Вадим Рутковский: Английский за две недели. 7 главных лиц фестиваля британского кино
Организаторы фестиваля разбили все фильмы программы по тематическим группам: вот пятерка «о свободе и поиске своего места в мире», вот пятерка «об ответственности перед обществом», вот секция «о литературе и театре», а вот «о живописи и фотографии». Это всё, конечно, здорово, но мы рискнем предложить другой формат путеводителя — не по темам, а по личностям.
1. Майк Ли
Ему 71 год, некогда театральный режиссер и постановщик суровых телевизионных драм, сегодня Ли — абсолютный прижизненный классик кино, прячущий жесткую драматургическую конструкцию за импровизационным методом работы с актерами, экзистенциальные трагедии — за бытовыми нелепицами. Он обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля (в 1996-м «Тайны и ложь» выиграли ее у самой «Рассекающей волны») и «Золотого льва св. Марка» венецианской Мостры (за «Веру Дрейк» 2003 года). В его карьере есть фильмы о выдающихся людях прошлого — авторах бурлескных опер XIX века Гилберте и Салливане («Кутерьма») или живописце Уильяме Тернере («Мистер Тернер» открывает ретроспективу Ли в рамках фестиваля), но чаще его персонажи — наши современники, обычные, типичные, заурядные. Живые, тем и интересные. В фильме «Еще один год» (2010) каждый герой болеет за ту или иную футбольную команду, но все упоминаемые в кадре клубы выступают не в высшем дивизионе, подобно их болельщикам, далеким от высшего дивизиона жизни. Про знаменитостей Ли тоже снимает без глянца, оттого и достовернее многих прочих кинобиографов. Убедительность «Мистера Тернера» официально подтверждена призом Каннского фестиваля — Тимоти Споллу, за лучшую мужскую роль.
2. Чарльз Диккенс
Не думаю, что среди тех, кто читает интернет-гиды по кинофестивалям, есть люди, не читавшие хотя бы «Оливера Твиста», потому рассказывать, кто такой Диккенс, не стану. В данном случае он герой весьма щемящей картины о поздней любви: актер и режиссер Рэйф Файнс (естественно, сам и примеривший диккенсовскую бороду) рассказывает о трепетном романе 45-летнего писателя и 18-летней актрисульки Нелли Тернан. Собственно, важность героини подчеркивает уже название фильма — «Невидимая женщина»; ее и покажут на открытии британского фестиваля.
3. Марк Эштон
А вот историческая фигура, имя которой, в отличие от Диккенса, мало что говорит даже образованной аудитории. Притом Эштон — один из знаковых персонажей 1980-х: гей-активист, член Коммунистической партии и генсек Лиги коммунистической молодежи — с 1985-го по 1987-й, год смерти в 26 лет от СПИДа. Его близкий друг Джимми Саммервиль посвятил памяти Эштона песню For a Friend; она, само собой, звучит в «Гордости», возможно, самом громком британском фильме года, хотя экранные события датированы 1984-м, еще до стремительной партийной карьеры Эштона и его смерти на взлете. Именно в 1984-м по инициативе Эштона лондонские геи и лесбиянки примкнули к общенациональной шахтерской забастовке, спровоцированной агрессивной экономической политикой Маргарет Тэтчер. ЛГБТ-активисты, не вступая в официальное сотрудничество с профсоюзами, взяли шефство над деревней в Южном Уэльсе — реальный пример человеческой солидарности и сплоченного выступления против фашизоидной государственной системы. Россиянам, так сказать, на заметку.
4. Эмили Браунинг
Хрупкая, сексуальная, немного не от мира сего Браунинг — австралийка, но только по паспорту: ее модельная и актерская карьеры не имеют страны прописки. Она блистала в одном из самых спорных фильмов каннского конкурса, томной «Спящей красавице» Джулии Ли, где играла студентку, оказывавшую странные эротические услуги старикам, и в костеломном сюрреальном комиксе «Запрещенный прием» Зака Снайдера, где защищала себя и подруг крепкими кулаками. Играла в романтико-катастрофическом трэше Пола У. С. Андерсона «Помпеи» и в причудливом тинейджерском ужастике «Магия, магия». На британском фестивале Браунинг солирует в молодежном мюзикле «Боже, помоги девушке», придуманном и поставленном Стюартом Мердоком, лидером чарующей группы Belle & Sebastian.
5. Бен Уишоу
Юноша байронической внешности играл поэта Китса в «Яркой звезде», Жана-Батиста Гренуя в экранизации «Парфюмера», Ариэля в экранизации «Бури», изобретателя всех бондовских гаджетов Q в «007: Координаты «Скайфолл» — да кого только нет; в одном только одиозном «Облачном атласе» он сделал аж четырех персонажей. Но «Ритмично напевая» экзотичен даже для всеядного Бена: этот фильм, где худруком выступил Майкл Уинтерботтом, поставил британский камбоджиец Хонг Кхау, и Уишоу досталась роль бойфренда покойного камбоджийского парня, устанавливающего новые, почти родственные связи с его матерью.
6. Уильям Шекспир
О нем напоминает один из самых своеобразных фильмов фестиваля — «Буря» Роба Керри и Энтони Флетчера. Это не экранизация Шекспира, но попытка зафиксировать присутствие его мятежного поэтического духа в совершенно непредсказуемом месте — неблагополучных районах Южного Лондона, где великую сказку репетируют трудные подростки, для которых язык Шекспира вдруг оказывается созвучен рэп-речитативам.
В обильной неигровой секции Бритфеста есть и еще одна вариация на тему «великий бард живее всех живых»: «Сейчас: Добро пожаловать за кулисы», хроника мирового турне спектакля «Ричард III» в постановке Сэма Мендеса с Кевином Спейси в роли заглавного горбуна.
7. Фредерик Уайзмен
Второй после Ли великий режиссер в программе Бритфеста. Уайзмен, правда, американец, 84-летний документалист, всматривающийся в биосоциальные механизмы самых разных институций — от психиатрической тюрьмы и полицейского участка до кабаре Crazy Horse и балета Парижской оперы. В «Национальной галерее» объектом тщательного и беспристрастного наблюдения стала Лондонская национальная галерея: за три часа Уайзмен проводит нас по всем ее уголкам, в том числе и скрытым от глаз обычного посетителя.