«По математике и литературе это (исключение тестовой части — «Сноб») уже сделано. В 2015 году мы это сделаем по русскому языку, то есть там не будет заданий с выбором ответа», — рассказал Ливанов, не говоря о том, что заменит тесты.

Чтобы ЕГЭ проходил объективно, а его результаты отражали уровень знаний школьников, считает министр, крайне важно сделать так, чтобы ответ на вопрос нельзя было угадать. Именно по этой причине в 2015 году во многих ЕГЭ тестовая часть будет сокращена. Ливанов не сообщил, на экзаменах по каким предметах тестов станет меньше.

В будущем министерство образования рассчитывает поэтапно убрать тестовые задания из всех выпускных экзаменов. «Просто важно, чтобы мы двигались плавно, без резких движении для того, чтобы школы, учителя и ученики адаптировались к этим изменениям», — добавил Ливанов. Министр не уточнил, в какие сроки планируется полностью реформировать ЕГЭ.

Евгения Абелюк, филолог, заслуженный учитель России:

От тестовой части в свое время отказались и на экзамене по литературе. На экзамене по русском языку тоже возможен случайный выбор правильного ответа, это дает возможность легко заработать баллы, несерьезно относясь к изучению предмета.

Еще один важный момент: очень сложно корректно составить сам вопрос для тестового задания. Вопрос примитивизирует предмет и его содержание. Так что в этих изменениях есть смысл.

Мои коллеги лингвисты, преподаватели русского языка, оценивают ЕГЭ по русскому языку как достаточно удачно составленный. На экзамене остается часть В, где вопросы задаются таким образом, что ответ надо вписывать самому, а не выбирать из данных ответов, и часть С, в которой надо написать сочинение.

ЕГЭ является одновременно и выпускным экзаменом в школе и вступительным испытанием в вузе (до 2013-го его также сдавали при поступлении в средние специальные учебные заведения). Первые ЕГЭ в качестве эксперимента стали сдавать в 2001 году в восьми регионах РФ, в последующие годы число участников эксперимента постоянно увеличивалось, пока экзамен нового типа не стал повсеместным.

В разные годы эксперты критиковали российские власти за переход к формату ЕГЭ. К примеру, в 2011 году публицист и ученый Сергей Кара-Мурза говорил, что переход к тестам «на узнавание правильного ответа исключает развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа». По его мнению, высокие интеллектуальные навыки при сдаче ЕГЭ оказываются не востребованы, поскольку «все подавляется зубрежкой».

Учителя при этом не видят особой разницы между формой экзамена. «Структура экзамена меня как учителя устраивает. Я не вижу большой разницы между учениками, которые раньше сдавали экзамен по билетам, и учениками, которые теперь сдают экзамен в тестовой форме, — говорил в интервью «Снобу» преподаватель биологии, учитель года России-2011 Алексей Овчинников. — Если у ученика есть определенная база знаний, неважно, в какой форме будет проходить итоговая аттестация».

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» в то же время признавал, что ум школьников становится менее гибким из-за внедрения ЕГЭ. «Отчасти это так. В последние годы обучения в школе весь образовательный процесс затачивается под госэкзамен. Но дети учатся 11 лет, а не 1 год», — говорил эксперт.