Советский Голливуд. К 75-летию ВДНХ
Григорий Ревзин, архитектурный критик:
ВДНХ можно сохранить как музей, но дух ВДНХ сохранить невозможно. Выставка функционировала в условиях отсутствия товаров и еды, демонстрируя при этом изобилие. Это был такой рай. Выставка давала понять, что так советские люди будут жить в будущем. Как сохранить такой дух? Да никак — люди вроде так и живут, как обещала ВДНХ.
Я бы сделал из ВДНХ глобальный выставочный центр, но эта идея не находит поддержки. Хотя в Москве нет площадок для больших выставок вроде Fiera Milano City, где постоянно проходит множество разнообразных «экспо», от художественных до промышленных. У нас в роли такой площадки выступает «Крокус Экспо», но он находится на окраине, и это уменьшает его производительность.
Михаил Ширвиндт, актер и телеведущий:
Когда я работал в театре «Сатирикон», мы, молодые и голодные артисты, работали скоморохами на елках. 1 января мы приезжали на ВДНХ к 10 утра, в какой-то неотапливаемой бытовке нам красили щеки, надевали наряды скоморохов, и мы с бубнами бегали. Выступали мы по три раза в день, за каждый выход получали по 5 рублей. С каждым разом носы надо было красить все ярче в красный, потому что на морозе они из красных превращались в синие. Но тем не менее это был прекрасный заработок, за что спасибо ВДНХ!
Это культовое место. Оно было прекрасно в сталинские времена — не благодаря Сталину, а просто как архитектурный шедевр для досуга москвичей. Этот стиль сейчас во многом утрачен. В годы перестройки ВДНХ превратилось в какой-то китайский рынок.
Я бы очень бережно восстановил все эти архитектурные шедевры и, совместив ту архитектуру с современностью, сделал бы из ВДНХ огромный парк современных развлечений. В Швеции даже в самом маленьком городке обязательно есть огромные парки развлечений, а у нас с этим очень плохо даже в Москве.
Но можно, конечно, поставить канистру с нефтью посередине, чтобы все увидели достижения нашего народного хозяйства.
Сергей Шаров-Делоне, архитектор, реставратор:
Терпеть не могу ВДНХ за сталинскую помпезность. У меня не связано с этим местом никаких воспоминаний, потому что я воспринимаю его как эдакую потемкинскую деревню. ВДНХ очень похожа на Всемирную выставку в Чикаго, но та состояла из временных павильонов, а наша Выставка — это монумент. И как профессионалу мне было бы жалко сносить этот монумент, потому что это все же образец архитектуры определенной эпохи. Стоит его сохранить, чтобы показать, что такое было.
Матвей Крылов, художник-акционист, участник акции «Освобождение Гагарина» на ВДНХ:
Вся архитектура, что нас окружает, создана в Советском Союзе, а нынешняя власть доказала свою беспомощность и бездарность: никаких архитектурных памятников ею построено не было.
Самое значимое место на ВДНХ — павильон «Космос». Он построен как храм Гагарина. Последние годы в этом павильоне находился рынок, а портрет Гагарина на дальней стене был закрыт простынями и тряпками. То есть, с одной стороны, в павильоне идет какая-то торговля, а с другой — им как будто стыдно, что за всем этим п...цом наблюдает Гагарин. В прошлом году 12 апреля мы с друзьями-художниками решили провести акцию «Освобождение Гагарина» и снять тряпки с его портрета. Мы оторвали только ту часть тряпок, которая закрывала лицо. На следующий день местная администрация уже сама до конца ободрала все простыни, и сейчас Гагарин может без помех видеть происходящий вокруг п...ц.
Хотелось бы, чтобы пространство ВДНХ было отреставрировано и приведено в порядок. Но что будет происходить внутри павильонов? Опять рынок, палатки с чурчхелой и пирожками, торговля шубами и дешевой аппаратурой? Тогда нет смысла в косметическом ремонте. Ценципер и Сапрыкин не спросили моего мнения. Когда они занимались «Красным Октябрем», им не было важно, что это была легендарная и уникальная фабрика. Так же было с Троценко и Винзаводом. Люди берутся работать с территориями, которые имеют свою историю, и наделяют их новыми смыслами на свое усмотрение. Они не интересуются тем, что хотят видеть москвичи, а ведь можно провести локальный референдум. Сложно предсказать успешность реконструкции под руководством Ценципера и Сапрыкина. Сделают хорошо — отлично, сделают плохо — мы потом с них спросим за это.
Илья Варламов, блогер, урбанист:
ВДНХ — огромный музей Советского Союза, начиная от архитектуры и заканчивая личными воспоминаниями об этом месте каждого москвича. Здесь все напоминает о великом советском прошлом. ВДНХ могла бы стать парком-музеем СССР. Но большая проблема этого места — ужасное количество самостроя, нелегальных конструкций, торговых точек общепита. Доходит до того, что там стоят целые дворцы каких-то олигархов… Долгое время ВДНХ оставалась нетронутой территорией, до нее ни у кого не доходили руки, но бардак надо срочно искоренять. Только непонятно как.
Я за будущее ВДНХ не переживаю. Уверен, у Москвы есть деньги, чтобы навести там порядок. Посмотрите на реконструированные парки и зоны отдыха. Через пять лет ВДНХ будет одним из лучших мест Москвы, куда будет не стыдно прийти самому погулять и пригласить с собой друзей.
Сергей Мазаев, музыкант:
Для меня ВДНХ — дорогое место, я там рядом жил с двенадцати до двадцати. В детстве для меня поход на ВДНХ был праздником! Помню, зимой там стоял запах шашлыка, мы покупали кофе в бумажных пакетиках за 10 копеек и бутерброды. Там заливали ледяной каток гигантских размеров от самого входа до выхода. Это был идеальный микромир. С моей первой женой у нас там были романтические поедания сосисок на берегу пруда... Приятно это вспоминать. В девяностые, когда никто вообще не понимал, что делать с ВДНХ, там устраивали классные дискотеки и туда приезжали первые диджеи. Затем ее пытались переименовать в ВВЦ, а ее руководители старались извлечь из ВВЦ коммерческую выгоду. Но должны же быть какие-то сдерживающие механизмы, которые бы позволили там сохранить павильоны и фонтаны.
Я очень люблю это место, и мне бы хотелось, чтобы оно стало красивым и модным снова. Сейчас в стране капиталистическое отношение ко всему. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и ВДНХ реконструируют. Но все, что касается государства, вызывает у меня большие сомнения, особенно в вопросах честности освоения бюджета.
Сергей Скуратов, член правления Союза московских архитекторов:
ВДНХ — законченный градостроительный ансамбль, существующий внутри черты города, построенный по классическим композиционным законам. В этом и есть его ценность. Абсолютное произведение тоталитарного режима, цель которого — показать, какие мы замечательные и вообще самые лучшие в мире. Это наш Голливуд.
Но любое здание, ансамбль или комплекс устаревает. Перестает отвечать тем задачам, которые перед ним когда-то стояли. Реконструкция — явление абсолютно естественное, важно, чтобы делали ее с умом и сохранили все ценное, что есть в ВДНХ. К духу ВДНХ можно относиться с улыбкой и иронией, но это наше прошлое, хоть и непростое.
Команда, которая взялась за эту работу, обладает здравым смыслом. Достаточно посмотреть на их работу с «Красным Октябрем», хотя бы в масштабах одной «Стрелки». Становится очевидно, что у них это получилось.