Обычному зрителю на каннском смотре делать нечего — самым влиятельным на планете оказывается единственный кинофестиваль, где на показы билеты не продаются. Конечно, большая часть фильмов рано или поздно станет доступна всем желающим. Но пока киноманам, не аккредитованным на фест, приходится довольствоваться новостными лентами. А хотя бы частично проверить правоту журналистов можно с помощью трейлеров. Здесь — все доступные сегодня ролики к фильмам официальной программы. И бонус в виде двух самых заманчивых параллельных каннских премьер.

1. «Принцесса Грейс»

Фильм, открывающий Каннский фестиваль, выходит в прокат уже 22 мая. За полную романтических коллизий биографию актрисы Грейс Келли, ставшей принцессой Монако, взялся Оливье Даан, француз, чьи помпезные работы на родине — «Жизнь обетованная» с Изабель Юппер или нашумевшее жизнеописание Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийар — грешили, скажем так, несуразностями. Зато вся любимая Дааном эксцентрика и выспренность оказались к лицу чисто американскому жанру роуд муви, опробованному им в «Моей любовной песне», фантазии на музыку Боба Дилана с Рене Зелльвегер в роли прикованной к инвалидному креслу блюзовой певицы и Форестом Уитэкером в роли ее неуклюжего увальня-хранителя, способного разговаривать с ангелами. До премьеры очевидно, что звезда «Принцессы Монако» Николь Кидман идеально вписывается в женскую портретную галерею Даана. Это только на первый взгляд Кидман, Юппер и Зелльвегер не похожи: если провернуть с их образами из даановских фильмов ту же операцию, что в «Советской элегии» Сокуров проделал с членами Политбюро ЦК КПСС, то есть наложить друг на друга, заставить одно лицо превращаться в другое, сходство между французской, американской и австралийской звездами будет очевидно.

2. «Мистер Тернер»

Первый фильм конкурсной программы — подробная (на два с половиной часа) биография художника Тернера. Трейлера пока нет, зато есть видео галереи Tate, в котором режиссер Майк Ли рассказывает об источнике своего вдохновения.

3. «Пленницы»

Зимний триллер Атома Эгояна, канадского классика, чуть было не списанного кинокритическими снобами в архив.

4. «Зимняя спячка»

Идущая 3 часа 20 минут драма каннского завсегдатая, турка Нури Билге Джейлана, удостоилась единственного (да еще и совмещенного с пресс-показом) официального сеанса в Гран Театре Люмьер, что странно: Джейлан — один из тех, у кого «Пальмы» еще нет, а все права на нее — есть.

5. «Дикие истории»

Темная лошадка конкурса — аргентинское криминальное мыло от Дамиана Сифрона, прославившегося почти 10 лет назад милейшей полицейской комедией «Время смелых», этакой евроверсией «Смертельного оружия», с неторопливыми диалогами и призраками тоталитарной диктатуры. Но с 2005-го Сифрон работал только в телесериальной индустрии, его попадание в каннский пул — событие на грани скандала.

6. «Местный»

Следующий конкурсант — вестерн Томми Ли Джонса, тоже не снимавшего для кино с 2005 года, когда дебютный фильм «Три могилы Мельхиадеса Эстрады» принес ему каннские призы за сценарий и мужскую роль.

7. «Чудеса»

Невротичная девичья драма Алисы Рорвахер, чье дебютное «Небесное дело» участвовало в каннской параллельной программе «Двухнедельник режиссеров».

8. «Ловец лис»

А вот первые кадры из еще одного биографического фильма конкурса, о борце-олимпийце и его убийце.

9. «Карта звезд»

Сатира на Голливуд от Дэвида Кроненберга — заочно похожа на продолжение «Космополиса», только не такое клаустрофобичное.

10. «Две ночи, один день»

Новые братья Дарденн; кино наверняка хорошее, но золото не получит — у бельгийцев уже есть две «Пальмы».

11. «Прощание с языком»

Годар — бог, но ему, как и Джейлану, не повезло с расписанием: всего один показ в Гран Театре Люмьер и для гостей, и для прессы.

12. «Зал Джимми»

Новый Кен Лоуч — про танцы и политику.

Теперь обратимся к «Особому взгляду».

1. «Синяя комната»

Матье Амальрик подвергает Жоржа Сименона вольной экранизации.

2. «Люди-птицы»

В Канн возвращается Паскаль Ферран, в 1994-м отхватившая «Золотую камеру» за дебют «Мелкие сделки с мертвецами», но с тех пор напомнившая о себе только новой версией «Любовника леди Чаттерлей».

3. «Земля Чарли»

Рольф де Хир возвращается к австралийским аборигенам: предыдущий опыт общения с ними — «Десять каноэ» — тоже доплывал до «Особого взгляда».

4. «Белый бог»

Новый фильм венгра Корнела Мундруцо включили в «Особый взгляд» в последний момент. Вот клип со съемочной площадки.

5. «Ксения»

Новая работа Паноса Кутроса, греческого бога кэмпа.

6. «Прекрасная юность»

Новая работа каталонца Хайме Росалеса, изобретательно фиксирующего обыденность, чреватую вспышками немотивированного насилия.

А еще в Канне есть две параллельных программы — «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики». Из каждой мы выделили по одному, самому ожидаемому фильму.

1. «Племя»

В «Неделе критики» — премьера полнометражного фильма украинца Мирослава Слабошпицкого, снятого на языке глухих, без титров и перевода; потому что, как гласит рекламный слоган (см. трейлер),  любовь в переводе не нуждается. Слабошпицкий, набивавший режиссерскую руку и на экспериментальных короткометражках (прошлогодний серебряный призер Локарно «Ядерные отходы»), и на телевизионном ширпотребе (сериал «Отряд»), уже обращался к теме глухих — в новелле из альманаха «Мудаки. Арабески».

2. «Мелкий»

Брюно Дюмон — автор мучительных экзистенциальных драм «Жизнь Иисуса», «Фландрия», «Хадевейх», «Вне Сатаны», «Камилла Клодель, 1915» — вплотную приближался к каннскому золоту с эпохальной «Человечностью». Его новый фильм удостоился только двух утренних «специальных сеансов» в рамках «Двухнедельника». Скорее всего, по формальной причине — это мини-сериал. Похожий на революционный шаг — комедию по собственным мотивам, которым Дюмон решил устроить пародийную ревизию.