Фото: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов

Международная выставка, в отличие от театра, начинается не с вешалки (в выставочном центре «Крокус-экспо» гардероба я так и не нашел). Выставка начинается с «квартирного вопроса». Юлия Мальина, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций СП «Форд Соллерс», отвечает на него прямо: «Этот стенд строила я!» Возведение выставочных стендов – особая область. Застройщики, кто этим занимается, входят в своеобразный закрытый клуб. Или строительный спецназ, если угодно. Это мастера на все руки, способные решать нестандартные задачи. Большинство автомобильных компаний предпочитают возить за собой по выставкам в разных частях света одних и тех же подрядчиков. Это очень дорого. Сегодня в России не готовы нести такие расходы. К тому же, квалификация наших строителей настолько выросла, что штаб-квартиры автомобильных компаний, скрепя сердце, разрешают подряжать местных. Хотя, все же, салонный свет чаще всего пока привозят, и даже стулья для пресс-конференции подчас тащат с собой. Но и это, судя по блестящим результатам российских застройщиков, вопрос времени.

Фото: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов

Главные сюрпризы Московского автосалона ждали, конечно, от российских компаний. «АвтоВАЗ» не обманул ожиданий, выставив вкусную молодёжную новинку Lada Kalina Cross и два концептуальных образца, на вид – весьма реалистичных. Одна из них, Lada Vesta, в самое ближайшее время должна заменить место ужасной Lada Priora в сердцах горячих кавказских парней. Дизайн машины создан под руководством Стива Маттина. Трудно сказать, что именно на российских просторах вдохновило «варяга» провести по бокам машины решительные зигзаги – возможно, мачты высоковольтных линий электропередач. Дизайн пал жертвой маркетинга: в условиях жесткой конкуренции (в том числе и внутренней – с Datsun) для бюджетной марки главное – просто быть непохожей на других.

Фото: Datsun
Фото: Datsun

А вот и конкурент: Datsun mi-DO. «Это японский автомобиль!» – настаивал француз Венсан Кобэ, глава недавно возрождённой марки Datsun в составе альянса Renault-Nissan. В ответ журналисты сочувственно и дружно покачивал головами: новинки возрожденной марки Datsun, седан on-Do и хэтчбек mi-Do, созданы на основе… «Лады». Довольно неожиданно смотрится древний 1,6-литровый четырёхцилиндровый 8-клапанный мотор «Калины» в сочетании с 4-ступенчатой японской автоматической коробкой передач. Причуды глобализации! А за продвижение марки на внешние рынки отвечает Татьяна Витальевна Натарова, чья должность в Японии звучит как «Deputy General Manager in charge of communications, Datsun Business Unit, Marketing and Product Planning, Renault Nissan Alliance»

Фото: Chevrolet
Фото: Chevrolet

И снова – глобализация! Это – прототип Chevrolet Niva для тольяттинского СП «GM-АвтоВАЗ». Его автор – гражданин Австралии чех Ондрей Коромаз из… шанхайского центра стиля General Motors. Подобно злой волшебнице, американские глобалисты сначала отняли у вазовцев славную торговую марку «Нива», а теперь украли лицо: новая внешность создана в строгом соответствии с новым корпоративным стилем. По словам управляющего директора Chevrolet Russia Александра Мигаля, создается обширная линейка внедорожников разного размера, и «Шеви-Нива» станет самым маленьким из них. Пока же это просто макет, без привязки к конкретными агрегатам. А товарного образца ждать еще два года. Боюсь, за это время китайские кроссоверы лишат «Шеви-Ниву» коммерческой перспективы.

Фото: Peugeot
Фото: Peugeot

Пять мировых и пять европейских премьер – неплохой результат для российской выставки в условиях рынка, сжимающегося, подобно гигантскому карлику. Продажи падают, в среде торговцев автомобилями царит тихая паника. Отвечу: сами виноваты, зажрались! По русскому обыкновению почили на лаврах – привыкли получать бонусы, ковыряя пальцем в носу. Теперь и маржу придётся поубавить, и квалификацию сотрудников подтянуть, и стать более изобретательными в продвижении товара на рынок. Впрочем, чего я так ополчился на россиян? А французы? Компания Peugeot устояла исключительно благодаря своим китайским филиалам! Первые выводы французы, похоже, сделали, привезя на Московский автосалон мировую премьеру обновлённого Peugeot 508. Для Европы машину выпускают в городе Рэнн, для Китая – в городе Вухань.

Фото: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов

Мировая премьера от Renault – R.S.01, спортивный автомобиль категории GT, которая с каждой гонкой набирает сегодня популярность. К созданию машины, помимо инженеров Renault, приложили руку мастера из прославленных гоночных лабораторий, итальянской Dallara и японской Nismo (использован мотор от Nissan GT-R). Сегодня автомобилестроители вновь вспомнили старый афоризм, приписываемый Генри Форду: «в воскресенье побеждаем, в понедельник продаём». При всём пафосе Формулы-1, эти болиды не будят у зрителей ассоциаций с машинами, которые колесят по обычным дорогам. Автомобили GT, другое дело. На них можно и в гонках участвовать, и в пробках стоять. Отсюда – интерес, отсюда – массовость. Достаточно сказать, что на прошедших в августе гонках «24 часа Спа-Франкоршан» на стартовую решетку вышел 61 экипаж, включая даже два Bentley Continental GT-R. Новое спортивное купе Renault достойно занять место рядом, несмотря на то, что боковина машины явно подсмотрена у Bugatti, а передняя часть напоминает Audi R8.

Фото: Даниил Колодин/newspress.co.uk
Фото: Даниил Колодин/newspress.co.uk

Audi R8 LMX – первый в мире серийный автомобиль с лазерными фарами, и Московский автосалон стал для диковины первым. Всего выпустят 99 машин, россиянам привезут два, а то и вовсе один, и стоить он будет порядка 11 млн.рублей.

У нас с креативом тоже неплохо, хотя и не поймёшь подчас, чего больше – творчества или хохмачества. Студенты Московского автодорожного института, отмечающего 85-летие основания, прикатили на выставку «хот-род» на основе самого студенческого транспортного средства всех времен, знаменитой «инвалидки» С-3А. Такая вот «Операция «Ы» 2.0»

Могущество и всепроникаемость пропаганды: макет спортивного автомобиля, построенный студентами МВТУ им. Баумана при технической поддержке научно-исследовательского автомобильного института НАМИ назвали… «Крым»! Тогда уж сразу надо – «Киев»! Язык, он, как известно, до Киева довезёт. Машинка отличается любопытным пластическим решением, будет интересно взглянуть на неё, когда объём обретет все положенные ему разъёмы, а также окна, двери и салон. Но с неймингом, ребята, вы заигрались! Тоньше надо, тоньше! Столько в Крыму красивых топонимов, позволяющих сделать патриотический намёк прозрачнее. Например, Артек или Ялта.

Поклонникам автоспорта на Московском автосалоне точно будет, на что посмотреть. Начиная с ролика, как Феттель катает новый Infiniti Q50 по знаменитой трассе Спа-Франукоршан на огромном экране во всю стену, заканчивая реальными образцами гоночных болидов, вроде Volkswagen Polo R WRC самого Себастьяна Ожье и заканчивая Subaru Impreza WRX STi, подготовленной в спортлаборатории многократного чемпиона России по ралли Сергея Успенского.

Фото: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов

Китайские ряды. И в первых рядах, разумеется, кроссоверы. У этого, например, марки Brilliance, пропорции BMW X3 и облицовка как у Skoda Yeti. Учатся китайцы быстро. И если всё же импорт легковых автомобилей стоимостью до 800 тыс. рублей запретят, единственным выходом для китайских компаний, предлагающих очень дешёвые машины, останется везти к нам кроссоверы. Причём каждый будет стоить 800 тысяч и один рубль.

Надеюсь, в результате рисковой внешней политики Российской Федерации нам не придётся познакомиться поближе с другой продукцией китайских корпораций, с тем же Donfeng Warrior. Марка с двумя дельфинами на эмблеме согласно кириллической системе Палладия транскрибируется как «Дунфын» («Ветер с Востока»). Впрочем, не всё так страшно: пустотелые облегчённые рычаги коробчатого сечения, применённые в подвеске армейского Donfeng Warrior, погнутся при наезде на первую же кочку или пенёк. Выправить их будет невозможно. У прототипа – знаменитого американского Hummer H1 – рычаги куда более ремонтопригодной и прочной конструкции.