Мария Алехина и Надежда Толоконникова оценили судебные издержки в 10 тысяч евро — таким образом общая сумма исковых требований достигла 250 тысяч. Полученные деньги активистки обещают направить на правозащитную деятельность в России.

Интересы Толоконниковой и Алехиной в Европейском суде представляет правозащитная ассоциация «АГОРА». Глава организации Павел Чиков считает, что ЕСПЧ вынесет решение по жалобе участниц Pussy Riot до конца 2014 года. По его словам, рассмотрение начнется после того, как российское правительство выскажется о сумме компенсации. В Минюсте неофициально назвали озвученную сумму «нереальной».

Участницы панк-молебна в храме Христа Спасителя считают, что во время следствия и судебного процесса по их делу российские власти нарушили несколько положений Европейской конвенции по правам человека: право на свободу выражения мнения, свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и запрет пыток.

Адвокаты Pussy Riot подали жалобу в ЕСПЧ в феврале 2013 года, когда Толоконникова и Алехина отбывали наказание в колонии. Во время предварительного рассмотрения Страсбургский суд попросил Россию прокомментировать заявления участниц панк-группы. Москва отвергла обвинения в бесчеловечном обращении, оправдав стеклянные клетки в суде, на которые пожаловались Толоконникова и Алехина, мировой практикой.

Павел Чиков, председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА»:

Сумма компенсации не взята с потолка. Мы ориентировались на решения суда по аналогичным делам. Например, по одному из дел против Болгарии ЕСПЧ присудил 12,5 тысячи евро за восемь дней, незаконно проведенных под стражей, то есть по 2500 в сутки. По делу против Грузии ЕСПЧ присудил 150 тысяч евро за два года, незаконно проведенных под стражей. Мы сформировали сумму исходя из того, что девушки провели под стражей один год, девять месяцев и 18 дней, и что при этом были нарушены четыре статьи Конвенции о защите прав человека.

Буквально на прошлой неделе по одной из жалоб Комитета против пыток суд присудил 45 тысяч евро компенсации, до этого 70 тысяч, а самая большая сумма в отношении России до сих пор — это дело «Михеев против России». Сумма компенсации тогда составила 250 тысяч евро. Половина этой суммы была за компенсацию морального вреда, а половина — на расходы, в том числе и на лечение, которое требовалось Михееву. Одним словом, подобные суммы присуждаются. Конечно, это происходит не каждый день, но дело Pussy Riot тоже не рядовое.

Выплаты компенсаций выполняются точно в срок в течение трех месяцев после вступления в силу решения ЕСПЧ. Министерство финансов переводит суммы на счет заявителя точно в срок, как часы, и вопросов к этому не возникает. Возникают вопросы об исполнении решений суда, касающихся системных изменений, то есть так называемых общих мер. Например, Алехина и Толоконникова в своей жалобе требуют признать бесчеловечным нахождение в стеклянной клетке. Если ЕСПЧ признает такую практику судов бесчеловечным обращением, это значит, что власти должны демонтировать все стеклянные клетки во всех судах на территории страны. А буквально две недели назад суд признал бесчеловечным наличие металлических клеток в российских судах. Как Россия теперь будет выполнять решение суда — это большой вопрос.