О Крыме. Андрей Соколов, заместитель министра РФ по делам Крыма, сообщил, что инфраструктура полуострова находится в бедственном состоянии, но заверил, что в будущем у Крыма появится «довольно серьезное промышленное лицо», а экономика перестанет быть чисто курортной. В настоящее время министерство «решает вопросы, связанные с инвестициями бизнеса», сообщил замминистра. На вопрос, как сказываются на деловом климате Крыма западные санкции, Соколов заявил, что Крым уже посетили деловые делегации из Нидерландов и Италии. Посетовав на низкую квалификацию жителей полуострова, которые привыкли ориентироваться на отдыхающих и работать «буквально три-четыре месяца в году», Соколов сказал, что «убежден, что будет миграция в Крым из материковой России». 

О китайцах в Крыму. «Пока нет оснований считать, что туда нахлынет рабочая сила из Китая или Средней Азии», — сказал Соколов, тут же добавив, что это все-таки может произойти при реализации крупных проектов.  

О безопасности бизнеса и новых технологиях. Борис Титов, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей, произнес длинную речь на тему внедрения новых технологий. Есть крупные проекты, которые могли бы стать драйвером экономики, сказал он, однако с ними «что-то как будто не так», «нет ни одного частного крупного проекта». И даже в топ-100 бизнес-проектов, осуществляющихся в России, около 70% приходится на долю государства. «Возникает вопрос, какие проекты государство поддерживает, высокопроизводительные или не очень», — сказал Титов, отметив, что, «к сожалению, неясно, как подтягивается к этим проектам частный бизнес, и процесс этот не всегда прозрачный». «Высокотехнологичные инвестиции придут, если безопасность бизнеса, безопасность собственности будет гарантирована», — закончил он.

О производительности труда. Производительностью труда наша экономика обязана Западу. Аркадий Трачук, генеральный директор «Гознака», сообщил, что компания использует западное оборудование, но собственное программное обеспечение. «С 1972 года для печати используется только зарубежное оборудование», — сообщил он, добавив: «Если говорить о производительности труда, то она будет расти, только если компания по-настоящему глобальна». Через пару лет «Гознак» планирует отказаться от ручного пересчета банкнот и перейти на полностью автоматизированный подсчет. Это приведет к потере 300 неквалифицированных рабочих мест и созданию 50 рабочих мест для квалифицированных специалистов. Схожие планы по замене ручного труда автоматами и у президента «Евроцемент груп» Михаила Скорохода. Похвастаться широким внедрением передовых технологий смог только Илья Якубсон, глава группы компаний «Дикси». Он сказал, что «современный российский ретейл — лучший пример развития без помощи государства» и что продуктовый ретейл в последние десять-пятнадцать лет внедрял технологии, которые западный мир разрабатывал полвека. «В этом преимущество входа “последними на рынок”», — сообщил Якубсон.

О трудовой мобильности и вреде собственных квартир для молодежи. Производительности труда не может быть без трудовой мобильности граждан, которая у нас в России в несколько раз ниже, чем на Западе. Выступающие привели несколько примеров: если в США при переводе компании из одного города в другую передислоцироваться соглашаются до 95% сотрудников, то в России этот показатель держится на уровне 5-15%. 

Борис Титов считает, что причиной низкой мобильности граждан является стремление россиян владеть собственными квартирами. 

«Социальная программа “Жилье для молодых” — это антисоциальная программа», — сказал Титов, подчеркнув, что молодежь должна быть мобильна. Россияне, занятые в промышленности, покупают жилье в моногородах — жилье с очень низкой ликвидностью, — которое служит якорем в дальнейших передвижениях. В России есть «неправильная социальная установка на то, что молодые должны иметь жилье в собственности», сказал Титов, добавив, что надо вслед за всем миром признать нерентабельность содержания городов в Заполярье и переходить к развитию промышленности в этих регионах вахтенным методом. 

«Мы должны выбрать социальную политику. Или мы открываем страну изнутри и обеспечиваем взаправдашнюю политику (направленную на повышение трудовой мобильности граждан. — Прим. ред.) [...] Такие атавизмы, как регистрация, вообще должны исчезнуть», — подчеркнул Титов.  

Мнение бизнеса. В кулуарах Форума разговоры, как обычно, были резче, чем в зале. Здесь пожелавшие остаться неназванными собеседники говорили так: «Я закончил Физтех и должен был заниматься космосом, но наш космос сейчас бьется о небесную твердь. В космосе тут нечего больше ловить. Чиновники с виду-то нормальные люди и, когда рассуждают, кажутся вполне вменяемыми. Но как доходит до дела, мотивацию их понять невозможно… наверное, мотивацию их мы узнаем только много лет спустя». 

Или так: «Я прожила двадцать пять лет за границей и была в ужасе, когда приехала сюда, от того, как здесь думают о капиталистах. Здесь до сих пор думают о капиталистах по Марксу. Помните? Нет такого преступления, которое капиталист бы не совершил ради 300% прибыли. А ведь в Германии 300% прибыль — это уголовное преступление, стяжательство. Капиталисты — это благотворительность, порядочность… У нас об этом до сих пор не думают». 

Еще так: «Может быть, мы за эти санкции еще спасибо скажем. Может быть, наконец-то задумаются о том, чтобы свое развивать». 

В целом Форум крупного бизнеса в этот раз выглядит менее представительно по сравнению с прошлыми годами, как в отношении общего количества участников, так и по рангу государственных чиновников, выступающих на нем. Так, не дождались руководителя Администрации президента Сергея Иванова, бывшего ранее постоянным участником форума. Не появился и Михаил Леонтьев, новый вице-президент «Роснефти». 

Потом перерыв кончился, и участники потянулись в зал на следующую часть — секцию, посвященную финансовым ресурсам для индустриализации. Главный вопрос российской экономики — откуда взять «длинные деньги» — собравшиеся планируют обсуждать до вечера.