Катерина Мурашова /

Что делать с человеком будущего

Чем можно помочь ребенку, который настолько непохож на окружающих, что выглядит среди них, как инопланетянин

Иллюстрация: Corbis/All Over Press
Иллюстрация: Corbis/All Over Press
+T -
Поделиться:

— Я ребенка пока не привела, — сообщила женщина. — Хотела сначала одна с вами поговорить. Потому что при нем вы бы мне не поверили. Да и так не поверите, наверное, — интонация у нее была напористо-усталая. Именно такая. Устала напирать? А почему не перестанет?

— Я постараюсь поверить, — искренне пообещала я. — А сколько лет ребенку?

— Пятнадцать уже, в том-то и дело. Решать что-то надо.

Ага, — подумала я и быстро смоделировала: балбес, за которого всегда все решали и делали, учиться не любит и не хочет, из школы гонят, интересов, кроме компьютера и друзей, никаких, теперь спохватились, наезжают на него — решай, решай. А что он может решить? Почему не поверю в его присутствии? Наверное, парень обаяшка, маменькины сынки часто такими вырастают, будет пускать пыль в глаза, выставлять себя овечкой, окруженной злыми волками, которые не понимают его тонкую подростковую душу.

— Рассказывайте, — велела я.

— В школе мы никогда не учились, — разом опрокинула все мои построения женщина. — Ни в настоящей, ни в коррекционной.

Парень — глубокий инвалид? Понятна ее усталость, но тогда чему я не поверю, его увидев? Тотальная интеллектуальная неспособность учиться в пятнадцать лет обычно очевидна. Соматический диагноз? Такой тяжести? И что же решать — теперь?

— Так. А почему?

— Костя всегда был неспособен справиться с элементарными дисциплинарными требованиями. Грубо говоря: когда все шли направо, он шел налево. Мы начали даже не с детского садика, а с яслей — я хотела выйти на работу, которую очень любила. Все специалисты нам тогда говорили: погодите, дозреет. Теперь уже совершенно понятно, что все они ошибались.

— То есть соматически Костя с самого начала и по сегодняшний день — здоров?

— В общем, да. То есть он болел, конечно, простудой, ветрянкой, ушами, еще чем-то, но совершенно как все дети.

— Так. А с психическим развитием что?

— По возрасту, в том-то и дело. Он заговорил к двум годам. В пять научился читать. Много лет любил читать детские энциклопедии. Играл в сложные ролевые игры. В шесть начал писать печатными буквами — сочинял какие-то истории, записывал их и сам иллюстрировал.

Я все меньше понимала в происходящем. Разновидность аутизма? Шизофрения?

— А как у Кости с общением?

— Нормально. У него никогда не было близких друзей (да и откуда бы взялись?), но есть приятели во дворе и на даче, он легко сходится с людьми, может знакомиться на улицах, в поездках, любит слушать чужие рассказы и сам неплохой рассказчик…

Теперь у меня уже практически не осталось гипотез. Неужели она  оказалась настолько глупа, что абсолютно пошла на поводу у ранней, примитивнейшей программы «установления границ» и позволила ей исковеркать жизнь семьи и совершенно нормального парнишки?! Но где же все это время были окружающие ее люди, родственники, педагоги, специалисты?!

— А теперь расскажите подробнее, что с Костей не так и что вы по этому поводу предпринимали.

— Все! — сказала она. — По обоим пунктам.

Закрыла лицо руками, оперлась локтями об колени. Посидела так с полминуты, собираясь с силами. Потом стала рассказывать.

С самого раннего детства мальчишка выслушивал, явно понимал, но не выполнял ничьи указания. Причем вставал в отказ далеко не всегда, например, он никогда не пытался выбежать на проезжую часть, или утопиться в речке, или выпрыгнуть из окна на четвертом этаже. Большую часть времени почти без капризов ложился спать. Но иногда его было совсем не уложить (спать не хотел) и тогда, после многочасовых сражений, приходилось оставлять в покое — он мирно играл почти до утра в ванной или на кухне. Под утро мог пойти и сам лечь в кровать, или заснуть в ванной, свив там гнездо из ковриков и курток. С едой было сложнее. Костя чуть ли не с рождения и по сей день ест странные вещи. В раннем детстве — землю, опилки, улиток вместе с домиками. Любые лекарства (после двух тяжелых отравлений пришлось убрать их в сейф). Потом мог выдавить лимон в сахарницу и есть ложкой. Любит пельмени со сгущенкой. Почти никогда не ел за столом, уносит миску в норку, как зверушка. Обычную еду тоже ест, но иногда день или даже два подряд голодает, только пьет. Судя по всему, совершенно неидеологически, просто не хочет есть.

Все вербальные социальные нормы усвоил к двум годам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, можно взять? На площадке не отбирал игрушки, охотно делился своими, сам не задирался, но если кто-то лез, вполне мог дать сдачи. В ясли пошел с интересом: много детей, новых игрушек. Через месяц воспитательница сказала: забирайте, он еще не созрел, не ест, не спит, не играет, меня не слышит, уходит из группы, с площадки, если пробуешь его заставить, орет так, что все ясли сбегаются. Забрали, поверили, что не созрел. Было еще три попытки — в три, в пять и в шесть лет, перед школой. С тем же результатом. Обращались к врачам, к психологам. Они сначала говорили: бывают несадиковские дети. Потом: надо настоять, привыкнет. Потом прописывали глицин, пантогам и далее по нарастающей.

Школа ничего не изменила. Костя иногда сидел, работал на уроке, потом вставал, уходил из класса, мог сесть или лечь в угол, полить цветок (потом объяснял: ему показалось, что он его зовет и просит пить). На все вопросы учителей и родителей отвечал: а зачем? Я не хочу. В конце концов его попросили из школы забрать. Медико-психологическая комиссия рекомендовала класс компенсирующего обучения (Костя сначала весело отвечал на вопросы, а потом соскучился и перестал, причем вечером дома в лицах пересказал все — с вопросами и ответами, в том числе и теми, на которые не ответил). Но и там дело пошло не лучше, хотя Костя признал новых одноклассников «забавными» (у него нигде не было проблем с общением) и смешно их передразнивал. Пробовали частную школу и домашнее обучение. Учитель приходил, а Костя вытягивался на крышке пианино и лежал, отвернувшись носом к стене. Иногда, впрочем, с удовольствием занимался. Но так же нельзя! В 12 лет Костя оказался в психиатрической лечебнице — на обследовании. Никакого диагноза ему так и не поставили, но после этого эпизода его характер резко изменился: он стал угрюмым, замкнутым, агрессивным и с тех пор категорически, наотрез отказывался ходить к психологам и психиатрам.

— А соматически-то вы его обследовали? — спросила я. — Может, это обменное что-то? С этой его едой?

— Сто раз. Каждый год делаем томограмму, сдаем анализы, проверяем еще что-то… Ничего!

— И на это, в отличие от беседы с психологом, он соглашается?

— Да, как ни странно, — мать как будто бы сама удивилась. — Ни разу не отказался.

— Но что же он делает-то целыми днями? Компьютерные игры?

— Нет, он как раз в игры не играет. Читает много. Гуляет, один или с приятелями. Иногда где-то разово подрабатывает, в самых разных местах. На даче все лето то и дело ходил по участкам, спрашивал, кому что надо, там много пенсионеров, то одно, то другое… Деньги мне отдавал — копить не умеет. По дому помогает. Иногда просто в окно смотрит. А тут недавно, четыре месяца… я даже не знаю, как сказать…

— Говорите, как есть.

— У нас на лестнице бабушка была, всегда любила с Костей беседовать. И вот у нее инсульт, и с головой… Нельзя оставить, надо сидеть, дочь из сил выбивается, наняла сиделку, а бабка ее клюкой по спине, в общем ужас, не дай бог никому. Я рассказала дома, Костя молча встал, спустился по лестнице, позвонил в дверь и говорит дочери: я буду сидеть, пока вы на работе. Женщина обомлела: да как же, мальчик… там лекарства… и памперсы… Он говорит: а посмотрим… Четыре месяца сидел пять раз в неделю, пока бабушка не умерла.

***

— Я ваши книжки читал. Сначала для детей, а потом для родителей, — улыбнулся Костя. — Забавные (как одноклассники в коррекционной школе? — подумала я). Потому и пришел. Вы, наверное, думаете: что я такое? Я тоже об этом сто раз думал, вы же понимаете, мне интересно. Я решил так: я — человек будущего. Сейчас уже ведь почти все могут делать машины. Кто-то их будет изобретать, чинить, да. А остальные? Зачем сидеть по пятнадцать лет за партами? Научиться можно и через книги, и через компьютер, если нужно. Вам мама сказала? Я так на пианино научился играть и пейзажи рисовать. Плохо, конечно, для себя. Но мне нравится. А так — уже скоро — все будут просто жить и радовать друг друга, можно сказать — помогать, можно сказать — работать. Еще сажать цветы и деревья. Так будет. Но вы не беспокойтесь, я и сейчас не пропаду. У меня руки, ноги, язык на месте, а работы в мире много, кому-то надо, чтобы его просто выслушали, кому-то — лекарство подать…

***

Он приходил и рассказывал. Иногда интересно, ибо, с детства не занятый муравьиностью нашей жизни, он получился очень наблюдательным. Его все пытались «наставить на путь истинный», а я — нет. Он расцветал. Я слушала его наивные разглагольствования и умозаключения, отвечала, рассказывала сама и испытывала некоторую неловкость, потому что исподтишка втиралась к нему в доверие.

Когда решила, что уже достаточно втерлась, спросила:

— Почему ты ходишь делать томограммы и сдавать анализы? Ты — человек будущего, ты решил. Но что-то еще тебе надо для себя объяснить. То, о чем не должны узнать психиатры. Что?

Он посмотрел мне в глаза и решился. Ему было всего пятнадцать, он был сильный и закаленный (всю жизнь шел наперекор течению), но ему хотелось хоть кому-нибудь рассказать.

— Я иногда просыпаюсь или выхожу из дома — и вдруг не помню, кто я и что здесь делаю.

— Когда началось? Как часто? Сколько длится? Помнишь ли в этот момент, как называются предметы вокруг тебя? С годами — чаще или реже?

— Первый раз помню лет в пять. Может, было и раньше. Не часто, раз-два в год. Длится минуту или меньше. Предметы — дерево, дом — помню. Закономерности вообще нет, может долго не быть, потом два раза за один месяц. После психушки было три раза почти подряд.

— Еще? Должно быть что-то еще. Думай. В школе?

— Да. Я не всегда понимаю текст. И картинки. Они вдруг становится как иностранные или с другой планеты. В школе я очень пугался. Теперь привык — просто закрываю книжку, отхожу от экрана, потом опять все нормально. Это чаще вначале. Если долго читаешь, такого не бывает.

— Почему не сказал?

— Маленький говорил — не понимали или не верили. А потом боялся — я же видел, меня все время проверяют: сумасшедший или нет. А от таблеток мне знаете как плохо всегда становилось… Но любопытно все-таки узнать. Может, я однажды все навсегда забуду или упаду и умру.

***

— Я не врач, — сказала я матери. — Но очень возможно, что это такие транзиторные нарушения кровообращения, связанные с особенностями работы вегетативной нервной системы. Может быть, где-то даже есть описание этого: синдром Вольта-Графта-Сикорского или что-нибудь в этом роде. Его странное пищевое поведение — видимо, организм ищет возможности компенсации через биохимию. Как с личностью с ним, при таком анамнезе, все очень даже в порядке — я была неправа во всех своих предположениях, а вы молодцы, что не ломали. Он по-своему очень ответственный, и его нужно ориентировать на сдельную работу, связанную с общением с людьми. Аттестат за среднюю школу придется на всякий случай купить.

                                                 ***

— Лечить это вряд ли можно, — сказала я Косте. — Во всяком случае, на современном этапе развития нашей отечественной медицины. Но поскольку это всяко связано с нервами и кровью, то возможна профилактика, именно чтобы уменьшить шансы на «забыл, упал и умер». Я думаю, все то, что обычно рекомендуют для профилактики инфарктов и инсультов: не жрать соленого и острого, дозированная, но регулярная физическая нагрузка, не перегреваться на солнце, гулять, плавать, все такое, сам можешь в инете посмотреть.

— Мои дети это унаследуют? — серьезно спросил Костя, и я поняла, что для него это действительно важно. Он думает о своих детях.

— Не знаю, — честно ответила я.

— Ладно… — он, видимо, поколебался и все-таки спросил: — А у вас… вы еще хоть одного такого, как я, лечили? Или, может, когда учились в институте, на лекциях проходили?

— Нет (мне очень хотелось соврать, но это уже была медицинская этика, которую я в общем-то стараюсь соблюдать). — У себя в кабинете и на лекциях — ни разу. Но, знаешь, я была в Индии, так вот мне кажется, что там по ней очень много таких вот «людей будущего» бродит. И раньше бродило… Они туда прямо стекаются со всего мира на «свет с Востока»…

— Ага, спасибо, — Костя приободрился. — Индия, да. Я всегда хотел там побывать.

— Побывай обязательно, — от души посоветовала я. — Тебе там наверняка понравится.

Комментировать Всего 118 комментариев

Чистая правда. Такой он и есть - человек будущего, "то ли помогать, то ли работать". А если продолжим без конца муравьировать, то очень скоро конец света наступит.

А как по-вашему, школа действительно не всем нужна для социализации? То есть, чтобы было понятнее: есть ли дети, которым отсутствие школы никак в смысле общения не навредит? Какой это должен быть ребёнок или какие условия для его роста?

Специально лишать школы я бы сейчас (но что будет завтра?) никакого ребенка не стала, именно из соображений социализации, а не обучения - оно возможно уже разными способами, да и раньше было возможно. Например, у нас в Ленинграде был дядька, который за очень большие деньги делал так, что обычный нормальный ребенок к 14ти годам сдавал программу художественной, музыкальной и общеобразовательной средней школы...

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Ксения Букша

Да обучение понятно что вне современной российской школы оно лучше и быстрее:). Пока один додумает, другой уже ворон считает и всё пропустил)).

Я про социализацию именно - вот каким должен быть ребенок, чтобы без школы не разучился общаться? Или какими должны быть условия его роста, как по-вашему?

Ну просто у него должна быть полноценная альтернативная социализация. Не школа, но... Не далее как в прошлом году я видела очень милую и вполне социализованную женщину, которая толком не закончила среднюю школу. Она выросла в цирковой семье, на арене цирка. Дети-спортсмены, у которых вместо класса - команда, сборная. Дети - одаренные музыканты, рано начавшие концертировать.  Из тяжелых вариантов - соматическая или психическая болезнь, препятствующая не учебе, а именно посещению школы . Идея: не ходить в школу, только в кружки для здорового ребенка кажется мне весьма сомнительной чисто из практики - видела десятки случаев, исход разный, но всегда через преодоление последствий. Но кто знает, как будет в будущем? Ведь традиционная урочно-классная система ОБУЧЕНИЯ уже сейчас трещит по всем швам. Может и социализация будет иной? Ведь она уже БЫЛА  иной, когда большинство детей в школе не учились вообще или учились три-четыре года.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Ксения Букша

Cемья с тремя детьми -- научатся общаться только так!

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Далеко не всегда, говорю чисто из практики. Знаю много семей, где дети между собой очень мало общаются или неконструктивно враждуют. Кроме того, может быть большая разница, когда у младшего скорее две-три мамы, чем товарищ по играм.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

это правда, но от родителей, конечно, зависит. Если пустить на самотек, то получится, как у Юрковской. Я где-то у неё прочла, что она следовала рекомендациям авторов  книжек по психологии. В этих книжках ей рассказали, что один ребенок -- нарцисс, двое детей -- соперники, а трое -- коллектив. Мне понравилась её фраза типа "эти мерзавцы-психологи с реальными детьми дела никогда не имели, потому что в реальности трое детей -- это не коллектив, а банда" ::-)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Однозначно - от родителей в основном. Причем не от их доходов, образования и т.д., а именно - от личностей. Но и врожденные особенности детей тоже роль играют. Понятно, что три ребенка-флегматика будут строить отношения иначе, чем три холерика, и во втором случае родителям придется побольше креатива вложить... :))

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова, Ира Зорькина

А ой, прочитала внимательнее - "никакого". То есть - считаете, всем вот эту лямку тянуть обязательно??

обычный нормальный ребенок к 14ти годам сдавал программу художественной, музыкальной и общеобразовательной средней школы

Ой, а зачем?

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Татьяна, чисто амбиции родителей. Развлекались они так . Надо сказать, что с педагогической точки зрения все было устроено очень классно - дите не перегружалось и не перегревалось особенно. Разумеется бесплатного сыра не бывает - за ускоренное интеллектуальное развитие приходилось платить отставанием по другим показателям.

Татьяна, вы сорвали с языка этот вопрос - Зачем? 

Меня всегда удивляют родители, которые хотят, чтобы их дети побыстрее стали читать-писать-считать- играть на всех инструментах. Поступали в универы в 14 лет. Идет какая-то гонка в белкином колесе, и как показывает практика, эффективности от такого ускоренного метода обучения - ноль. Потому что к 23-25 годам (если не раньше) такие дети полностью сравниваются со своими  "обычными" ровесниками.  

Естественно, что речь идет о способных, но не гениальных детях, особо одаренных. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Сергей Мурашов

Одна моя знакомая вызывала на дом специалистов чтобы ее совершенно здоровая дочь раньше всех (это было принципиально) научилась переворачиваться со спины на живот)))

Ага, ага. На самом деле в этой гонке конечно есть подсознательная тревога родителей. Им кажется, что они думают о будущем своих детей, но на самом деле - о своей тревоге: они сами не знают, что в жизни главное, поэтому стараются как можно раньше выпихнуть детей "на дистанцию". Я на самом деле давно хотела это обсудить,  ибо много этого вижу, но все откладывала, думала, что комменты откроют для чтения, потому что тут дискуссия может получиться интереснее моего зачина. но вроде к этому не идет - наверное надо написать все-таки :))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Инна Пополитова

Я из семьи преподавателей вузов, наш дом всегда был полон студентов, абитуриентов, аспирантов))) Я провела лучшие годы младенчества (декрет в нач.70хбыл минимальный) и детства на парах и лекциях. Я видела очень многих ребят, чьи родители пытались "во что бы то ни стало. любой ценой ("мы за ценой не постоим") сделать из ребенка, обычного школьника, гения и выдаюШегося во всех отношениях человека. Нередко заканчивались такие экзерсисы или депрессией к 18 годам, или "бунтом на корабле" (дети уходили из дома), или... просто ничем. То есть, дети-"искусственные вундеркинды"  превращались в обычных среднестатистических сотрудников (и госбезопасности тоже)))

В то же время были ребята талантливые, как говорится "от бога". Помню у моей мамы была студентка Танюха (она сама себя так называла) из глубокой украинской провинции из села, но влюбленная в английский язык (понравились услышанные  песни  на английском). Была она смешная, нелепая провинциалка, над ней все подшучивали да язвили, особенно столичные девчонки. К пятому курсу она настолько блестяще владела английским, что несколько ин.агенств предложили ей работу (середина 80х). Потом она уехала в Штаты и сделала приличную карьеру в одной из ведущих тв-компаний. А ведь до 17 лет "крутила коровам хвосты", помогала родителям по хозяйству, никаких "развивающих кружков" и пр. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Ира Зорькина

они сами не знают, что в жизни главное

А что в жизни главное?

Я тоже не знаю, но хочу знать!:)))))))

Так для каждого же свое, люди же все разные! Главное, чтоб было... :)))

Ай, это не ответ, я протестую! :)))

просто так, к слову -)

А я своих детей)) с первого дня укладывала спать на живот ( так теплее, привычее ребенку, нет опасности задохнуться) и ребенок активнее развивается - пытается поднимать головку, приподниматься на локтях и .... побочный эффект - рано начинает ползать и переворачиваться. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Света, как раз опасность задохнуться лежа на животике очень высока, потому что моторика еще не разработана,  особенно в первые 6 недель. Младенцев рекомендуется укладывать на "полубок" (небольшой валик). 

В чем положительный момент раннего ползания и переворачивания ? Некоторые дети начинают рано ползать, но затем начинают позже ходить. или наоборот.

У кого-то первый зуб выходит в 3 мес, а у кого-то в 6 мес. И что? Главное, чтобы все зубы вышли к 2годам и были здоровы.

Вообще, главное, чтобы ребятенки были здоровы!  

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Инна Пополитова, Юлия Панченко

И что в результате с дочкой? Какие достижения были достигнуты этим "акробатическим этюдом"?  Чемпионка мира по плаванию ? (в конце дорожки надо делать кувырок)  

"В результате" пока нет, это сейчас просто хорошая нормальная шестилетняя девочка. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Родителям казалось, что это отличный старт за их деньги . И Вы знаете, Кристина, я и сейчас знаю сотни родителей, которые, если бы им предложили, не отказались. А с учетом риска ухода детей в виртуал, боюсь, что не отказались бы миллионы...

На самом деле, у ребенка намного больше шансов хорошо учиться и быть успешным, если он идет в школу ПОЗЖЕ. Если он старше своих одноклассников. И программа учебная ему легче дается, и среди детей он чувствует себя намного увереннее.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Не знаю, Ира, может я неисправимый консерватор, но мне кажется, что лучше всего, когда ребенок идет в школу ВОВРЕМЯ :))

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Ира, не знаю,,, Я была  "ранней" , правда в школу особенно не ходила, фактически была на "хоум-скулинг", что очень и очень негативно отразилось на моей социальной и психологической адаптированности - при значительных "теоретических" познаниях, была беспомощной и очень уязвимой в жизни...

Christina,  а как определить это "вовремя"?

Вот допустим, мальчик или девочка по росту ниже сверстников. Будет такому ребенку комфортнее среди ровесников или среди детей на год моложе?

Ира, я думаю, что подобные критерии - рост, вес, возраст - не основополагающие. 

Моя племянница ВСЕГДА была и будет ниже всех по росту (родители невысокие), но она всегда, начиная с дет.сада (3хлет)  была в центре внимания. была первой (или в пятерке лидеров) во всех спортивных соревнованиях (по бегу, по лыжам, по плаванию, пр) причем на региональных и общефранцузских состязаниях.  

Аналогично - люди с повышенным весом. Есть пончики и булочки, которые ничуть не комплексуют и являются душой компаний. 

Мое мнение  - важна психологическая установка и поддержка в семье.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Да, конечно, установка, поддержка... Но вот умственное развитие -- вещь такая, что от установок не всегда зависит. В любом случае, семилетнему ребенку легче учиться по той же самой программе, чем шестилетнему.  Или другими словами -- через год ребенку учиться будет легче. Если он пойдет в первый класс в шесть лет, то будет успевать, а если в семь -- то будет самый лучший ученик. Один и тот же ребенок.

Ира, я ниже ответила Алекс. Моя дочка пошла в школу в 5.5 лет (вместо 6), а потом на втором году еще и перескочила класс, т.к. быстрее запоминала, соображала, каждый год начальной школы заканчивала с граммотами ( во Франции есть такая систаема как в СССР )

Скоро ей будет 14 и она совершенно нормально успевает по всем предметам (4-5), хотя она больше "физик" нежели "лирик" )))))

Я сама рано пошла в школу (в 6 лет) и тоже никаких проблем интеллектуального характера не было, училась на отлично (правда из дома) 

Я к школе / школьной системе  отношусь совершенно спокойно - надо и все. Если человек увлечен чем-то по-настоящему, то никакая школа не может быть помехой ))))  

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

ну, у меня тоже было примерно такая же проблема. Только началась с детского сада. В который я не ходила до почти своего седьмого дня рождения,  а пошла где-то перед самой школой. Тогда не знали слова "социализация", но  смысл был такой же. Отдали в садик, чтобы "привыкала к коллективу". Лучше бы они этого не делали :-)

С тех пор у меня выработалось очень четкое негативное отношение к "коллективу", как к сборищу глупых и грубых людей, где я всегда чувствовала себя неадекватной с одной стороны, "несоциализированной", но при этом способной на гораздо большее, чем "средние требования по коллективу", то есть, "коллектив" меня всегда тянул назад.

Ира, мне кажется, что если ребенок реально ДЕЛАЕТ большее и лучшее (не способен на, а именно - делает на практике), чем среднестатистический коллектив детей его возраста, то это обязательно нужно учитывать в его образовательном маршруте. Можно в дополнительном образовании, можно  в спецшколе, можно в индивидуальных занятиях. Но тут надо очень четко различать, где что (именно поэтому я где-то - выше или ниже - и писала про СРЕДНЮЮ И СТАРШУЮ школы), потому что как есть реальные специальные способности (ребенок - талантливый рисовальщик, необыкновенно ловок и гибок, решает задачи нестандартными способами и т.д.), так и "темповое ускорение развития" (по аналогии с темповой задержкой), которое потом сойдет на нет, и если ребенок к тому времени привыкнет, что он лучший, да еще и в коллектив "не впишется"... К следующему понедельнику напишу историю. Колебалась, а вот сейчас решила - напишу.

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса, Инна Пополитова

Будем ждать понедельника -)

А что это значит "темповое"? я уже у Инны в тексте увидела, примерно догадалась о значении. Но лучше бы все-таки получить определение. Спасибо заранее

Это диагноз. "Темповую задержку развития" ставят детям, про которых специалист по каким-то известным ему причинам думает, что они потом "нагонят" и будут как все. "Темповое ускорение развития" никому не ставят, это я сама придумала :)))

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

"темповое ускорение развития" (по аналогии с темповой задержкой), которое потом сойдет на нет, и если ребенок к тому времени привыкнет, что он лучший, да еще и в коллектив "не впишется"

Вы меня пугаете :) У моего - темповое ускорение развитие. Ему невыносимо скучно в школе, особенно, на математике. Чтобы ребенок не рехнулся от скуки и отсутствия  увлекательных целей  и задач в классе, он начинает елозить. Тут уже недовольна учительница. Я его совершенно понимаю: это же ПЫТКА, сидеть тихо изображая сосредоточенный вид 20 минут над задачей, которую ты решил за две минуты, и так изо дня в день, из месяца в месяц. ЧТО ДЕЛАТЬ? Это ж реальная ежедневная драма для родителей с детьми с "темповым ускорением развития" и для самих детей.

У нас учителя начальных классов всегда давали таким детям дополнительные карточки с задачами, чтобы ребенок мог их решать (мне как-то во втором классе досталась карточка с задачей про глупого крокодила для пятого класса - я ее решила в уме (подставила цифры), но не записала, а просто тихо сидела и гордилась, а потом прозвенел звонок и мне никто не верил, очень обидно было :((). В Америке это не практикуется? Может, училке посоветовать, сказать, что в СССР так делали и помогало? :))

То ж в СССР, а это ж - "у нас", в США. В США учителя объединены в профсоюз, который занимается тем, чтобы отстоять права учителей работать как можно меньше и получать как можно больше. Поэтому два месяца родители не могут узнать секрет, какие оценки получает их ребенок в школе, пока 1 ноября не получат офицальный отчет. А встретится с учителем - это как на прием к начальнику средней руки попасть - за 2-3 недели нужно записываться. Приходится применять всю советскую изворотливость, чтобы пройти сквозь непробиваемые стены нашего школьного образования. Сейчас исследуем возможность перехода в часнтую школу - нет больше сил мучаться. Здесь в городах хуже, чем в СССР, намного хуже.

Алекс, так мне кажется, что советские училки это делали не только и не столько для детей, сколько для себя самих - чтобы работать было легче и эти дети им, закончив решать, не мешали. Может, американские, если у них нет традиции, просто неправильно Вас понимают: им кажется, что Вы хотите за их счет облегчить жизнь ребенку и усложнить - им? А если объяснить, что все совсем не так? ;)

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

им кажется, что Вы хотите за их счет облегчить жизнь ребенку и усложнить - им?и

Им правильно кажется.

Посто в России никто себе не представляет, в каком "крепостном праве" живут американцы. Вот мы изучили критерии для поступления в частные школы. В числе важнейших документов - рекомендация от учителя на 2 страницы. Перечисляются качества такие как " внимательно слушает", " выполняет указания", "дружествен", "демонстрирует оппозиционное поведение", и т.д , учителю нужно только "отметить нужное". И учитель знает, что родитель перед ним расстелется, что и происходит. Зачем ему утруждаться, когда родитель сам добьется от чада идеального поведения на уроке?

То есть готовность родителей платить не является определяющим критерием для поступления в частную школу? (у нас пока очень часто именно так)

То есть готовность родителей платить не является определяющим критерием для поступления в частную школу?

У вас - Дикий Запад, то есть Восток. Или дикое становление капитализма.

Алекс, у нас просто есть разные частные школы. Где-то все очень цивильненько. А где-то - как раз за родительские деньги собирают детишек, которые не вписались по тем или иным причинам в обычные школы и создают им режим наибольшего благоприятствования. Не могу сказать, что это кажется мне таким уж диким... :))

[это я шучу про Зикий Запад. Забыла смайлик поставить :))] Но если без шуток, у нас нормативные правила общежития навязываются социумом гораздо сильнее, чем в России. Здешнеее общество имеет не много ниш для выбивающихся из социума, даже если они богатые.

Может, училке посоветовать, сказать, что в СССР так делали и помогало? :))

Я не уверена, что училка знает, что такое СССР (без шуток :((((((((()

Ну если только совсем молоденькая. Постарше должна знать. :))

а что, разве нет "продвинутых" классов в школе?

какие могут быть "продвинутые классы" в американской начальной школе!!!!!!!!! "Продвинутых классов" нет даже в лучших частных начальных школах. Продвинутые классы начинаются с 6го класса (но не в г.Филадельфии!). Нам еще 2 года мучиться, как не крутись.

ну, наверное Катерина дала хороший совет. Поговорить с учительницей, давать ребенку самой из дома задачки. Предложить, чтоб он занимался сам дальше по учебнику или по материалам?

а вы точно узнавали? Поговорите еще  с учительницей, с school counseling service. Я не ручаюсь, что точно запомнила, но кажется уже с третьего класса есть дополнительные классы для так называемых одаренных детей. Зависит от школы, конечно, от школьного округа.

Зависит от школы, конечно, от школьного округа.

то-то и оно. Поверьте Ира, переговорено все, что можно было переговорить, со всеми, с кем можно было переговорить.  Можно только нанять адоката и судить, если есть время и деньги. Не буду утомлять читателей подробностями, хотя не раз думала поставить пост "Дубовая роща американского образования".

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

если он идет в школу ПОЗЖЕ

то он СТАТИСТИЧЕСКИ ( т.е доказано наукой) проигрывает по отношению к СВОИМ СВЕРСТНИКАМ. "Выигрывает "такой ребенок только по отношению к К МЛАДШИМ НА ГОД. Это здесь называется  redshirting.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Инна Пополитова

ну а какая разница, по отношению к кому он выигрывает? Он же чувствует себя по крайней мере не проигравшим. Что толку, если он будет учиться со сверстниками и всегда будет чувствовать, что он не догоняет, что он никогда не догонит? что он вечный лузер?Важно ведь не успехи собственно в школе, а его установки на всю его будущую жизнь.

"Что толку, если он будет учиться со сверстниками и всегда будет чувствовать, что он не догоняет, что он никогда не догонит

 .........Важно ведь не успехи собственно в школе, а его установки на всю его будущую жизнь."

с этой точки зрения это имеет смысл

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Ира Зорькина

у меня с дочерью в садике был переросток 8-ми лет. Там случай из серии "родители забыли в школу отдать". И кто тут вообще мог в выигрыше оказаться от того, что его восмилетнего отправили в первый класс с шестилетками?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

нет, ну два года разницы -- это уже перебор, конечно. Хотя все от ребенка зависит, и от класса, и от учителя -- да мало ли еще от чего!

Я только хотела вставить свои пять копеек в тему о родителях, которые всеми силами стараются, чтобы дитя было "впереди" своего возраста. Что на долгую перспективу это или не влияет, или влияет отрицательно, и что можно ведь рассматривать и противоположную возможность.

Кристина, с другой стороны, что особо интересного в том, чтобы научиться читать-считать помедленнее? Смотрю я на американскую систему и удивляюсь: в чем смысл растягивать начальное обучение, например, бесконечно "буксуя" на начальной арифметике? Смотря с высоты прожитых лет на жизнь, если мне что-то и хотелось бы "растянуть" - так это период с 14 до 27 лет, а никак не 7-10 или с 5-8. Мне быть "маленькой" было неинтересно.

Наверное не надо впадать в крайности. 

Мы ж не говорим об изучении таблицы умножения до окончания школы )))) Мое мнение - каждому овощу свое время. Кто-то быстрее усваивает буквы но затрудняется складывать их в слова/предложения, кто-то - наоборот. 

Кто-то схватывает на лету, а для кого-то проблема запомнить какие-то простые вещи. 

Другая проблема - различные деффекты (отклонения развития ) ребенка, как напр. дислексия (и ее виды и степени тяжести), синдром дефицита внимания, пр.  Можно сколько угодно "вбивать" ребенку буквы и цифры, а он просто физически не может их сложить в слова/предложения  или числа.   

Кто-то схватывает на лету, а для кого-то проблема запомнить какие-то простые вещи.

В том-то и штука! Берут 30 детей с разными данными, сгоняют их в кучу, учат по одной и той же программе, которая им в принципе всем подойти не может - одному слишком сложно, другому ужасно скучно -  требуют, чтоб они вели себя, как удобно учительнице (тихо и минимально общаясь друг с другом), и называют это "социализацией".

В общем, да, Вы правы, так и есть. Непосредственно обучающая программа начальной школы подходит не всем. И получается, что они (эти произвольно согнанные 30 человек) в это время все учатся разному: кто-то - читать, кто-то общаться с более умными, кто-то - с более глупыми, кто-то - соблюдать дисциплину и молчать, когда тебя не спросили. Это плохо? Мне кажется, что недопустим только тот вариант, когда ребенок в принципе (ни плохо, ни хорошо) программу усвоить не может, а его все продолжают заставлять (причем тут все равно - это третьеклассник с темповой задержкой развития, которому нужен класс компенсирующего обучения, или совершенно нормальный семиклассник, которого амбициозные родители запихали в престижную физ-матшколу с реально повышенными требованиями). В средней и особенно старшей школе мне уже кажется разумным смотреть именно на личность и устремления самого ребенка (вундеркинды в это время уже начинают "увядать" и разумный родитель им уже не сможет кардинально повредить) и строить образовательную программу в соответствии с его интересами и способностями. ИМХО, разумеется.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Инна Пополитова

Все это невероятно сложно, и на уровне общества - неразрешимо, разве что в небольших и толковых странах, вроде Финляндии и Норвегии. Но на личном уровне нам всем нужно выбирать лучшее для себя и своих детей, потому здесь и болтаем - чтобы понять, где же "лучшее". :))))))))))

Алекс, я месяцев шесть-семь назад встречалась на одной профильной тусовке с важной финкой от их образования (и учитель и чиновник), она говорила, что их тепличному, индивидуально-ориентированному образованию тоже о-о-чень много что можно инкриминировать, и вот она дескать очень много почерпнула для себя у китайцев, но в их финском болоте, дескать, ничего никому не докажешь... :))))

Видимо, везде хорошо, где нас нет. Но "у нас" все равно плохо :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Есть, впрочем, и обратная позиция: "там, где я сейчас - все просто отлично". Хорошая вообще-то позиция, но, к сожалению, часто сопровождается неприятным дополнением "там, где меня уже нет, все дерьмо". Нет в мире совершенства (тяжелый вздох).

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Юлия Панченко

в начальной школе задачей этого периода стоит не столько получение знаний. И готовность ребенка к школе определяется не по росту. 

В терминах возрастного развития ребенка мне больше всего импонирует подход через игровые этапы. Потому что тогда период дошкольный укладывается в освоение игр с предметами, с собственным телом, с окружащих миром. А начальный этап школы означает переход к ролевым играм. И тогда первый класс школы должен превратится в такую сюжетную игру "по правилам", где каждый участник имеет свою обозначенную роль. Если правильно  организовывать пространство вокруг ребенка, то школа должна стать увлекательной игрой на несколько этих лет. "Не школьный" ребенок или не готовый к школе ребенок-- это именно тот случай, когда правила им не воспринимаются, тот который "идет против потока".  

в начальной школе задачей этого периода стоит не столько получение знаний................первый класс школы должен превратится в такую сюжетную игру "по правилам", где каждый участник имеет свою обозн

Хм..вспоминая мою школу........ Нас посадили за парты, и нужно было по 45 мин. сидеть, сложив руки, не вертеться и не болтать с соседом. Мне не очень подходила эта навязанная  "роль" статиста. (Она мне и сейчас не очень подходит. И такая ролевая игра мне не нравится.) Кроме того, ребенка не спрашивают, хочет ли он играть в игру "статист". А если спросили бы, то 95% детей сказали бы, нет.

Я не знаю, какие еще были в советской школе "роли". Трудно представить, как реальная школа может стать "увлекательной игрой на несколько .....лет."  В США  есть больший выбор ролей и подходов, если учесть разнообразные частные школы, некоторые весьма неортодоксальные. Но подход в здешних общественных школах не так сильно отличается от советских. Сидеть, сложив руки, не нужно, но, например нельзя бегать и кричать в перерыв - законное детское время спустить пар в советской школе . Моего сына наказали за то, что он пошел из одного класса в другой не по "правильному" коридору. В другой раз наказали, когда он после туалета не вернулся немедленно в класс, и т.д. Ничего, кроме роли маленького послушного робота, который покорно и безинициативно усваивает тусклую и медленную интеллектуальную информацию, ему еще никто в школе не предлагал.

Разница с нашей школой в деревне.

Во Франции в младшей школе (от 6 до 12 лет)  нормированных уроков нет. Надо приходить на 0830. Затем "святой" для каждого француза обеденный перерыв - с 1230 до 1330 (можно кушать в столовой, можно забирать ребенка домой, если есть возможность). Заканчивается школьный день в 1630. по средам школы нет (в новом году будет полдня).

Учитель сам определяет чем и как долго заняться: математика, франц. язык, чтение, природоведение, английский, пр. В 6 (-7) лет по классу ходить можно, можно когда угодно выходить в туалет. В более старшем возрасте дети должны сидеть на своих местах, но они часто работают группами ("над проектами"), поэтому имеют возможность подвигаться. Перемена утром - ок 10 утра, минут 15. Всех выгоняют на улицу, конечно если нет дождя, и уж тут все "сходят с ума" ))))) Перемена во второй половине дня - ок.1500 аналогично !

В колледже (средняя школа во Франции, 12-14 лет) ребята сидят за партами по двое (обычно). Учитель рассаживает вначале года (можно попросить сесть с другом), но потом пересаживаться самостоятельно нельзя. Иногда можно просидеть с одним и тем же человеком весь год, а иногда соседа меняют два-три-четыре раза за год.   

Лет 12 назад мы с мужем посмотрели чудный документальный фильм о сельской французской школе, где всех детей учит один замечательный учитель, а потом они идут в колледж. Там был мальчик по имени Жожо. Нам так понравилось. что мы решили так назвать сына. Очень человечный, чудный фильм.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Жожо - это или  Жорж или Жозеф...

Вы знаете, Алекс, я вообще на школе не заморачиваюсь. Начинали в нашей деревенской, самой обычной, государственной. В нее еще мой муж ходил и его первая учительница учила и нашего сына и дочку ))))  

Критерием была близость от дома - с 8 лет мои дети ходили в школу сами (пешком или на велосипеде /самокате) и близость от свекрови - они ходили к ней на обед (и какой обед!...)  Ничему такому особенному, чтобы они не могли узнать вне школьных стен, они, конечно не учили. Но зато заполучили много друзей, научились реагировать на обидчиков (давать сдачи, драться за свое имущество),  получили основы распорядка рабочего дня, определенную организацию времени, т.е. в бОльшей части - социальные навыки.  

Потом (в 11 лет) они перешли в частную католическую школу, т.к. там дисциплина получше (построже), меньше классы. Нормальная такая школа, учителя забастовки не устраивают )))))    

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

я вообще на школе не заморачиваюсь

повезло Вам! Думаю, школа-таки неплохая. У нас в городе не заморочишься - кровавыми слезами поплачешь. Заморачиваются ВСЕ сколько-нибудь приличные мамы. Детей всех остальных система в городе просто сливает в канализацию

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Алекс, я ничего не могу сказать по этому поводу, т.к. с моими детьми у меня другой опыт. Все-таки, мы живем в маленькой французской деревне, где все несколько проще.  

Мой сын перескочил одну из групп "школы для малышей" (аналог дет.сада), потому что быстрее осваивал программу. Дочка пошла в "большую (начальную) школу" (начинается в 6 лет) в 5.5 лет, да еще потом перескочила в след. класс по аналогичной причине. Причем в каждом случае инициатором "перехода" были учителя, я, лично, не была энтузиастом.

В 15 лет сынулька остался на второй год (пробездельничал год) и тоже вроде ничего, только пошло на пользу повторение  ))))  

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Похоже, что у вас намного лучше. Мне, чтобы сына перевели в 1й класс из подготовительного в середине года ( в подготовительном ему по уровню просто нечего было делать), пришлось заплатить $400 за тестирование  у частного психолога. Когда пришел его доклад, что подготовишка - 3м классе по уровню английского и в 4м по уровню математики, тогда его школа перевела в 1й класс. Но училка подготовительного легла костьми, чтобы доказывать и нам, и школе, что "ему это не нужно" и что приготовительный ему как раз впору.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Катерина, а что такого особо ценного в этой самой школьной "социализации"? Насколько я помню, до 8го класса мальчики практически не разговаривали с девочками. Девочки тусовались групками, и общения между групками тоже было немного. Сколько-то интересное общение началось где-то в 8м классе. Да и вообще не так много в школе времени для общения - в основном, перемены. 

Интересное общение в 8м классе началось потому, что они и раньше учились понемногу, и был период до разобщения - в начальной школе девочки и мальчики еще дружат (хотя и не все). Обычная эволюция, притирка. Обучение общению непохожих, произвольно собранных в группу. Ничего в этом особо хорошего, просто - чем заменить? Чисто индивидуальным обучением по интернету и посещением кружков по интересам? Мне кажется, что на сегодняшний день - замена неадекватна. Но я разумеется могу и ошибаться.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Эх, да вот смотрю я на эту школьную "социализацию"... В хорошем лагере - и то лучше, и на спорте лучше, дети реально дружат! А в школе вообще ни о чём. Так вот и начинаешь думать - а зачем эта школа тогда? Учиться дома проще, общаться проще в каком-то общем деле. Ну да ладно, я этот вопрос ещё не решила. Продолжаю наблюдать.))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ксения, может быть, все дело в том, что очень трудно продержать ребенка в "хорошем лагере" до совершеннолетия :)) Хотя сейчас действительно многое меняется, ведь раньше (еще сравнительно недавно) одноклассники по большей части дружили и после школы, вместе гуляли, куда-то ходили и все такое.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

Значит, поощрять пораньше в большой мир выбираться. Ведь в 14 лет человек уже не ребёнок. И потом, "хороший лагерь" - понятие широкое, это ведь и всякие экспедиции (есть такие - молодёжные лагеря археологов, например, и другие наверняка тоже), и рабочие лагеря летом, и вообще работа (заработать в 14 можно даже и не только физическим трудом - есть подростки-тестировщики, веб-дизайнеры, некоторые пишут обзоры игр...) - и всё это общение! Ещё можно стать волонтёром - когда, как не в юности? Сейчас это очень развито. Международные всякие экологические программы: не платят, но кормят. Я слышала - зовут пингвинов отмывать от нефти на островах Огненной Земли! Будь мне 15, сама бы поехала. В общем, куча всяких вариантов, зависящих от достатка семьи и склонностей подростка. По-моему, как раз ДО 14 - труднее, потому что не всюду ещё сам доберёшься и не до всего сам додумаешься. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ксения, тут мы с Вами совершенно в одном потоке :)) - я совершенно согласна в 14-15 лет подросток уже вполне может управлять своим образовательным маршрутом и своей социализацией (а может и НЕ управлять, вот сколько подростков прямо сегодня отмывают дельфинов, а сколько - сидят в он-лайн игре, во дворе с банкой пива, сегодня в первый раз попробовали наркотик?) Но уж в семь-то лет ребенок явно этим процессом не управляет? Управляют взрослые, ведь так? И я, как ни крути, ну вот не вижу никакой массовой альтернативы школе, при всех ее очевидных любому недостатках. Никакой летний лагерь или кружок ее не заменит, а чисто спортивное или музыкальное детство (или цирковое, как в моем примере выше) - это все-таки для немногих.

...Просто мне кажется, что это - вещи связанные. Именно оттого, что ребёнок как следует научился пинать балду и якобы общаться (а в современной российской школе это именно якобы-обучение и якобы-общение, ну вижу я это, у меня шесть школьников в "расширенной" семье моей), - именно поэтому они так мало отмывают и так много сидят с банкой пива. Вот что мне кажется.

Так. А чтобы потом много отмывали, мало пинали, нужно заранее сделать - что? Где оно - "настоящее общение" и "настоящее обучение" для ребенка семи-девяти лет? Не в средней российской школе, ладно, а где же?

Мне кажется, это хоть и связанные вопросы, но разные. Первый - где искать общения детям. Самим как можно больше и шире общаться и открываться, везде бывать и знакомиться, находить на это время. Второе - спорт, лагеря, увлечения, там действительно сейчас друзья у детей заводятся чаще, чем в школе. И поощрять эту дружбу, разрешать в гости и гулять, самим предлагать. Кстати, можно такое и с одноклассниками делать, но сложнее, гораздо, по моему опыту. Ещё надо искать места, где играют стайками - садоводство это или двор у бабушки, если есть такое место на примете, это ценно.

А про подростков - это второй вопрос, и он сложнее. Тут у меня пока ответов нет, кроме самых идеалистических) - найти такую среду, где интересуются интересным, и подвинуть туда ребенка... Не знаю, работает ли это... И ещё - вопреки школе, в противоядие! - попытаться сделать так, чтобы у ребенка огонек в глазах не погас к 13-14 годам. И вот тут школа здорово мешает.

оттого, что ребёнок как следует научился пинать балду и якобы общаться ........... именно поэтому они так мало отмывают и так много сидят с банкой пива

Должна с этим СОВЕРШЕННО И ПОЛНОСТЬЮ согласиться. Школа в том ее виде, в котором она существует сейчас, приучает детей ничего не любить душой и стастно, а лишь с ленцой и не торопясь "тянуть лямку" того, что не интересно.

"...чтобы у ребенка огонек в глазах не погас к 13-14 годам. И вот тут школа здорово мешает." Совершенно согласна.

мальчики практически не разговаривали с девочками

Социализация между девочками для девочек важнее, чем с мальчиками. И для мальчиков тоже гораздо важнее находить общий язык с ровесниками-мальчиками. Ну, а девочки, а девочки -- потом :-)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

школа для социализации

Иногда можно без школы. Или в ограниченном варианте.

У меня сейчас учится мальчик, который фактически, как мало какой взрослый, выстраивает свою стратегию обучения. Находит себе в сети тренинги и пр. и учит сам, то что интересно. Всегда отличался оригинальным мышлением, неожиданными трактовками и поворотами. И всегда очень мало обращал внимания на сверстников. Хотя отношения со всеми очень дружелюбные, но он не сам идет на контакт, он просто никого не отвергает в общении. В 8-9 классе (сменившиеся интересы сверстников, угроза ГИА, явная дифференциация подростков по интересам)-- ушел в самоизоляцию. Вплоть до отказа ходить в школу. Я называю это для себя "наведенный аутизм", такая самоизоляция и отказ от общения. Сейчас экзамены сдал успешно, более интеллектуальный подбор детей в классе возник-- опять открылся и, кажется, вполне благополучно себя ощущает. Мне кажется, это тот случай, когда ребенок себе сам выбирает, что учить и как учить. Освоение социальных ролей для него-- просто еще один навык, который он учит по собственному позыву. Когда осознает нехватку этого умения. А если не ощцущает такой потребности, то все это школьное общение проходит мимо как вода. Он до последнего момента умудрялся делать ошибки в собственном имени-фамилии, не говоря уж про прочие грамматические тонкости. Просто потому что не считал важным обращать внимание на грамотность. После двойки в четверти по русскому и того стресса, который ему устроили взрослые вокруг, сдал экзамен на 95 баллов из 100. И вот так во всем.

Такой ребенок вполне мог бы обходится без школы, как инструмента социализации. Такому вообще наша школа небезопасна. Ему вообще нужно было бы что-то другое.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Ксения Букша

Который ему устроили взрослые вокруг... Вполне мог бы обходиться без школы

А откуда тогда возьмутся "взрослые вокруг", Инна, обеспокоенные его неграмотностью? Если школы не будет?

У парня, которого Вы описываете, мне кажется, проблемы все таки есть, в том числе и с социализацией - хотя я не могу разумеется понять по Вашему краткому описанию, какого они характера.

но я согласна - есть небольшой процент детей, которые действительно могут сами строить свою образовательную стратегию. Но ведь не с семи же лет? Значит до этого - кто-то должен. Родители? Возможны случаи, когда они построят лучше школы? Да. Но ведь опять небольшой процент. Именно про это я пишу. Школа более чем неидеальна и нуждается в трансформации, но что - вместо нее, для всех? Я пока ничего не вижу, но я с другой стороны и не педагог, и не социолог :))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Инна Пополитова

Школа неидеальна. Я регулярно сталкиваюсь с детьми, которым я бы рекомендовала что-то другое. Но не эту школу. Возможно, что-то, что можно называть школой условно. Другой режим организации учебного процесса, другой режим общения со сверстниками, другой режим взаимодействия со взрослыми. В моем примере все закончилось пока благополучно. Но я еще совсем недавно не была уверена, что своими прессингами мы не совершаем что-то непоправимо жесткое.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

В Вашем примере все еще только начинается - ведь парню предстоит еще вся самостоятельная жизнь ;)

Инна, ведь Вы учитель? Очень интересно про "условную школу" не от дилетантов или родителей, а от профессионала. Можно хоть пару фраз - что Вы имеете в виду?

"Условная школа"-- например:

1. У меня были несколько раз дети с диагнозами ... Не смогу сказать точно какими, потому что и не медик, и не всегда маму спросишь, и мне оно мало что даст (точное название, я имею ввиду). Ребенок  вполне может справляться с программой, не отличник, но выше плинтуса. Обучаемый, так сказать. Но выдерживает 3, от силы 4 урока. А потом его сносит. Мягко говоря, "растормаживается". Переключиться с режима "перемена" назад на режим "урок" он уже не может. Это раз. Второе-- постоянные и не затухающие проблемы-конфликты со сверстниками. Разной степени агрессивности. Как правило, в периоды плановых "лечений" становится полегче. В промежутках "без таблеток"-- до катастрофичности. Первый мой такой ребенок в 8-ом классе в приступе ярости воткнул карандаш в ногу соседу по парте. Сантиметров на 3-4. У меня тогда мысли не сходили с накатанной колеи, что или он кого-то изуродует или его покалечат. Мама в конце 8-го класса уговорилась и подыскала ему в Москве "школу домашнего обучения". Я до сих пор плохо понимаю, как там было организовано обучение-- относительно свободное посещение, зачетная система, возможность изучать предметы в своем ритме, переменный состав учебных групп. Но при этом-- классные руководители, совместные походы в музеи-театры и пр. Мальчишка спокойно закончил и основную и среднюю школу. Поступил в институт на библиотечное дело. Но мама меня, наверное, так и не простила. Несколько лет спустя в аналогичной ситуации пробовала найти эту школу и, кажется, уже такого нет.

2. Мальчишка доучился нормально до 7-го класса, а на абстракциях алгебры-геометрии вывалился. По моему мнению, на уровне арифметики и практического обучения вполне был успешен и старателен, на уровне абстрактно-логическом ушел в двоечники. Закончил бы год с 6-ью двойками и завис бы до 14 лет на втором году, но родители успели найти его место-- перевели в школу, в которой как раз с 8-го класса идет получение специальности автослесаря и при школе есть свой гараж и мастерские. Школа полного дня. Во второй половине дня уроки дублируются с расписанием и фактически вместе с учителем делается все домашнее задание. Если не выполнил, нельзя пойти в гараж ковыряться в железках. Ну надо ли говорить, что при таком стимуле парень закончил и школу, и потом колледж. Отработал несколько лет и сейчас поступил на заочное в автодорожный институт.

3. Девочка пришла в наш физмат класс-- потому что друзья, потому что училась у нас, потому что рядом с домом. Попадала в конце года под отчисление. Но при этом сама учила еще дополнительно 2 языка. Хорошо что успела вопремя перейти в другую школу и не потеряла год. Сейчас учится на филологическом. Но это уже старшеклассники, тут уже немного иное.

Я все время говорю родителям "двоечников"-- это не ваш ребенок плохой. Это вашему ребенку не подходит эта школа, это не его место. Приложите усилия, вглядитесь в собственного ребенка, поищите его место! Сейчас уж в Москве-то можно найти такое место, где ваш ребенок будет успешен, сможет найти свою траекторию, реализоваться.

Как-то так...

Спасибо, Инна. Но это - Москва все-таки, в Питере тоже есть некое разнообразие школ. Мы-то тут в основном говорили про школу, именно как массовый институт, через который либо проходить, либо не проходить... Я-то, когда спрашивала, имела в виду, может Вы уже какую-то альтернативу сами придумали, в плане куда сегодняшняя школа могла бы эволюционировать :)))) - меня этот вопрос весьма занимает.

Домашнее обучение у нас тоже есть, и оно действительно иногда вполне успешно решают проблему образования, если не получается его получить в обычной школе (для очень "тяжелых" детей это часто единственный выход). Но проблему социализации они уж никак не решают. Наоборот - часто нарушения еще усугубляются за этот период.

я вижу выход только в том, что школы должны быть разными. Выращивать свою изюминку, свою атмосферу, свой стиль. Тогда родители проблемного ребенка всегда смогут подобрать приемлимый вариант для его развития. 

Мне очень нравилась школа "Интеллектуал"-- та самая о которой сейчас кипят страсти по поводу ее слияния с чем-то там. Не знаю, что им удастся сохранить.

Я знаю школу, где дети собирают международные награды по химии. Но директор считает основой развития интеллекта оперную студию, в которой все новенькие начинают петь, ставить спектакли, выступать на своей сцене. Тоже сейчас плохо понятно как они выживут.

Сейчас слышала про частную школу, которая специализируется в работе с детьми с ДЦП и другими подобными диагнозами. Частная-- платная, но у них очень своеобразный тут подход и очень гибкая система оплаты. Но им удается делать чудеса просто.

Знаю школу, в которой директор -- психолог, по настоящем авторскую школу. Они работают с детьми, которые разносторонне талантливы и не выбрали себе профиля. Т.е. сами еще не понимают они гуманитарии или технари. 

Есть школа, у которой практически на территории стоит церквушечка и все уроки идут под колокольный звон. И это дает ей свою ауру. У них есть изумительный ежегодный тематический праздник, когда все-- и взрослые и дети приходят в костюмах. Например, был день народов России и надо было каждому классу представлять обычаи какого-то народа.

Причем, далеко не все эти школы какие-то там лицеи и гимназии. Правда статус дает прибавку к финансированию и его стараются заработать. Но суть в том, что если есть команда педагогов, которая воплощает свою идею, то детям рядом с ними чаще всего хорошо. Собственно, для меня это основной критерий хорошей школы-- дети и взрослые там должны быть заняты каким-то общим делом. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Инна, как это интересно! Завидую, что в России это сейчас есть. В России вообще много интересного, и много потенциала. Здорово. когда люди этот потенциал реализуют, а не пытаются тупо копировать Запад, не понимая даже, что здесь далеко не все работает, а многое работает хуже,  чем в СССР.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Интересный парень. Мне почему-то пришел на память мой бывший коллега (кстати, индус из США, куда переехал с родителями в 9летнем возрасте). Этот коллега, Радж, был талантливым врачем (MD), эпидемиологом, два PhD (!!), мог производить быстро в уме арифмитические действия с трех-/четырех значными числами.

Однако у Раджа была такая странность:  иногда при разговоре с колегами он "улетал" на какой-то период времени - от нескольких секунд до 5-8 минут. То есть Радж отключался на полуслове или фразе, мог уставиться в одну точку и стоять с остекленевшими глазами совершенно не реагируя на внешние раздражители (оклик, повышение голоса собеседника, прикосновения за руку, пр). Еще было необычным, что его супруга, тоже индуска (они принадлежали к одной касте) привозила и отвозила его на работу / с работы.  Впоследствие выяснилось, что Радж страдал разновидностью эпилепсии, у него была т.н. аура, когда он впадал в определенный транс. Он принимал лекарства, и они ему помогали, но вот когда лекарства заканчивались или он забывал их принять (редко), то приступы учащались. По сути, его супруга была его няней.... Но это была одна из самых счастливых пар, которую я когда-либо встречала. У них было четверо детей - двое своих и двое приемных девочек из Индии. Радж проработал в ВОЗе относительно недолго и вскоре вернулся в Штаты. Кажется, он преподает в Johns Hopkins.   

А что это за синдром Вольта-Графта-Сикорского?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

Кристина, нет такого синдрома! :)) я его просто придумала по аналогии с существующими,  для примера матери, ведь я же совсем неглубоко знаю медицину и вполне может быть, что медики случаев пятьдесят таких как у Кости уже наблюдали и даже как-то это назвать успели :))

Эпилепсия это да, первое о чем в таких случаях думают, но у него энцефалограммы километрами снимали, и потом эпилептики обычно очень неплохо социализируются, и у Кости явно что-то более сложносочиненное: прикиньте - стол, дерево, дом помню, а кто я и чего я тут - нет! На самом деле я где-то именно о таком читала, но так и не смогла вспомнить - где... Все-таки больше всего похоже на временное нарушение проводимости чего-то...

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

стол, дерево, дом помню, а кто я и чего я тут - нет! На самом деле я где-то именно о таком читала, но так и не смогла вспомнить - где...

отсутствие мозолитого тела? хотя вряд ли... а про мозг врачи, по моему скромному мнению, мало что понимают..

Катерина Вадимовна, по ходу чтения истории и комментариев родилось два вопроса:

1. поясните, пожалуйста, поподробнее вашу мысль о том, что "традиционная урочно-классная система ОБУЧЕНИЯ уже сейчас трещит по всем швам"

2. а второй вопрос вытекает из первого. так называемый хоумскулинг. или обучение на дому. эту тему поднимала Ольга Юрковская. http://snob.ru/profile/28109/blog/73449. 

а про социализацию она привела пример про летние каникулы, когда нет школы, но социализация сама по себе никуда не девается.. ну, в общем, что вы думаете по этому поводу?

мозолиСтого тела. опечаталась.

1. Изменились отношения с информацией. Раньше урок в основной массе школ (всегда были исключения) выглядел так: учитель владел информацией, дети - нет. Он ее передавал, они записывали, потом заучивали, иногда спрашивали, он отвечал, потом он с них спрашивал. В общем - довольно замкнутая система. Сейчас информация есть в инете, которым дети часто владеют свободнее учителя. Что-то точно изменится в самое ближайшее время :)))

2. Социализация в летние каникулы никуда не девается только в одном случае - когда там, в условной "деревне" бегает значимое количество таких же детей, свободных и не учащихся в школе. Я уже здесь писала: сама по себе школа не универсальна, были времена когда большинство детей в школах не учились и социализировались, пася гусей и в учениках у сапожника. Но сейчас большинство детей уже и пока (?) социализируется именно в школах. Любой родитель может экспериментировать - дети в этом смысле беззащитны, я выше описывала такой дорогостоящий эксперимент из советских времен, Кристина тоже писала из своих воспоминаний. Еще Никитины были, если Вы о них слышали. Осудить экспериментаторов? Я бы не стала, может быть, они прокладывают дорогу в будущее. Последовать немедленно их примеру? Я бы тоже не стала - пожалела бы своего ребенка :))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

пожалела бы своего ребенка :))

Наверное, все эти эксперименты родились от неудовлетворенности школой. У меня тоже особо нежных воспоминаний о школе не осталось - скучное место, где 38 детей согнанных вместе случаем даты своего рождения и местом проживания, проводили много времени почти НЕ ОБЩАЯСЬ. Большого понимания других людей, кроме того, что кто-то учится хорошо, а кто-то - плохо, я из этого не извлекла. Наверное, возможно это изменить, если ввести в программу семинары, проводимые высококвалифицированными социологами или психологами, на которых дети учились бы рассказывать про себя и понимать других. Только вряд ли это случится. По своему опыту американской школы скажу, что здесь  не только не лучше, но и, возможно, еще хуже, чем в моем детстве. 21 век в самой богатой стране мира, а школы - такое позорище.

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Или хотя бы просто учить сотрудничать, элементарно делать общее дело, помогать друг другу учиться и вместе играть в сложные игры. А не сидеть-тупить, пока товарищ ответит. Тут даже неважно, вундер или отстающий - скука одинакова. Ручки изгрызены, тетрадки измалёваны... от скуки. А переменка 15 минут - какое общение, а на продленке все делают домашку. Зачем??

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Здесь некоторые частные школы пытаются такое сделать, но это, в общем-то, исключение, а жаль. Да и вся система образования. заточенная на "цифры" - результат госэкзамена, оценки - этому не способствует. А зря.

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Алекс, а у Вас там совсем не было того, что у нас называлось "общественной жизнью класса"? Мы, помнится, общались в основном там - от уборки класса (по партам, по четыре человека, по очереди) до изготовления каких-то бесконечных стенгазет (из художественного: до сих пор помню, как, высунув язык от усердия, по клеточкам рисовала портрет Ленина, а остальные сопереживали и ходили вокруг на цыпочках, чтобы у меня рука не дрогнула на лике вождя :)). Я - бездарный рисовальщик, но остальные члены моей "звездочки" были еще бездарнее, увы нам, все одаренные оказались в других "звездочках".  Кажется, моего Ленина в конце концов вывесить на стене не разрешили (больно ублюдочный получился), но я удовлетворилась девизом "делай что должно, и будь что будет" :)))

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

а у Вас там совсем не было того, что у нас называлось "общественной жизнью класса"?

С "общественной жизнью" было не очень. Как я теперь понимаю, на Петроградской стороне воображающие интеллигентские родители не приветствовали идей коммунистического коллективизма, и чада  следовали по стопам предков. В 2м классе мне уже было видно, что вся эта  общественная жизнь и коммунистический энтузиазм - пустая показуха, а к 4му каждый уважающий себя ребенок тихо смеялся про себя, но помалкивал. В 6м классе пионервожатая двинула меня в председатели совета дружины, но толку (т е инициативы) от меня было мало, а к 7му я ушла в другую школу, где тихо молчала о своем пионерском прошлом.

Класс, действительно, убирали - еще одна причина не любить школу: я не чувствовала в себе призвания к профессии уборщицы.

Дома, кстати, заставляли убирать и на даче грядки пропалывать - и на всю жизнь отбили желание заниматься и тем и другим.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Ну я-то диагноз пацану не ставила, я ж не экстрасенс))))) просто описанная вами симптоматика вызвала описанное выше.  Наверняка у Кости имеют место какие-то серьезные дефекты неврологии, может попадет в учебники по медицине...  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Он очень настроен в учебники не попадать, а если и да, то не под ником больной К. :))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Кому же хочется сделать карьеру "учебного пособия". Кто знает, быть может Костя и сам станет специалистом в области своего заболевания (-?) / дефекта (-?).  

Увы, несмотря на Вашего Раджа, боюсь, моему Косте медицинское образование не получить - слишком долго, упорно и системно надо учиться :(( А вот эпилепсия, кстати, вполне себе по профилю - эпилептоидный характер (а он точно существует, я много раз видела) даже способствует, если приступы боль-мень под контролем.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Его все пытались «наставить на путь истинный», а я — нет. Он расцветал.

---

Этого все хотят. И все расцветают :-)

Это да. Но в данном случае мои помыслы не были чисты :)) - я все время помнила, что он соглашается обследоваться и понимала, что ему нужно объяснение какого-то неизвестного мне симптома. В отличие от мальчика-бродяги (я о нем как-то писала), с Костей не было особо интересно, я просто надеялась, что что-то еще узнав, смогу что-то понять и помочь.

Это-то я поняла! Просто, как водится, о своем поговорила - музыкой навеяло :-) В смысле, Вашими размышлениями, наложенными на окружающую меня действительность:-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Похоже, мне невероятно повезло с моей школой. правда, она была специализированная испанская.. но там было так интересно и весело. мы так дружили-ругались-протестовали-влюблялись. чего у нас только не было. и даже два ансамбля и постоянные выступления перед латиноамериканскими товарищами) а песни пели революционные латиноамериканские - просто сказка. с маракасами, гитарами и прочее. квн, экскурсии..всего не упомню даже.

социализация прошла на ура.

одно серьезное "но": знаний я особенно не получила. странно, конечно, школа-то специализированная. очень долго я думала, ну, то есть, правда долго, может, лет до 33..что это я такая туповатая, что ничего не вынесла из школы.и собственно, весь испаский  и русский я освоила за год с репетиторами.

потом как-то в разговоре с подругой (отличницей по всем фронтам) я выясняю, что у нее примерно та же проблема со "знаниями" из школы. да что там, и с университетом примерно такая же петрушка.

вот тогда я и поверила, что что-то в обучении не так.. имено в подаче информации...когда мне раньше говорили, что "вас, Юля, учили не так, как надо", я отмахивалась. думала, человек из симпатии ко мне так говорит. но похоже, что нет.

отсюда и "голова болит" о детях. не хочется, чтобы они не поняли, зачем в школу 10 лет ходили... 

что делать-то...(елки-иголки)...)))

Юля, а Вы видели того, кто сказал бы: из школы я вынес много отличных, важных и полезных знаний? Я сама училась в затрапезнейшей школе (надо бы хуже, да некуда :(), но почему-то всю жизнь то и дело пользуюсь самыми странными знаниями, полученными именно оттуда. 

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

а странными, это какими,например? 

нет, я точно никого не знаю. я знаю только, что предыдущие поколения в разы лучше владеют той информацией, что получили в школе и университетах. помнят ее, умеют применить. 

может, вопрос в памяти? 

Катерина Вадимовна, а как вы думаете, это правда, что лучшее образование (в смысле уч заведений) гарантирует нахождение и дальнейшее процветание в профессии? мне что-то в это не сильно верится....

Юлия, я могу ошибаться, но мне кажется, что дело не в памяти. Предыдущим поколениям не приходилось становиться и жить в условиях такой информационной нагрузки, как нынешнему. А память - она все-таки не резиновая :) Кроме того, наше образование при всех его идеологических закидонах было гораздо более системным. Нам его давали плотно нанизанным на мировоззрение, а это (как бы ни относиться к содержанию этого мировоззрения) все-таки способствует системному усвоению - когда все в одной парадигме. Сейчас образование в школах (я говорю про обычные, а не лучшие, конечно) во многом дают, как набор фактов, в лучшем случае, набор закономерностей.

  "это правда, что лучшее образование (в смысле уч заведений) гарантирует..." 

Тут надо определиться, о чем мы говорим. Лучшее образование - это то, где многому дополнительно к обычной программе учили? То, где были увлеченные своим делом педагоги? То, где было много "общественной жизни" за пределами непосредственно учебного процесса, сплачивающей ребят в коллектив? Еще что-то?

а бог его знает, что это такое. но обычно, когда так говорят, мне кажется, имеются в виду именитые европейские университеты... сомневаюсь, что родители, мечтающие отдать чадо в эти самые уч заведения, думают о каких-то там деталях. им важен результат - ребенок освоит добротно профессию и останется жить там, где по их мнению лучше и легче жить.

а вот у меня есть один пример, когда парень (правда. талантливый мальчик, сразу оговорюсь) уехал обучаться МВА в Барселоне только для того, чтобы остаться в Европе работать. и что вы думаете, он моментально стал самым сильным в группе и ему по окончанию обучения предложили работу в компании в Лондоне. а окончил он здесь у нас Плехановскую академию. и конечно, как он писал мне потом, он был сильнее всех подкован теоретически, что дало ему возможность быстро и легко освоить практические навыки. в то время как остальные европейцы в его группе не волокли, мягко говоря.... 

отсюда вывод - трава там не зеленее...как говорят американцы. значит, лучшее образование - это когда ты изучаешь то, что тебе интересно. тогда все идет впрок. и как говорила моя любимая зав.кафедрой, умный студент "возьмет" от любого преподавателя.

вот я и договорилась до самого страшного вопроса моей жизни)))) а как ж понять-то, ЧТО есть то, ради чего будешь бегать на пары в 6 утра, сдавать нервотрепные экзамены и так далее... иначе говоря, как определить то, чем захочешь заняться в жизни..... 

и как это в детях разглядеть...если в себе не сумела разглядеть...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова