Владимир Сорокин: Пинг-понг
Полторы недели назад в столичном спортивном комплексе «Дружба», прозванном «ромашкой», без особого шума завершился Кубок мира по настольному теннису. А завершился он, надо сказать, сенсационно: чемпионом мира в этой с детства известной многим игре стал белорус Владимир Самсонов. В полуфинале он переиграл китайца Ма Луна (4:3), а в финале сокрушил китайского же мастера Чжен Ци (4:2). Сенсационность этой победы еще и в том, что Владимир Самсонов третий раз становится чемпионом мира, тесня безусловных лидеров этой игры.
В третий раз он вынес китайцев.
Кто видел хоть раз Самсонова, этого почти двухметрового, неторопливого, даже, пожалуй, флегматичного человека, вряд ли смог бы идентифицировать его как великого (а он именно великий!) мастера этой игры. Внешне он типичный баскетболист. Все мы, любители, давно усвоили, что китайцы и японцы обыгрывают европейцев в основном из-за своей врожденной субтильности, пластичности и быстроты. Чем быстрее игрок двигается у стола, тем выше и результат. И вроде бы это аксиома. Но великий Самсонов своим подвигом (а это настоящий подвиг) доказывает обратное, демонстрируя своей как бы неторопливой манерой дзеновский принцип недеяния и поразительным образом успевая к мячу. Он, мудрец из Минска, как бы никуда не торопится в отличие от китайцев. А они суетятся и — проигрывают.
Вообще же, господа snobы, я настольный теннис ставлю гораздо выше большого. Эта игра, если в нее играть всерьез, глубокая, невероятно разнообразная и красивая, не имеющая пределов совершенства. Взять хотя бы подачу: в большом теннисе главный принцип подачи — засадить как можно сильнее, поближе к линии, с тремя возможными направлениями отскока. А в пинг-понге существует бесконечное разнообразие подач: с нижним вращением мяча, с верхним, с боковым, с нижне-боковым, верхне-боковым, с разной скоростью, силой и направлением. Есть длинные и сильные подачи, есть совсем короткие, затухающие у сетки. Например, Самсонов изобрел свою, завораживающую противника подачу с высоким подбросом мяча...
Сколько же получил Самсонов за свою победу? 45 тысяч зеленых. Позор! За свой подвиг он должен получить в десять раз больше. Но современное общество становится все более равнодушно к изящным, индивидуальным, тонко устроенным играм.
В то воскресенье лишь один «Евроспорт» транслировал финальный матч Самсонов — Чжен Ци. В вечерних итоговых программах о победе Владимира не сказали ни слова. Может, потому что Самсонов белорус? Включил я в тот же вечер «Спортэкспресс» на «Эхо Москвы», думал, хоть наше свободное радио скажет. Ни слова! Зато первая новость: «Спартак» обыграл «Локомотив»! Ура! И 600 болельщиков задержаны милицией: мордобой, хулиганство, распитие бухла, поломка и поджог кресел.
Нетрудно представить как ломались в тот вечер доски судьбы:
— Ты че, не понял, козел?!
— Вломи ему, Вась!
— Иди, иди сюда, урод!
— Менты, бля!
— Серый, поджигай, нах!
— Ой, Колян, я блеванул...
Каков спорт, таковы и болельщики. А в «ромашке» на финальном матче тогда были действительно болельщики. С человеческими, осмысленными лицами. Ибо пинг-понг учит быть осмысленным. На этих болельщиков было приятно смотреть. Это вам не слипшиеся переваренными пельменями и накачанные пивом хари футбольных фанатов.
В общем, господа snobы, я предлагаю бросить вызов тотальному засилью коллективных игр и объявить первый чемпионат «Сноба» по настольному теннису.
Один участник уже есть.