Андрей Борисов: Какими должны быть города для детей
Долой дискриминацию
Городская среда должна быть одинаково понятной и комфортной для взрослых и детей: если дети вынуждены находиться под постоянным присмотром взрослых, значит, что-то идет не так. Детям, как и всем горожанам, необходима простая и логичная городская навигация. Не помешают и велодорожки: велосипед — это не только дешевый и экологичный транспорт, но и прекрасное развлечение. Современные города придуманы для общения? Значит, дворы, площади и скверы должны быть не просто удобны и безопасны для пешеходов — они также должны быть доступны для детских развлечений и совместных игр (таков, например, парк «Суперкилен» в Копенгагене, о котором мы писали неделю назад). Дети слишком долго сидели за заборами, и им не помешает свобода.
Дружелюбный дизайн
Детям нужно пространство для игры, поэтому в городе должно быть дружелюбное и соразмерное именно им окружение. Почему бы не превратить песочницу в тропическую фантазию из снов, как это сделали в испанском городе Аликанте? Или поместить детей в пространство игр и фантазий, встроив огромную фигуру жирафа в здание детского центра, как в пригороде Парижа? А может, пойти по пути датского архитектурного бюро Monstrum, которое поражает воображение своими детскими площадками с драконами и огромными муравьями? Дети заслуживают хорошего дизайна ничуть не меньше, чем взрослые.
Помогать фантазировать
Понятное детям окружение необходимо не только для того, чтобы разграничивать зоны между ними и их родителями. Само устройство дворов, улиц и зданий должно помогать детям фантазировать и учиться. Уже стали нормой музеи, в которых посетители могут использовать экспонаты и посредством несложных экспериментов узнавать об их работе. В городе должны быть умные подсказки о городской среде, развивающие площадки, научные парки, подталкивающие детей к нестандартному мышлению.