Нужен ли детям образец добродетели
Сара Эбнер, блогер газеты The Times, на свой пост о тяжелом труде учителя получила такой комментарий:
«Проблема в том, что профессия учителя никак не изменилась за последние 2500 лет. Он так и стоит перед тридцатью учениками, и преподает то же, что преподавал в прошлом году, а в это время тысячи учителей по всей стране преподают то же самое другим детям. Может быть, пора модернизировать способ подачи знаний? Для тех, кто не знает: есть такая штука — Интернет. И потоковое видео (youtube и т. п.). Так что нет никакой необходимости в тысячах учителей, которые повторяют одно и то же. Просто возьмите лучшего и опубликуйте его онлайн-видеолекции».
Трудно поверить, но комментатор не шутил. Пара учителей даже вяло возражали про «важность непосредственного общения» и неусидчивость малолеток, которым требуется не просто лектор, но воспитатель. Разумеется, никто не собирался всерьез обсуждать такого рода модернизацию образования.
Однако этот бесхитростный утопический план, по которому все должны стать счастливее (государство экономит на учительских зарплатах, самые талантливые учителя получают много денег за видеолекции, школьники учатся в удобном им режиме), указывает на одну важную логическую нестыковку. Школьные программы во всех странах стандартизированные, но их подача зависит от конкретных людей, с их индивидуальными интересами и мотивациями.
Недаром одна из заметных дискуссий о школе (спровоцированных той же Сарой Эбнер) посвящена вопросу, должен ли учитель быть моральным примером. Большинство родителей, которые высказываются по этому поводу, ожидают увидеть в школе не просто преподавателя известных наук, но Учителя жизни. Который не пьет и не курит, не ругается матом, регулярно кормит птичек, переводит старушек через дорогу и служит образцом добродетели в любое время суток. Это важно: не во время урока в школе, а буквально всегда и везде, даже у себя дома.
Странная ситуация. Вопрос о том, что учитель преподает школьникам, решается на государственном уровне. Содержание образовательных стандартов проходит множество проверок — это удел экспертного знания. Еще немного, и предложение заменить учителя компьютером уже не будет выглядеть диким. При этом роль учителя в умах «потребителей» остается архаичной, как будто даже печатного станка еще не изобрели. Как будто знание доступно лишь избранным. Как будто именно личностью определяется суть школьного образования.
Так должен ли учитель быть образцом добродетели? Мне вот кажется, что да, должен. А образовательные стандарты — это зло.