![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Это может шокировать. Чего боятся просвещенные зрители Локарно
![Кадр из фильма «Фото за час»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fa/cb/facbc46646963c2e22ac91478d03c099972cc72456e83b2739111d99399f5ab8.jpg)
Две главных новости недели — самоубийство Робина Уильямса и неприезд Романа Поланского — скорректировали фестивальное расписание: в число показов на Пьяцца Гранда был экстренно добавлен самый драматичный фильм Уильямса, триллер «Фото за час», и поставили его аккурат перед «Венерой в мехах», которой планировалось почтить Поланского. За этими перестановками маячат смерть и секс, Эрос и Танатос, совместное присутствие которых требует особых, жирным шрифтом, предупреждений: дети, беременные женщины и нежные мужчины, берегитесь.
![Кадр из фильма «Венера в мехах»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/c9/08c945d523928336263485208602d3831c9b93f0de7cb099c2a729dfbb8fc705.jpg)
За неделю до Локарно я был в московском «Пионере» на шедевре Абеля Феррары «Добро пожаловать в Нью-Йорк». Если судить по уровню достатка и амбиций, публика в кинотеатре на Кутузовском не дура. Но нет, почти в самом начале, на весьма веселой сцене секса героя Депардье с проститутками, пара дам, прихватив индифферентных спутников и возмущенно пыхтя, прошлепала к выходу. Наверное, понеслись в храм Христа Спасителя свечки ставить. В Локарно таких чокнутых зрителей нет. От возможного шока защищают только на фильмах, где секс сопряжен с вещами, которые всегда случаются с другими, — смертью или старостью. И на тех, что с порнографической откровенностью фиксируют смерть. Вот, например, во внеконкурсной секции «Фильмы жюри» показывают каннское открытие этого года «Серебристая вода. Автопортрет Сирии» — его автор Оссама Мохаммед возглавляет жюри «Режиссеров настоящего». Там нет ни одного постановочного кадра — убийства и пытки сняты на мобильные товарищами жертв и палачами, не постеснявшимися выложить этот snuff в сеть. Я могу понять тех, кто не хочет смотреть, как истекает кровью в агонии молодой человек, незадолго до фатальных событий обращавшийся к Оссаме с просьбой помочь в организации киноклуба. This film features scenes that could shock the sensitivity of some viewers.
![Кадр из фильма «Серебристая вода. Автопортрет Сирии»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e6/ad/e6ad49c8627d6bda8212d796b671c530761e29e16aef9d8babd6e7388d832be9.jpg)
«Сын...» порноактера и режиссера, подписывающегося инициалами HPG (полное имя Эрве-Пьер Гюстав, Hervé-Pierre Gustave), — мокьюментари о порноактере и режиссере, пытающемся примирить свою творческую и человеческую природу с обязанностями мужа и отца. В «легальном» кино ХПГ ведет себя целомудренно — гениталиями в камеру не тычет, порноаттракцион превращает в комедию. Шокер здесь другой. Стресс и возраст — герою сильно за сорокет, уже не мальчик — меняют его пристрастия: неожиданным объектом желания становятся глубоко пожилые женщины. В смыслообразующей сцене поровну дикого абсурдного юмора и болезненного до дурноты трагизма: для групповухи ХПГ собирает двух молодых жеребцов и двух старых, глубоко за 60, шлюх, заставляя одну из них произносить эротический бред о парне-кугуаре. В этой ситуации ранит и слово (вполне во французской литературоцентричной традиции), и контрастный стык, практически совокупление, противоположных полюсов. Впрочем, фильм ХПГ, открывавший секцию «Знаки жизни», доказывает возможность гармонии — даже между порнокарьерой и семейным уютом.
![Кадр из фильма «Сын...»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/10/5e/105e62d6fae4e3b370c19a69e53e6f71bb6aafc30cc8980df21cb592192b8315.jpg)
Есть порномотивы и в «шокере» из конкурса «Режиссеры настоящего» «Навахасо» Рикардо Сильвы. Фильм мексиканский, это многое объясняет: неигровое эссе запечатлевает похоть и насилие, буквально разлитые в воздухе. В кадре маргиналии всех мастей, при этом все очень витально и парадоксально жизнеутверждающе — как сатанинские песни бродяги-музыканта; даже кровавая драка заканчивается дружескими объятиями. Но один кадр я бы сам предпочел «развидеть» — когда герой, бахвалившийся собственноручно сделанной татуировкой на члене, таки предъявляет этот «смайлик» камере. Отвратительно, ей-богу.
![Кадр из фильма «Навахасо»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/04/74/04743e8cbaad3bfc8f47819f13e2afedee5b5d66716235f62c2f0fefe7bc0aa1.jpg)
А вот абсолютно мирное сосуществование секса и смерти являет бразильский конкурсный фильм «Ветры августа» Габриэля Маскаро. Афиши с обнаженными любовниками на горе кокосовых орехов расклеены по всему городу, куратор Карло Шатриан считает картину самым притягательным участником фестиваля, притом что для героя секс с подругой — лишь часть жизни. Другая важная составляющая — труп неизвестного, найденный на берегу. В фильме есть эпизод, где парень тщательно моет уже изрядно подпорченного морской водой и солнцем кадавра. Но в такой экранной смерти как раз ничего страшного. Все развлечение.
![Кадр из фильма «Ветры августа»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fe/60/fe6051cdde975466d4691e653fb22bb78651e14f980e71eb89c6f4599249f2d0.jpg)