Предаукционная выставка — это не только демонстрация товара лицом, но и возможность увидеть уникальные предметы собранными вместе, до того как все они будут распроданы. В Историческом музее представлены произведения из коллекции семьи Шрайбер, одного из лучших американских собраний русского искусства начала XX века. Супруги Шрайбер занялись русским искусством 35 лет назад, когда никому еще это не было интересно. Два года назад Sotheby's уже продавал часть коллекции. Это вторая часть — в нее входят три произведения Натальи Гончаровой. Особенное внимание эксперты обращают на картину «Подсолнухи», которая оценивается приблизительно в 600-800 тысяч долларов. 

Еще одна важная работа из этого собрания — картина Бориса Григорьева из серии «Лики России», которую особо отметила Соня Беккерман, глава отдела русского искусства Sotheby's в Нью-Йорке:

Вторая часть экспозиции посвящена шедеврам, которые были бы, вероятно, не столь интересны, если бы не связанная с ними история. Эти вещи — портсигары, шкатулки и бонбоньерки — были тайно вывезены из России в самый разгар революции и все эти годы считались утерянными. Принадлежали они великой княгине Марии Павловне и ее супругу великому князю Владимиру Александровичу, брату императора Александра III. В ноябре 1918 года, незадолго до разрыва дипломатических отношений коллекция была передана на хранение в шведскую дипломатическую миссию. Недавно, при проведении инвентаризации в дипломатических архивах в Стокгольме был обнаружен ящик с этими вещами, завернутыми в полосатые наволочки. Там есть и подарок императора Николая II — шкатулка работы мастера Михаила Перхина из двухцветного золота с вензелем императора. К шкатулке прилагается записка императора на русском языке: «Аликс и я просим принять этот скромный подарок в память об этом дне. Ники».

Посмотреть на шедевры из коллекции семьи Шрайбер и новообретенные ювелирные изделия Фаберже собрались потенциальные покупатели, журналисты и друзья Sotheby's. Открывал вечер сам Михаил Каменский, генеральный директор Sotheby's в России и СНГ.

В остальном вечер не был омрачен никакими официальными речами: все ходили по небольшому залу, любуясь на произведения Гончаровой и Григорьева, Айвазовского, Коровина, Репина и других живописцев. Непринужденную атмосферу диктовало само помещение — в прежние годы подобные предаукционные просмотры устраивались в огромных залах ЦДХ. Теперь, в маленьком уютном выставочном зале Исторического музея, гости вплотную соприкасались с лотами будущих торгов, да и друг с другом.

Кристиан Брокштедт, который тоже пришел в Исторический музей в этот вечер, отметил: «Вещи Марии Павловны не очень мне близки. Что мне действительно понравилось, так это работа Фалька. Фальк и Гончарова». Он посетовал, что не успевает на торги, где можно будет приобрести выставленные предметы, и добавил, что Фаберже «должны купить коренные россияне».

Мария Семендяева