![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/EDFF51A1_F7F0_49BD_95FF_4980807B296B_avatar.jpg)
Линор Горалик: Третий человек
Через минуту после того, как Диана фон Фюрстенберг входит в полный народа зал «Манежа» на открытие собственной выставки «Путешествие платья», она, теснимая прессой на удобную для них позицию, оказывается рядом с самым первым из представленных здесь экспонатов и несколько минут стоит, послушно улыбаясь вспышкам. У нее за плечом — большая черно-белая фотография, с которой обнаженная Диана, совсем молодая, призывно смотрит на зрителей из-под тяжелых век. Более говорящий кадр, чем это сочетание живой, цветной фон Фюрстенберг и ее давнего черно-белого фото работы Франческо Скавуло, на этой выставке, наверное, сделать невозможно: «Путешествие платья» — даже не ретроспектива, а tribute, чествование. Здесь не только платья работы DvF, скомпонованные по эпохам, но и письма — например, восхищенное письмо от редактора американского Vogue, приветствующего успехи начинающего дизайнера Дианы в 1973 году, плюс эскизы, плюс рекламы. Но самое главное — здесь огромное количество портретов самой фон Фюрстенберг. Они скомпонованы, как и платья, по залам, один зал — один смысловой период: Диана начала 70-х, Диана периода Studio 54 и так далее, вплоть до сегодняшнего дня.
Впечатление двойственное: с одной стороны — фон Фюрстенберг продолжает много и успешно работать, а выставка построена так, как обычно строятся итоговые проекты («Афиша» недаром писала еще до открытия, что все это отдает «культом личности»). А с другой стороны, эта выставка отлично позволяет понять, что такое fashion scene, и особенно — что это значило в 70-х: дизайнер, модель, селф-промоутер, it-girl, — все один человек; фон Фюрстенберг, Уорхол, Хальстон, Лихтенштейн, вся эта компания в обнимку на фотографиях — крошечная связная группа энтузиастов, как всегда бывает при рождении культурной эпохи (позже это назовут «динамическими группами»). Но от того, что многих представителей этой группы уже нет, впечатление только усложняется. Я спрашиваю фон Фюрстенберг, не страшно ли находиться в своего рода музее самой себя. Она говорит: «Я об этом не думаю». «Каково видеть работу всей своей жизни, умещенную в три зала?» — «Я об этом не думаю». — «Не трудно смотреть на саму себя как на исторически значимую фигуру?» — «Я об этом не думаю». Фон Фюрстенберг объясняет, что «все это полностью была Наташина идея», имея в виду Наталью Водянову: сама DvF хотела сделать шоу, Водянова убедила ее делать выставку. Водянова говорит, что «это важно — чтобы знали, что это не ты сам придумал делать себе ретроспективу, и вообще Диана — умная женщина, она знает, что ее репутации это не повредит». Потом добавляет: «У Дианы сейчас очень спокойный период. Она не начнет вдруг переезжать, или бросать бизнес, или менять мужей». — «То есть это все-таки какой-то промежуточный итог?» — «Ну конечно, кроме того, если бы она делала показ, его посмотрели бы сколько-то избранных, это было бы очень элитаристское мероприятие». Тут опять чувствуешь, что эту выставку гораздо интереснее смотреть через призму «как это было», а не «как это есть»: когда в 1973 году фон Фюрстенберг представила свои знаменитые трикотажные платья с запахом, они предназначались для «рабочих девушек»; сейчас для рабочих девушек предназначается выставка о том, как рабочие девушки когда-то могли позволить себе платья Diane von Furstenberg, и о том, как рабочая девушка Диана фон Фюрстенберг стала человеком, чью ретроспективу с восторгом чествуют в «Манеже».
Если начать движение по выставке от черно-белого изображения работы Скавуло и дальше идти по кругу, то последним экспонатом оказывается большой портрет фон Фюрстенберг, написанный Анн Дюонг примерно пять лет назад. С этого цветного портрета смотрит без тени улыбки тревожная, худая, резкая женщина, напряженно сидящая на самом краю высокого стула. Это не Диана из Studio 54 и не мадам фон Фюрстенберг, беседующая в трех шагах от портрета с Наоми Кэмпбелл. Это какой-то совсем третий человек, человек с долгой жизнью и долгой памятью. У которого, говорят, сейчас очень спокойный период.
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6d/36/6d36e7c2022e807674986dbad6fecffde87a3ae0d704409fefe961b9a3ba7738.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d8/ba/d8badfd5fea7fb186591e753600b8841bee535de083607dcbdf8ab7d5f56a8d6.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/44/1e/441ef0c258afa1746d36659f0e06da9a0421c95a6f09e56a0a637752e24f158d.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1c/e9/1ce95e659d549aa9e0475a0fbed846debb1860cbf04bbf01083b39dc5903df15.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/07/99/0799f06d8a0e9873238ed7a441d4eeca2fb6b58cae132e7fd07ddc7202f5808c.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/15/c4/15c4e8a0dc3aef076851e652ac1fffea48db35bca624487c82da292799dc93a0.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ed/cc/edcc3093c921991107a4b618c63afdda480d078b860430be999c736729e6b78b.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c7/46/c7464dc5a0e6e38d017c1b15dfab193dc985b6d9ca076231ce9822b94fecd796.jpg)
![Фото предоставлено МДФ](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f1/2f/f12f18d06e43223c96c4b803995e14e26b6c2d7f406c2d5d305bbf08ab4a0a5c.jpg)