими странами, например, с Восточной Европой, у нас очень хорошая ситуация. Главный риск в том, что потеряется доверие населения. Тогда возникнут проблемы и у «Сбера», и у ВТБ. Сейчас они уже возникли у маленьких банков. Люди оттуда забирают деньги и отдают в ВТБ и «Сбер». Вот это - серьезно.