Первое, что я увидел, приехав на Александер-платц, — стройный ряд штативов со всевозможными фотокамерами, направленными в небо. К каждому фотоаппарату прилагался напряженный фотограф, который пристально вглядывался то в колюче-холодное небо, то в настройки своей камеры. Организаторы фестиваля пообещали денежный приз за лучшую фотографию, поэтому, куда бы я ни пошел тем вечером, повсюду меня встречал неизменный ряд штативов и толпа фотографов.

Вдруг зазвучала кантата Карла Орфа Carmina Burana — это был сигнал для фотографов защелкать затворами, а салюту — начаться. И вот под песню O Fortuna! в техно-обработке Берлин, пританцовывая, вновь вошел в эту осеннюю ночную разноцветность.

С 2004 года каждую осень главные достопримечательности Берлина пестрят по ночам оригинальной подсветкой: от абстрактных, неспешно сменяющих друг друга мазков до пестрого мельтешения каких-то диковинных змеек, часов, отсчитывающих время, и многого другого. Хотя неспешность превалирует. Так что долго стоять у одного объекта невмочь.

Но организаторы это предусмотрели и пустили автобусы, соединяющие большинство из полусотни диковинно освещенных домов. Ну а те, кто заботится об экологии, могли прокатиться на велотакси.

К проблемам окружающей среды немцы вообще относятся трепетно. Недавно Германия распрощалась с «неэкологическими» лампочками (ну, как распрощалась — люди закупили старых лампочек поколений на пять вперед). Теперь, покупая в магазине лампочку, ты знаешь, что она не перерасходует электричество и будет освещать твое жилище мерзким, но очень экологичным светом. Да что там лампочки — адронный коллайдер отключают на зиму, дабы экономить электричество. Поэтому для организаторов мероприятия крайне важно было рассказать о том, что энергия тратится разумно.

Один из них, светодизайнер Андреас Бёльке, отметил, что вся энергия для освещения города добыта исключительно экологически чистым путем (так называемая экоэнергия), а денег налогоплательщиков не использовано ни цента — мероприятие целиком и полностью финансировали спонсоры. Факт немаловажный — на подсветку одной только Берлинской телебашни израсходовали более 3500 лампочек.

Впрочем, по мнению культуролога и специалиста по вопросам медиа Евы Катарины Йост, этого недостаточно. Придя на фестиваль уже не в первый раз, Ева нашла, что праздник теряет свою привлекательность. К тому же во Франции такие вещи делают лучше, и смотреть их она советует именно там.

Меж тем над распределением и сочетанием цветов и видов освещения работала целая команда профессионалов. Над каждым освещенным фасадом трудилось не меньше 20 специалистов.

Андреас Бёльке в интервью газете Der Tagesspiegel открыл некоторые тайны ремесла. К различной фактуре, рассказал он, подходят разные световые эффекты: непростой рельеф Берлинского кафедрального собора порождает убористый мельтешащий рисунок на его стенах, а вытянутая бетонная поверхность Берлинской телебашни располагает к более монотонному освещению.

«Мы хотим показать, что на привычные места можно взглянуть по-иному. И это мы делаем с помощью освещения», — сказал Зигфрид Хелиас, представитель фонда City Stiftung Berlin, главного организатора мероприятия.

На главной улице города — Unter den Linden («Под липами») — основным подручным материалом для дизайнеров стали сами липы: они тоже светились всеми цветами радуги.

Сюда пришло довольно много народу, кто-то фотографировался на фоне деревьев, кто-то снимал деревья, кто-то просто бродил туда-сюда. Чтобы вписаться в праздник, пожилая дама-экскурсовод, проводившая мимо «ночную» группу туристов, нацепила на шею какую-то рождественскую гирлянду.

На Бранденбургских воротах высвечивалась надпись: «Будь карри, Будь сосиской, Будь Берлином». (Currywurst, сосиска с соусом карри — фирменное блюдо Берлина.)  

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Александра, изучающая в Берлине информатику, сказала мне, что рада побывать на этом ежегодном шоу:

Несмотря на холод, организаторам удалось завоевать публику. Будущему ландшафтному дизайнеру Дарье фестиваль тоже пришелся по душе:

Ближе к полуночи горожане потихоньку начали расходиться, а на улицах все так же вспыхивали, гасли и переливались оттенками цветовые пятна. Впечатление было сюрреалистическое, когда я проезжал по опустевшим уже улицам мимо махин, раскрашенных в осенние цвета.

 

Константин Куцын