Юлия Десятникова: Еврейская школа создана для евреев
В эту школу принимают только детей, чьи мамы могут доказать свою принадлежность к евреям. Одному из учеников было отказано, поскольку его мать прошла обряд посвящения по процедуре, которая не признается главным раввином. Недовольство семьи разделили прокурор, представители местных общин и еврейское реформистское движение.
Подобная история недавно произошла в петербургской еврейской школе, которую обязали не ограничивать прием только евреями.
Юлия Десятникова. Еврейская школа абсолютно в своем праве не принимать детей иных национальностей. Она потому и еврейская школа, что существует в рамках культурной и национальной традиции: она организована для евреев.
Да, с точки зрения общеевропейской морали в том, чтобы принимать или не принимать по национальному признаку, есть узкий момент. Тем не менее эти школы существуют на дотации религиозных общин. Их очень трудно упрекнуть: они изначально себя позиционируют как еврейские школы и никому ничего другого не говорят.
У меня есть друг-раввин, он сейчас живет в Москве. Мы работали вместе — отбирали детей, которые хотели учиться в Израиле. И очень много про это разговаривали. Мне, как человеку светскому, было очень трудно понять национальный принцип отбора. Первая естественная реакция: вот хороший ребенок, умный и талантливый, давай его возьмем! Но если он не еврей, это невозможно. И друг-раввин мне объяснял: «Ну ты же со мной не обсуждаешь, почему на выставку кошек не берут собак? Это не хорошо и не плохо, просто с моей точки зрения это не кошка. Я готов с ним дружить, да. Но это не кошка».
Моя точка зрения не претендует на объективность. Права евреев нарушались и продолжают нарушаться совершенно нечеловеческим образом. Притом что вроде бы на государственном уровне этот вопрос решен. Тем не менее каждый день и каждую минуту они продолжают нарушаться. Это надо понимать. У них нет выбора: если нация хочет выжить, она вынуждена эту инкапсуляцию поддерживать. Иначе она прекратит свое существование в принципе, ведь происходит процесс ассимиляции.
А вообще, мне всегда любопытно, почему подобные вопросы возникают именно относительно еврейской школы. В том здании, где я арендую помещение для русской гимназии, по тем же субботам работают египетская школа и еще одна, кажется, какой-то карибской страны. Я каждый день хожу мимо и вижу их огромное коммьюнити, где людей собирается в 2-3 раза больше, чем в нашей гимназии (хотя она самая большая из русскоязычных в Лондоне). И там ученики совершенно четко подобраны по национальному признаку — никаких сомнений в этом не возникает. И никого это не волнует. Есть школы, в которых учатся индусы. И их никто не трогает. И есть другая культурная традиция: почему-то принято предъявлять претензии к евреям или, например, армянам. Как будто что-то у них все время не так складывается с точки зрения окружающих людей. А у кого-то другого — всегда так. Хотя это происходит тут же, рядом.
Конечно, могли быть какие-то злоупотребления. Если занять ультрапозицию, то в иудаизме, как и в любой другой системе взглядов, легко скатиться в перехлест и выглядеть некрасиво. Я видела такое много раз. Если человек высокого уровня, если он умный, образованный и интеллигентный, то его взгляды не затрагивают окружающих, им это не мешает. Но я тысячу раз работала в одной команде с недавно обращенными, которые делают тебе дырку в голове: это он будет есть, а это не будет, так он пойдет, этак не пойдет, эту ручку он возьмет, а ту не возьмет. Я бы жестко разграничила две вещи: конкретная ситуация, которая произошла в школе X с директором Y, очень вероятно, могла затрагивать права человека, потому что он мог повести себя неграмотно или занять крайнюю позицию. Другая вещь — глобальная: должна ли и имеет ли право еврейская школа, находящаяся в любом месте земного шара, поддерживать свою национальную линию, обусловленную национальными традициями. Мой ответ: безусловно, имеет.