Дискуссия о реформе образования. Когда починят социальный лифт?

28 мая состоится открытая дискуссия о проблемах образования в России, которую организовывает проект «Сноб». Участники дискуссии ответят на вопросы, что такое реформа образования, о которой так долго говорят чиновники, в чем ее смысл и когда мы ощутим ее действие

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Выделяют три основные причины, которые являются камнем преткновения в образовательных стандартах и внедрении их: коррупция в вузах, противоречивые оценки ЕГЭ и отсутствие международного признания российских стандартов среднего и высшего образования: наше образование не котируется за границей. Эти и не только эти причины побудили провести реформу образования в России и потратить на это довольно ощутимые деньги. В 2014 году было выделено 404 миллиарда рублей, в 2015 году освоят 441 миллиард, а 2016 году — почти 467 миллиардов рублей. При этом на основные вопросы о реформе ответов так и нет.

На какую систему образования мы ориентируемся, к чему хотим прийти? Чем объясняется низкий уровень цитирования в научных статьях, низкие мировые котировки наших университетов, растущий поток тех, кто стремится получать высшее образование за границей, и прочие косвенные измерители качества высшего образования? Учитывает ли реформа образования мировую революцию в системе образования и вообще чему нужно учить сегодня? И какие проблемы в образовании должны решаться не реформами в образовании и не образовательными организациями?

На эти и другие вопросы ответят Андрей Волков, преподаватель бизнес-школы «Сколково», один из новаторов российского управленческого образования, Михаил Дмитриев, младший партнёр консалтинговой компании «McKinsey», эксперт в области образования, Игорь Реморенко, ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования, Михаил Мокринский, создатель и первый директор лицея 1535, советник руководителя Департамента образования Москвы, Исак Фрумин, научный руководитель института образования ВШЭ, советник Министра образования и науки РФ и Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования, академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Ведущая дискуссии — Ксения Чудинова, журналист, преподаватель.

Читайте также:

Анна Красильщик: Учиться за границей. Истории российских студентов в Европе

Наталья Конрадова: Чем была советская школа — казармой или кузницей талантов?

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 3 комментария

Насчет "наше образование не котриуется за границей", как-то стало обидно за своих прекрасных вузовских преподавателей и за себя тоже, конечно...

Я живу в США, у меня была необходимость подтвердить мои дипломы для получения юридического образования - оно здесь требует предварительного высшего образования.

Мои дипломы в Америке были оценены таким образом:

1/  диплом московского иняза (5 лет обучения, как у всех) - был оценен как два диплома - бакалавра и магистра (бакалавр 4 года + 2 года американского образования);

2/ диплом МЭСИ (второе высшее - менеджмент/финансовый менеджмент) был оценен как второй диплом магистра.

Так что по американским понятиям перед получением американского диплома юриста у меня было следующее - исключительно российское - образование:

бакалавр - московский иняз

магистр - московский иняз

магистр - МЭСИ

Даже такие экзотические предметы для США как "научный коммунизм" и "марксистско-ленинская философия" (было и такое) были оценены по 4-балльной местной системе :), всё по-честному :).

Знаю, что дипломы медиков надо подтверждать и дополнительно учиться, дипломы юристов не котируются, т.к. другая система права, дипломы учителей (у меня у самой такой) не котируются, т.к. нужно подтверждение через сертификацию, что займет 3 года в любом случае - поэтому я и пошла учиться на юриста, чем доказывать свой учительский диплом - лучше уж что-то новое...

"Котируется-не котируется" - мне кажется, это производная лицензированных профессий, там просто вход на рынок ограничен для поддержания рыночной понополии и высоких цен местными профессионалами.  С качеством российского образования подобная политика ничего общего не имеет.

Я критикую Россию за многое, но вот как раз высшее образование - не знаю, какое оно сейчас - но в мои годы было как раз очень даже ничего. 

А посмотрите на наших музыкантов, инженеров, компьютерщиков...  Думаю, что всё же "котировки" здесь немного отдают защитой западного рынка профессий.

К сожалению, у меня сейчас нет больше времени обсудить другие вопросы, поднятые статьей, но обязательно зайду попозже.

Спасибо за интересный материал!

Да, вот именно, что Вы, Татьяна, помните свое образование, и я помню менее давнее свое, но сегодняшние проблемы реальны: сейчас в Москве вообще занимаются "объединением" школ...причем очень сомнительными способами...не говоря о том, что с 9 класса учеба превращается в марафон по подготовке к т.н. ГИА и потом ЕГЭ. При этом так и отсутствуют механизмы ранней специализации (за исключением старой системы спецшкол).

Не то, чтобы тот, кто хочет учиться, не смог бы научиться, но все-таки от моей второй школы, например, по факту остались одни воспоминания...А была отличная школа №199 на Академической, пока ее директор не постарела настолько, что не смогла сама управлять. Как только управление перешло к значительно более молодому завучу - начался конец школы. Во многом из-за особенностей ее характера и методов управления разбежались учителя - победители конкурса "Учитель года" с авторскими программами, а нам с одноклассниками попросту стало некуда прийти и отметить юбилей выпуска - несколько лет назад встречались в каком-то кабаке, а в школу просто не к кому было прийти уже.

Еще об одной школе я знаю еще более эпичную историю: она долгое время была одной из трех лучших школ на всю Москву с углубленным изучением китайского. Пока ее директор не вступила в "Единую Россию" и не начала воровать. В итоге она полностью проворовалась и выдавила весь нормальный коллектив преподавателей. Дети там практически вообще не учились. При этом во время президентских выборов в 2012 году она предоставила свой "административный ресурс" к услугам желавших, а также пыталась запирать совершеннолетних одиннадцатиклассников во время протестных акций в городе. Однако именно в тот год этого директора наконец-то удалось снять с большим позором.

Отдельная песня с высшим образованием...На мой взгляд, очень многим, кто идет в ВУЗы за "корочкой", совсем не нужно туда идти. Было бы больше всяких средне-профессиональных заведений - сразу закрылись бы помойные ВУЗы, а нормальные - перестали бы так сильно перегружаться мутными студентами, ВУЗовская наука зажила бы веселее без этого балласта - особенно в гуманитарных ВУЗах.

Столько народу ноет о том, что они не могут применить свое высшее образование на практике - так правильно, для практики достаточно средне-специального и мозгов. А высшее нужно для немного других целей.

Потому в США и дают за нашего специалиста сразу и бакалавра, и магистра - потому что у нас высшее образование действительно высшее.

Согласна, что от директора многое зависит и что нужно развивать сеть профессиональных образовательных учреждений, но ведь насильно в эти учреждения не загонишь, если человек хочет высшее образование, "мутный" он студент или нет.

Плюс, с многодесятилетней репутацией ПТУ как социального отстойника, нужно приложить массу усилий, чтобы не только развить сеть таких учреждений, но и убедить абитуриентов, что во время учебы и по выходу они будут уважаемыми членами общества.

Согласна, что ЕГЭ может породить коррупцию и стимулы работать под ЕГЭ вместо того, чтобы учить детей.

Такая проблема есть в США - только в смысле обучения "под экзамен", но пока только в младших классах, где почти ежегодные экзамены проводятся штатами.  Что касается экзаменов на готовность к колледжу, насколько я знаю по опыту своих двух детей, закончивших американскую школу, они готовились к таким экзаменам сами, вне школьных курсов, есть специальные курсы подготовки, продаются пособия для самоподготовки.

Нужно ещё учитывать, что в США администратора школы быстро приведут к знаменателю, если он/она будет заниматься через школу политической деятельностью, плюс здесь школы финансируются в основном за счет налога на недвижимость местных жителей, Совет школы - выборный орган, бюджет школа принимается только после публичных слушаний, так что есть меры воздействия на зарвавшихся администраторов школ.  На моей памяти местная публика несколько раз заваливала школьные бюджеты - они здесь, кстати, многомиллионные. 

Не знаю, можно и нужно ли переносить этот опыт на российскую почву, это просто информация.

Могу сказать, что я сама сдавала два экзамена, где меня идентифицировал только номер - LSAT (готовность к школе права) и bar (на лицензию адвоката).  Прошла и там, и там, как-то не было даже мысли о коррупции.

Коррупция в ЕГЭ - это системная проблема страны, мне кажется.

В США, к примеру, нельзя купить "корочки", как, насколько я могу судить по рассказам знакомых, можно это сделать в России.  С этим тоже нужно бороться, это подрывает веру в подлинность российских дипломов.

Варвара Грязнова Комментарий удален автором