Игорь Толстунов: Зритель должен поверить актерам, которые не сказали ему ни слова
В «Испытании» никто не произносит ни слова. Идея снять кино такое кино пришла не сразу. Сначала продюсер Игорь Толстунов хотел сделать большое историческое кино про испытания ядерной бомбы в Семипалатинске. Но в процессе подготовки к съемкам оказалась, что денег на крупномасштабный проект не хватает. Поиски более бюджетного варианта привели к режиссеру Александру Котту, который давно мечтал снять полный метр в формате немого кино. Получилась поэтическая картина о девочке, которая живет с отцом в маленьком доме в степи Казахстана, и о двух влюбленных в нее юношах: русском кудрявом парне, который однажды случайно заезжает в деревню с группой исследователей, и местном казахе, который подвозит девушку домой изо дня в день на своей лошади.
«Испытание», напоминает, с одной стороны, работы Йоса Стеллинга, с другой — финал «Меланхолии» Триера, когда героев накрывает ядерный взрыв, и они умирают, взявшись за руки. Но если в «Меланхолии» герои на протяжении всего фильма живут с ощущением приближающейся катастрофы, то в «Испытании», наоборот, жизнь героев спокойна, традиционна и размеренна, а смерть приходят к ним неожиданно.
Наблюдая за красивой, почти застывшей картинкой на экране, зритель догадывается, что герои обречены, а значит, спешить некуда и можно спокойно разглядывать каждый кадр: как вода испаряется от жара камней, как ручей течет по засохшей канаве, и вода забирает с собой сухие ветки и листья, которые попадаются ей на пути, как в грузовике колышется занавеска, и сквозь нее проникают лучи заходящего солнца, как влюбленные играют в колыбель для кошки, как сменяют друг друга закат и восход.