Центробанк и инфляция: кто кого?
Росстат снова расстроил: инфляция в апреле ускорилась до 7,3% (в годовом выражении) при планируемых 6%. Основной рост пришелся на услуги и продовольственные товары, подорожавшие по сравнению с апрелем 2013 года на 8,2% и 7,5% соответственно.
И хотя замминистра экономического развития Андрей Клепач прогнозирует постепенное замедление темпов роста цен к середине года, Центральный банк, не дожидаясь этого, повысил до 7,5% ключевую процентную ставку (ставку, по которой коммерческие банки получают средства от Центрального банка).
Посмотрим внимательней, что происходит.
Под термином «инфляция» экономисты подразумевают индекс, отражающий изменение цен на конкретный набор товаров: колбаса 1-го сорта, крупа гречневая, сыр рассольный, колготки детские и т. д. (у каждого товара и услуги свой вес в общем индексе). Этот список состоит из сотен позиций, выбираемых Росстатом, и призван отражать динамику цен в экономике. Поэтому, когда говорят «инфляция», имеют в виду то, как меняются цены именно на эти товары, а не то, как меняются цены вообще. По этой же причине рост цен на отдельные товарные позиции, например, «кирпич строительный», способен изменить индекс потребительских цен, хотя и окажется незначимым для подавляющего большинства россиян.
Совсем другая ситуация с общим ростом цен. Уровень цен в экономике зависит от соотношения объема произведенных товаров и предоставленных услуг, с одной стороны, и количества денег — с другой. Простое правило можно сформулировать следующим образом: когда денег становится больше, при прочих равных условиях, цены растут.
Частным случаем данного правила является и рост цен, наблюдаемый при экономическом спаде, при условии что объем денежной массы не сокращается.
А вот никаких других причин роста цен не существует. Но не потому, что рост издержек или девальвация рубля не сказываются на ценах отдельных товаров. Отнюдь. Импортный чай ожидаемо подорожает по мере роста курса доллара и евро, но законы физики не позволят купить одно и то же количество товаров при больших ценах, если количество денег фиксировано.
Рост общего уровня цен возможен лишь, если денег становится больше или товаров меньше. Именно поэтому Центральный банк повышает ключевую ставку: удорожание денег сократит кредитную экспансию банков, приведет к сжатию денежной массы и тем самым затормозит рост цен. Величина же индекса инфляции в данном случае имеет второстепенное значение.
Итак, россиян волнует, как быстро будут расти общие цены в ближайшем будущем. К сожалению, ответить на этот вопрос однозначно пока невозможно. В большой степени это будет зависеть от политики Центробанка.
С одной стороны, за первый квартал 2014 года денежная масса (так называемый денежный агрегат М2) сократилась на более чем 1,6 триллиона рублей (за тот же период прошлого года был рост на 60 миллиардов рублей). Если тенденция сохранится, можно ждать заметного замедления темпов роста цен.
С другой стороны, ЦБ России исторически крайне активен в денежной эмиссии. Так, с 1 января 2004 года по 1 января 2014 года денежная масса в России выросла почти в 10 (!) раз (с 3,2 триллиона рублей до 31,4 триллиона рублей), а, например, в зоне евро за тот же период — в 1,76 раза (с 5,24 триллиона евро до 9,24 триллиона евро). Уверен, теперь не стоит объяснять, почему цены у нас растут быстрее, чем в Европе.
Добавьте к этому фактически свершившийся переход от стагнации, волновавшей экономистов в 2013 году, к рецессии, и неопределенность относительно динамики цен станет очевидной. Тем не менее в руках ЦБ достаточно инструментов для сдерживания цен, что может вселять пусть и осторожный, но все-таки оптимизм.