Поправки устанавливают новый порядок возбуждения налоговых дел. После получения соответствующей информации от МВД следователи должны в течение трех дней предоставить ФНС материалы и предварительные расчеты недоимки. У налоговиков три пути: прислать заключение о результатах проверки по этой недоимке; сообщить, что проверка еще идет; или же заявить, что проверка не проводилась, а информации о нарушении нет.

Для возбуждения уголовного дела следователям не придется дожидаться ответа от ФНС, если есть повод и достаточные сведения о признаках преступления, сказано в поправках. Отрицательный ответ налоговых органов также никак не помешает следователям.

Поправки, подготовленные налоговыми органами, согласованы со Следственным комитетом, сообщил изданию представитель ФНС. По его словам, после одобрения в администрации президента России их отправят в Госдуму. Глава налоговой службы Михаил Мишустин сообщит президенту Владимиру Путину о новой процедуре 20 июня, рассказал изданию неназванный чиновник. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил эту информацию.

В октябре 2013-го Владимир Путин внес в парламент резонансный законопроект, разрешающий следователям возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без ведома ФНС. Законопроект раскритиковал премьер-министр Дмитрий Медведев, который в бытность работы президентом обязал следователей согласовывать налоговые дела с ФНС. В итоге Дума приняла законопроект в первом чтении, отведя время на подготовку поправок.

Юрий Фогельсон, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права ВШЭ:

Раньше, довольно давно, процедура выглядела следующим образом: приходила с проверкой налоговая, писала акт об отсутствии налоговых нарушений, потом независимо от этого проверку осуществляли следственные органы и писали заключение об обнаружении признаков преступления и возбуждали дело, начинали выемки и так далее. Естественно, в этой процедуре было огромное количество злоупотреблений. Поэтому и было введено правило, что пока налоговые органы не выявили налогового правонарушения, следственные органы дело не возбуждают.

До 2004-2005 годов налоговые органы ходили в суд, они там спорили, решали свои вопросы правовым путем. Я и сам часто принимал участие в этих судебных процедурах, как в качестве представителя стороны, так и в качестве консультанта. А сейчас ситуация изменилась. В стране, в которой все решается путем денег и откатов, а правовые механизмы поставлены с ног на голову, любая схема взаимоотношений способна создать проблемы. С точки зрения защиты прав предпринимателей сегодняшняя норма, когда СК дожидается заключения ФНС, лучше. Если бы у нас была нормальная система правосудия, которая осуществляла бы адекватный контроль, волноваться вообще было бы не о чем. Было бы неважно, кто обнаруживает нарушение, раз это происходило бы под контролем независимого суда.

Михаил Вышегородцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей по Москве:

Я абсолютно согласен с экспертами, которые высказывают опасения о злоупотреблении следственными органами новыми полномочиями. Новая процедура недопустима: сначала необходимо получать данные от того ведомства, которое и ведет налоговую политику. Совершенно неправильно сначала возбуждать уголовное дело, а только потом запрашивать документы для его основания.