1. «Деменция» Корнеля Мундруцо на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда 15 и 16 ноября

Фото: Marcell Rev
Фото: Marcell Rev

Зарубежная программа NET’а открывается гастролями венгерского коллектива «Протон», части единой кинотеатральной компании, созданной в 2003 году драматургом Викторией Петраньи и режиссером Корнелем Мундруцо. Мундруцо равно востребован и театром, и кино — в этом году, например, его «Белый бог», антиутопия о людях и собаках, победил в каннском конкурсе «Особый взгляд» (здесь репортаж о съемках: Мундруцо обошелся без компьютерных спецэффектов, сняв сложнейшие сцены благодаря чудесам дрессировки). На сцене он (все-таки кинематографист в первую очередь) изобретательно прибегает к натурализму — да так, что слабонервным стоит поостеречься: впервые Мундруцо побывал в России на фестивале «Текстура» в Перми с инсценировкой сорокинского «Льда», и в антракте сотрудники «Театра-Театра» выглядели изрядно напуганными (а два года назад в Авиньоне, рассказывала приятельница, ей, беременной, категорически отсоветовали смотреть «Бесчестье» по Кутзее, которое, кстати, планировал привезти в Россию «Балтийский дом», да в последний момент все отменил, выдав дежурную версию «из-за болезни актрисы»). Но в том же «Льде» второе действие было решено в совсем ином, метафорическом ключе — этот изумительный финт по спариванию реализма и эстетства у Мундруцо ловко выходит и в фильмах, и в спектаклях. В «Деменции» он превращает сцену в клинику для душевнобольных: она заброшена, но не безлюдна, пациенты, которым некуда идти, ютятся на одном из этажей. Непредсказуемый спектакль о безумии и смерти оказывается похож на классическую оперетту; грань между страшным и смешным тонка.

2. «Лекция о ничто» Дмитрия Волкострелова в ММСИ на Петровке

Фото: Юлия Люстарнова
Фото: Юлия Люстарнова

Самый камерный участник фестиваля NET — предпринятый петербургским театром Post опыт освоения лекции Джона Кейджа. Его играют три дня подряд, 17–19 ноября, по два спектакля в день. Но попасть в маленький музейный зал непросто: каждая «Лекция» рассчитана только на 12 зрителей. Тем не менее попасть стоит: Дмитрий Волкострелов — при всей герметичности и некоторой аутичности (или почти буддистском бездействии) его спектаклей — просветляющий режиссер. Ставит ли он «Три дня в аду» Павла Пряжко, «Любовную историю» Хайнера Мюллера, «Танец Дели» Вырыпаева, ранние пьесы Беккета или коллаж из текстов, опубликованных в журнале «Новый мир» за 1968 год, получаются изобретательные, чертовски остроумно придуманные (всегда — что тоже необычно — в согласии с первоисточником) постановки, в которых есть почти невозможная гармония рационального концепта, внятного посыла и чистой эмоции. И лично я очень, очень жду премьеру Театра наций — «Русские романсы», второй спектакль Волкострелова на NET’е, он закрывает фестиваль 10 декабря.

3. «Великая и невероятная история коммерции» Жоэля Помра в Центре им. Вс. Мейерхольда 19 и 20 ноября

Фото: Elizabeth Carecchio
Фото: Elizabeth Carecchio

NET привозит постановку Жоэля Помра — москвичи должны помнить сделанные им для театра «Практика» спектакли «Этот ребенок» и «Пиноккио»; возможно, кто-то из зрителей NET’а добредал и до промзоны на Дербеневской, где играли его парижских «Торговцев». Новая «История коммерции» — фирменный микс лирики и социологии: на сцене встречаются коммивояжеры, скромные всадники то ли прогресса, то ли апокалипсиса.

4. «Король Убю» Деклана Донеллана на сцене Театра наций 21 и 22 ноября

Фото: Johan Persson
Фото: Johan Persson

Британец Донеллан — еще один европеец, которого в России особо представлять не нужно: он не раз гастролировал со своим лондонским театром Cheek by Jowl, сам ставил в Петербурге — «Зимнюю сказку» в Малом драматическом и в Москве — «Бориса Годунова», «Бурю», «Трех сестер», «Двенадцатую ночь» для Чеховского фестиваля, «Меру за меру» в Театре им. Пушкина. Событие этого NET’а — не по Шекспиру! Элегантный стиль Донеллана оказался впору и хулиганскому фарсу Альфреда Жарри.

5. «Зимний путь» Уильяма Кентриджа в Камерном зале Московского дома музыки 26 ноября

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Южноафриканец Кентридж, известный в первую очередь как выдающийся современный художник, — еще один дорогой, желанный и, думаю, любимый гость: несколько лет назад «Гараж» устраивал его большую ретроспективу, в рамках которой он, обожатель русского модернизма и постановщик оперы «Нос» в Met, устраивал перформанс «Я не я, и лошадь не моя», вдохновленный одновременно Гоголем и русским авангардом. В программе NET’а — «Зимний путь», сенсация летнего музыкального фестиваля в Экс-ан-Провансе, трагический вокальный цикл Шуберта, исполненный Маттиасом Гёрне и превращенный Кентриджем в причудливую инсталляцию.

6-7. «Дыхание» Кэти Митчелл в «Электротеатре Станиславский» и «Тартюф» Михаэля Тальхаймера в Театре наций 29–30 ноября

Кульминация фестиваля — два спектакля берлинского театра «Шаубюне». Я, правда, прохладно отношусь к постановщику Михаэлю Тальхаймеру, броскому, но какому-то неглубокому (не прошло и месяца с моего последнего похода на его спектакль — «Сказки Венского леса» по Эдену фон Хорвату в берлинском «Дойчес-театре», еще жива досада). Но в свежайшем «Тартюфе» царит и бесчинствует Ларс Айдингер, один из самых рисковых актеров Европы (сыгравший, например, в новом фильме Алексея Учителя Николая II), и это очень веский довод в пользу постановки.

«Дыхание» — изобретательная рефлексия на темы любви и экологии, первый спектакль, где Кэти Митчелл отказывается от синтеза театра с кино. Приезд в Москву одного из самых востребованных режиссеров современности — особая заслуга NET’а: Чеховский фестиваль отменил гастроли ее «Вишневого сада» из-за нехватки средств, а NET, пользующийся в разы более скромной поддержкой Минкульта, справился – благодаря помощи постоянного партнера фестиваля, Фонда Михаила Прохорова.