![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Советский Голливуд. К 75-летию ВДНХ
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/61/fb/61fb0318b54fbeb48753bb514989b655cea9418ee24dc9bc35f194f8dc73607b.jpg)
Григорий Ревзин, архитектурный критик:
ВДНХ можно сохранить как музей, но дух ВДНХ сохранить невозможно. Выставка функционировала в условиях отсутствия товаров и еды, демонстрируя при этом изобилие. Это был такой рай. Выставка давала понять, что так советские люди будут жить в будущем. Как сохранить такой дух? Да никак — люди вроде так и живут, как обещала ВДНХ.
Я бы сделал из ВДНХ глобальный выставочный центр, но эта идея не находит поддержки. Хотя в Москве нет площадок для больших выставок вроде Fiera Milano City, где постоянно проходит множество разнообразных «экспо», от художественных до промышленных. У нас в роли такой площадки выступает «Крокус Экспо», но он находится на окраине, и это уменьшает его производительность.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fe/01/fe01d4f4b967166ba054e54259b7ddf0be73c8795166a81c834b3d0ce5336ce1.jpg)
Михаил Ширвиндт, актер и телеведущий:
Когда я работал в театре «Сатирикон», мы, молодые и голодные артисты, работали скоморохами на елках. 1 января мы приезжали на ВДНХ к 10 утра, в какой-то неотапливаемой бытовке нам красили щеки, надевали наряды скоморохов, и мы с бубнами бегали. Выступали мы по три раза в день, за каждый выход получали по 5 рублей. С каждым разом носы надо было красить все ярче в красный, потому что на морозе они из красных превращались в синие. Но тем не менее это был прекрасный заработок, за что спасибо ВДНХ!
Это культовое место. Оно было прекрасно в сталинские времена — не благодаря Сталину, а просто как архитектурный шедевр для досуга москвичей. Этот стиль сейчас во многом утрачен. В годы перестройки ВДНХ превратилось в какой-то китайский рынок.
Я бы очень бережно восстановил все эти архитектурные шедевры и, совместив ту архитектуру с современностью, сделал бы из ВДНХ огромный парк современных развлечений. В Швеции даже в самом маленьком городке обязательно есть огромные парки развлечений, а у нас с этим очень плохо даже в Москве.
Но можно, конечно, поставить канистру с нефтью посередине, чтобы все увидели достижения нашего народного хозяйства.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/53/85/5385876cb15ae86d0ff83dbb4f1fdd0a3ae57082bf61c86469be8fe94eafeaae.jpg)
Сергей Шаров-Делоне, архитектор, реставратор:
Терпеть не могу ВДНХ за сталинскую помпезность. У меня не связано с этим местом никаких воспоминаний, потому что я воспринимаю его как эдакую потемкинскую деревню. ВДНХ очень похожа на Всемирную выставку в Чикаго, но та состояла из временных павильонов, а наша Выставка — это монумент. И как профессионалу мне было бы жалко сносить этот монумент, потому что это все же образец архитектуры определенной эпохи. Стоит его сохранить, чтобы показать, что такое было.
![Иллюстрация: Редакционно-издательский отдел главного выставочного комитета](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/77/42/774278b58e685fc4ca2988c4dd004485d367c4e21d6479ea364d89092e50f607.jpg)
![Иллюстрация: Редакционно-издательский отдел главного выставочного комитета](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d8/a8/d8a83cf9ec710034666344c37f568dd43b5a56d3d1e8e97f68e8ea846e71e3ca.jpg)
![Иллюстрация: Редакционно-издательский отдел главного выставочного комитета](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/5f/085f8cb1122a967f626e6dc7f76abc7ed7052dbd7a4bce860c01944d44498301.jpg)
![Иллюстрация: Редакционно-издательский отдел главного выставочного комитета](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e4/c1/e4c1543b16d32578bbc65f1551ac05aa80b27913db0242c80758c0bd6147fe67.jpg)
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/0d/4a0d7e721d3052f764efd9592d4619bc45aee1c709f60b024c985573ab0bc10a.jpg)
Матвей Крылов, художник-акционист, участник акции «Освобождение Гагарина» на ВДНХ:
Вся архитектура, что нас окружает, создана в Советском Союзе, а нынешняя власть доказала свою беспомощность и бездарность: никаких архитектурных памятников ею построено не было.
Самое значимое место на ВДНХ — павильон «Космос». Он построен как храм Гагарина. Последние годы в этом павильоне находился рынок, а портрет Гагарина на дальней стене был закрыт простынями и тряпками. То есть, с одной стороны, в павильоне идет какая-то торговля, а с другой — им как будто стыдно, что за всем этим п...цом наблюдает Гагарин. В прошлом году 12 апреля мы с друзьями-художниками решили провести акцию «Освобождение Гагарина» и снять тряпки с его портрета. Мы оторвали только ту часть тряпок, которая закрывала лицо. На следующий день местная администрация уже сама до конца ободрала все простыни, и сейчас Гагарин может без помех видеть происходящий вокруг п...ц.
Хотелось бы, чтобы пространство ВДНХ было отреставрировано и приведено в порядок. Но что будет происходить внутри павильонов? Опять рынок, палатки с чурчхелой и пирожками, торговля шубами и дешевой аппаратурой? Тогда нет смысла в косметическом ремонте. Ценципер и Сапрыкин не спросили моего мнения. Когда они занимались «Красным Октябрем», им не было важно, что это была легендарная и уникальная фабрика. Так же было с Троценко и Винзаводом. Люди берутся работать с территориями, которые имеют свою историю, и наделяют их новыми смыслами на свое усмотрение. Они не интересуются тем, что хотят видеть москвичи, а ведь можно провести локальный референдум. Сложно предсказать успешность реконструкции под руководством Ценципера и Сапрыкина. Сделают хорошо — отлично, сделают плохо — мы потом с них спросим за это.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/45/4f/454fde33653b7db4a0f245bbbd7036900047852f197a88cd04b3b6d45fc35b8d.jpg)
Илья Варламов, блогер, урбанист:
ВДНХ — огромный музей Советского Союза, начиная от архитектуры и заканчивая личными воспоминаниями об этом месте каждого москвича. Здесь все напоминает о великом советском прошлом. ВДНХ могла бы стать парком-музеем СССР. Но большая проблема этого места — ужасное количество самостроя, нелегальных конструкций, торговых точек общепита. Доходит до того, что там стоят целые дворцы каких-то олигархов… Долгое время ВДНХ оставалась нетронутой территорией, до нее ни у кого не доходили руки, но бардак надо срочно искоренять. Только непонятно как.
Я за будущее ВДНХ не переживаю. Уверен, у Москвы есть деньги, чтобы навести там порядок. Посмотрите на реконструированные парки и зоны отдыха. Через пять лет ВДНХ будет одним из лучших мест Москвы, куда будет не стыдно прийти самому погулять и пригласить с собой друзей.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7c/8b/7c8bb276bc925d028f7ab80a5c7fff0a78e57e61fc442606e2329c24f4a2fcf0.jpg)
Сергей Мазаев, музыкант:
Для меня ВДНХ — дорогое место, я там рядом жил с двенадцати до двадцати. В детстве для меня поход на ВДНХ был праздником! Помню, зимой там стоял запах шашлыка, мы покупали кофе в бумажных пакетиках за 10 копеек и бутерброды. Там заливали ледяной каток гигантских размеров от самого входа до выхода. Это был идеальный микромир. С моей первой женой у нас там были романтические поедания сосисок на берегу пруда... Приятно это вспоминать. В девяностые, когда никто вообще не понимал, что делать с ВДНХ, там устраивали классные дискотеки и туда приезжали первые диджеи. Затем ее пытались переименовать в ВВЦ, а ее руководители старались извлечь из ВВЦ коммерческую выгоду. Но должны же быть какие-то сдерживающие механизмы, которые бы позволили там сохранить павильоны и фонтаны.
Я очень люблю это место, и мне бы хотелось, чтобы оно стало красивым и модным снова. Сейчас в стране капиталистическое отношение ко всему. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и ВДНХ реконструируют. Но все, что касается государства, вызывает у меня большие сомнения, особенно в вопросах честности освоения бюджета.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b5/bf/b5bf6db69118f09e33f9df1937226f53d64d6145ef791af24cd3508b6a2750a3.jpg)
Сергей Скуратов, член правления Союза московских архитекторов:
ВДНХ — законченный градостроительный ансамбль, существующий внутри черты города, построенный по классическим композиционным законам. В этом и есть его ценность. Абсолютное произведение тоталитарного режима, цель которого — показать, какие мы замечательные и вообще самые лучшие в мире. Это наш Голливуд.
Но любое здание, ансамбль или комплекс устаревает. Перестает отвечать тем задачам, которые перед ним когда-то стояли. Реконструкция — явление абсолютно естественное, важно, чтобы делали ее с умом и сохранили все ценное, что есть в ВДНХ. К духу ВДНХ можно относиться с улыбкой и иронией, но это наше прошлое, хоть и непростое.
Команда, которая взялась за эту работу, обладает здравым смыслом. Достаточно посмотреть на их работу с «Красным Октябрем», хотя бы в масштабах одной «Стрелки». Становится очевидно, что у них это получилось.
![Открытка «ВДНХ»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bb/95/bb9514ac5b2be2a5e8f3fc080e180ee4d3967af9d82cf2252f28bb79eb245440.jpg)
![Открытка «ВДНХ»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5e/0d/5e0d7bba715f35404b487b1facb71da4c4761dceb2cbed43005b55d04a0e93e8.jpg)
![Открытка «ВДНХ»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3d/d4/3dd4135e27157b8db82c32bca3bf3db5062cee998557503105eebf88c6a3feeb.jpg)
![Открытка «ВДНХ»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/90/0890deb62bf0cff387b03b1da14411d1e3601583bb00ee47070f2c3eac1f51c4.jpg)