Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Я уже не первый год твержу, что нет на свете кинофестиваля лучше, чем в Локарно. И убедиться в этом может каждый — в отличие от Канна, где без аккредитации вы можете разве что потолкаться среди потеющих зевак, Локарно придуман для зрителей, которые охотно заполняют и ночную восьмитысячную площадь Пьяцца Гранде, и предназначенную для конкурсных премьер, чуть более компактную, на три с половиной тысячи человек, аудиторию FEVI. По моему убеждению, сам Локарно, расположившийся на озерных берегах среди альпийских гор итальянской Швейцарии, так хорош, что, что бы здесь ни показывали, ехать надо. Но, на счастье, и кино здесь отменное. Дело в том, что этот европейский фестиваль будто и не стремится к конкуренции, не охотится за трендами и не ищет политической актуальности, как это делают Венеция, Канн или Берлин. Но при этом собирает самую живую и непредсказуемую программу, где на равных и классики, и маргиналы с культовым статусом, и молодежь.

Эффектно выглядит уже жюри: во главе — победитель прошлогодней юбилейной Венеции Джанфранко Рози, с ним работают красотки-актрисы Конни Нильсен (всеобщая, полагаю, любимица со времен пиратских видеопрокатов, среди последних значительных появлений — роль матери Джо в «Нимфоманке») и Элис Брага (бразильянка, племянница легендарной Сони Брага, востребованная и в Латинской Америке, и в Голливуде — см. «Я — легенда» и «Элизиум»), китайский режиссер Дяо Инань, победивший в этом году в Берлине (фильм «Черный уголь, тонкий лед» показывали вне конкурса на ММКФ), и немецкий режиссер Томас Арслан, один из самых живых представителей анемичной «берлинской школы».

В Локарно, кроме основного конкурса, есть столь же масштабный конкурс дебютов «Режиссеры настоящего» — Cineasti del presente и огромный конкурс короткометражного кино «Леопарды завтрашнего дня» — Pardi di domani. Выбирать лучших в «Настоящем» будет жюри, ведомое сирийским режиссером Оссамой Мохаммедом, автором одной из самых сильных работ последнего Канна — я писал о «Серебристой воде. Автопортрете Сирии» здесь. А судейскую команду короткого метра возглавит Рутгер Хауэр — еще один прекрасный штрих к портрету фестиваля.

Кадр из фильма «Дурак»
Кадр из фильма «Дурак»

Российского кино не было в основном конкурсе с 2009 года, когда за «Золотого Леопарда» боролся «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, удостоенный в итоге «Серебряного леопарда» за режиссуру и специального приза жюри. Юрий Быков оказывается в компании немногочисленных избранных — за два с лишним десятилетия в конкурсе Локарно участвовали всего шесть режиссеров — Светлана Проскурина (с победным «Случайный вальсом»), Олег Ковалов (с «Концертом для крысы»), Вадим Абдрашитов (с «Временем танцора»), Андрей А. Эшпай (с «Многоточием»), Валерий Огородников (с «Бараком») и Кирилл Серебренников (с «Юрьевым днем»). Про «Дурака» на родине режиссера есть разные мнения. Убедительно звучит критическая точка зрения, сформулированная Марией Кувшиновой. Мое, более лояльное, мнение высказано в сочинском репортаже. В дополнение могу добавить, что одно из профессиональных качеств Быкова — работоспособность; он не простаивает, снимает быстро и азартно, в чем, возможно, кроется и причина шероховатости «Дурака», фильма, который заносит то в не лишенную эстетства драму об одиночке-правдоискателе, то в социальный гротеск, то в бесчеловечный триллер. Возможно, союз эклектики и бесспорной энергетики, которой фильм обладает, вкупе с критическим взглядом на нынешнюю российскую власть и привлек отборщиков Локарно. И уж точно их, не говорящих по-русски, не раздражала довольно грубая выделка диалогов.

Кадр из фильма «Из того, что было прежде»
Кадр из фильма «Из того, что было прежде»

Среди соперников «Дурака» выделяется новый фильм филиппинского гения Лава Диаса (в прошлом году он возглавлял в Локарно жюри основного конкурса) «Из того, что было прежде» (ограничусь пока подстрочным переводом названия), который длится дольше «компромиссного» — четырехчасового — каннского фильма «Север, конец истории», но меньше, чем иные, достигавшие девяти, а то и одиннадцати часов шедевры Диаса: всего пять с половиной часов. Именно хронометраж создает проблемы для демонстрации картин Диаса на фестивалях; куратор Локарно Карло Шатриан — первый, кто решился включить этого бегуна на очень длинные дистанции в главный конкурс.

Кадр из фильма «Исцеление: жизнь других»
Кадр из фильма «Исцеление: жизнь других»

Возвращается в Локарно Андреа Стака, побеждавшая в 2006-м с замечательным дебютом «Служанки»: новый фильм «Исцеление: жизнь других» тоже посвящен женщинам и во многом основывается на личном опыте Андреа, снимавшей на своей родине, в Дубровнике. Американское независимое кино представлено «фирменными» локарнскими именами: в основной конкурс попали работы авторов, уже побывавших «Режиссерами настоящего» – «Послушай, Филипп» Алекса Росса Перри с Джейсоном Шварцманном и неигровое «Железное министерство» Джей Пи Снядеки. А во втором конкурсе будет второй фильм (по фестивальным регламентам вторые фильмы тоже проходят за дебюты) Джоэля Потрикуса, автора прекрасной «Обезьяны», просочившейся даже в наш диетический прокат. Название его новой работы — Buzzard — можно переводить как «Глупец»; нашему «Дураку» подбирается неплохая компания.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Еще одно особо важное для нас событие Локарно — спецпрограмма, посвященная педагогической деятельности локарнского кумира Александра Сокурова: на фестивале покажут ВСЕ короткометражные работы студентов Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете, то, чего, увы, не случилось ни на одном российском кинофестивале.

Кадр и фильма «Люси»
Кадр и фильма «Люси»

На открытии же крутят новый фильм Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон «Люси» — условно голливудский проект, потому что Бессон и его империя Europa Corp. — сам себе Голливуд. Вообще же, внеконкурсная секция «Пьяцца Гранде» в этом году сформирована так, будто Голливуда вообще нет на кинокарте, и состоит по большей части из европейских жанровых фильмов. Хорошо это или плохо — скоро узнаем.