Президентский совет по правам человека и депутаты Госдумы критикуют Минюст за срыв сроков исполнения поручений президента Владимира Путина, сообщает газета «Коммерсантъ». Речь идет о поручении наделить членов СПЧ правом проверять колонии и СИЗО. Эти поправки Минюст должен был проработать до 1 января нынешнего года, но проект закона так и не поступил в Государственную думу.

Соответствующее поручение о внесении изменений в закон «Об общественном контроле», которым регулируется деятельность ОНК в колониях и СИЗО, Владимир Путин дал по итогам встречи с членами СПЧ 24 марта прошлого года. Таким образом была удовлетворена просьба членов совета, которые просили предоставить им дополнительные полномочия, которые есть у членов ОНК. 

Сейчас члены ОНК могут проверять места заключения в любое время, следить за соблюдением в исправительных учреждениях прав человека, а также составлять акты проверки и заключения.

Глава СПЧ Михаил Федотов сказал, что Совет полностью поддерживает законопроект, который подготовил Минюст, но недоволен тем, что срываются сроки исполнения поручения президента. В свою очередь, депутат Госдумы от «Справедливой России» Валерий Гартунг направил обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой лично проконтролировать исполнение поручений президента.

Ольга Романова, правозащитник:

Поручения президента должны исполняться, как бы мы ни относились к президенту, к премьеру — это не политическая вещь, это работа такая, люди за это получают зарплату, причем из нашего кармана, поэтому работа должна делаться. Безусловно, колониям и СИЗО нужен дополнительный надзор. Тюрьмы пользуются тем, что это закрытые учреждения, в которые никого не пускают, и эту ситуацию нужно менять. ОНК у нас, к сожалению, работают очень плохо. Выделить можно только московскую, челябинскую и мурманскую ОНК — они, по крайней мере, работают, и то в московской ОНК работает пять человек, в остальных перечисленных — по два-три, и это уже много, уже хорошо, что они есть.

Что касается членов СПЧ, кто бы там ни был, какими бы ангажированными ни были эти люди — по тюрьмам надо ходить. Тюрьма хорошо прочищает мозг человека, чистит карму и нравственную составляющую. Пусть даже самый мерзкий, самый ангажированный человек ходит в тюрьму — даже если он не спасет нескольких человек (а скорее всего, спасет), он спасется сам и карму почистит. Я много раз видела чудеса, когда люди самой лоялистской консервативной позиции, попадая туда, становятся другими. Яркий пример — Мария Каннабих из ОПРФ, которая работает по тюрьмам; она, в общем-то, работает в сговоре с тюремщиками, толку от нее мало, но он есть. Я лично знаю нескольких людей, которым помог визит человека с воли.