Случай в раздевалке

Как конфликт в школьном детстве влияет на жизнь ребенка и как меняется его интерпретация

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
+T -
Поделиться:

Я пришла на работу без десяти девять. Они уже сидели на банкетке в коридоре, все четверо: отец, мать, бабушка и мальчик лет девяти-десяти. «Не слишком ли много взрослых опекают одного ребенка?» — еще не совсем проснувшись, подумала я, зажгла свет в коридоре (специалисты у нас в поликлинике обычно работают с десяти, и в девять часов на моем этаже, как правило, еще темно и никого нет) и увидела их лица. Проснулась моментально. На лицах всех взрослых — страх (даже, пожалуй, ужас), перемешанный с отчаянием. Что у них случилось?! Спросонья даже гипотез не возникло. Ребенок на вид вполне жив-здоров, родителей полный комплект, грядущий развод такого нутряного ужаса вызывать не может. Или может?

Раздевалась, мыла руки специально медленно, пытаясь собраться, подготовиться. Скажу сразу: не сумела, оказалась не готова все равно. А кто бы на моем месте…

В кабинет зашли родители — бабушка с внуком остались в коридоре. Я ничего не спрашивала, кроме формальных вещей, понимала — сейчас они скажут сами.

У женщины тряслись руки и губы. У мужчины ходили желваки и дрожала какая-то жилка под глазом. В конце концов он, видимо, взял себя в руки (сжал кулаки, сложив их на коленях) и ровно произнес:

— Наш сын убил ребенка. Но он еще об этом не знает. Ему надо сказать, потому что милиция, следствие, все такое. Но мы не можем. Вот, пришли к вам.

Я уронила ручку, которой писала в журнале. Она покатилась по ковру, я ее не поднимала. Поднять взгляд и посмотреть прямо на них я тоже не решалась.

— Рассказывайте, что случилось.

* * *

Игорь не ходил в садик из-за астмы — диагноз ему поставили в два года. Бабушка ушла с работы, сидела, занималась с внуком. Игорь рано научился читать и писать, любил книжки и домашние спектакли. Со взрослыми общался прекрасно, был вежлив и разумен, но со сверстниками ладилось не очень: мальчик часто болел, носил очки, недолюбливал шумные игры, в которых было много беготни. Да в общем-то, он с ровесниками до школы почти и не встречался.

Школу выбрали обычную, во дворе, пульмонолог не рекомендовал возить ребенка на транспорте, особенно зимой, когда кругом инфекции. С программой Игорь справлялся прекрасно, в первом классе ему было даже скучновато, он все это уже проходил с бабушкой, когда готовился к школе. А вот дети в классе его не приняли и сразу начали как-то подтравливать. Игорь долго молчал и ни на что не жаловался ни учительнице, ни родителям (бабушка еще прежде объяснила ему, что ябед никто не любит), но однажды пришел из школы без портфеля, с жутко расцарапанным лицом. Мать побежала разбираться, и тут-то все и вскрылось.

Разговаривали с детьми, учительницей, завучем начальных классов, школьным психологом. Дети честно признались: да, не любим его, он противный какой-то. Учительница обещала обратить особое внимание. Завуч сказал: может, лучше перевести куда-нибудь в другое место? Когда начинают травить, по моему опыту… Психолог сказал: а вы уверены, что в том, другом месте не повторится то же самое?

Родители подумали и решили, что прав психолог: проблемы есть, но их нужно решать на месте. Папа стал водить Игоря в секцию каких-то единоборств, чтобы он мог постоять за себя. Руководил секцией бывший афганец. Мама объясняла, что если тебя обзывают, драться совсем не обязательно, можно отстаивать себя и словами. Бабушка советовала попробовать понять классных ребятишек, узнать их поближе, пригласить их в гости.

Игорь прилежно занимался в секции, не возражая, слушал маму и бабушку.

Всем казалось, что ситуация налаживается: со временем у мальчика в классе появились приятели и даже двое друзей, которые приходили к нему домой, играли в его игрушки и приставку, завороженно слушали и смотрели его истории, которые он по-прежнему любил показывать театрализовано, с помощью кукол-марионеток, игрушечных зверей и других подручных средств.

Но, как выяснилось, все это благополучие было иллюзией. Подспудно конфликт Игоря с центральной группировкой класса (сплоченные ребята из не очень благополучных или прямо неблагополучных семей, вместе пришедшие из ближайшего садика) тлел, то и дело вспыхивая, все это время.

И вот четыре дня назад случилась трагедия. Мальчишки решили очередной раз «проучить» Игоря после уроков, в пустой физкультурной раздевалке (через полчаса все они должны были идти на бесплатный кружок «веселые старты» — Игорь ходил на него по настоянию родителей). Их было шестеро. Начали, как всегда, с оскорблений. Игорь обычно отвечал, но тут молчал, явно о чем-то размышляя. Мальчишки решили, что он хочет удрать и, оставив главного насмешника «разгонять» ситуацию, встали стеной у входа. И тогда Игорь достал из кармана длинный ключ от дома и молча, с разбегу, кинулся на лидера. Мальчишки потом даже описать толком не могли, что произошло. Тот, не ожидавший нападения, сразу упал, ударился головой о скамейку, Игорь продолжал его бить, руками, ногами, и еще что-то с этим ключом… Они даже втроем не смогли его оттащить, еще двое побежали к взрослым в спортзал, там, как назло, никого не было (полчаса перерыва), кинулись в раздевалку, позвали пожилую нянечку-гардеробщицу…

Игоря заперли в кабинете завуча. Пострадавшего мальчишку сразу увезли на скорой в травмпункт. Что-то сломано, какая-то кость внутри… В больнице сделали операцию, но что-то пошло не так, неправильно диагностировали, не провели до того какое-то исследование… Парень скончался. Завтра похороны. Игорь не знает. Юрист сказал, надо говорить о состоянии аффекта, мол, ничего не помню, а он спокойно рассказывает, даже уверен как будто в своей правоте. Учителя в шоке, с родителями умершего мальчика родители Игоря еще не встречались.

Отец во всем винит себя: это я, я виноват, я его в эту секцию отвел, а тренер там совсем отмороженный, я знаю, он их учил, что в критической ситуации все вокруг может быть оружием, ты сам — оружие, надо только преодолеть барьер.

Мать винит себя: надо было забирать его тогда, можно было в английскую школу, это я виновата, не захотела, чтобы ездить, а тут же кто? Дети алкоголиков, приезжих, они же не понимают ничего, как с ними вообще, некоторые и по-русски-то плохо говорят. Но мы теперь не можем ему сказать, не знаем как, что с ним будет, ему же девять лет, врач сказал: обратитесь к специалисту, вот, мы к вам пришли. Вы ведь скажете ему?

Ни фига себе! Мне нужно было еще время. Но его не было. Ни у кого. Кроме мертвого мальчика, которому было уже все равно. Я отправила родителей в коридор и позвала бабушку, которая, собственно, Игоря и растила. Пока она будет выгораживать внука, я еще подумаю.

— Он их довел. Ведь он умнее в сто раз. Ну ладно, не в сто, в три — точно. Он уже во втором классе научился бить по-больному, словами. У него появились не друзья — подпевалы. Причем учился от них же, на их уровне, но развивал по-своему, превращал в спектакль. Их уровень, вы понимаете, — это половые извращения, национальность, умственные способности. Вот из последнего: «Самое страшное тут не в том, что ты, Кузьма, получился дебилом, потому что твои родители пьянь подзаборная, самое страшное, что твои дети тоже будут дебилами, и ничего, ну вот просто ничегошеньки с этим уже нельзя сделать». Каково? Он мне рассказывал, вроде даже гордился, я его стыдила, конечно, а он пожимал плечами: «С волками жить… я же должен как-то защищаться, а лучшая защита — это нападение. Не ябедничать же мне все время Марье Петровне».

Ни фига себе еще раз!

Но я, как ни странно, почувствовала себя уверенней.

* * *

— Игорь, теперь, когда ты мне все рассказал об этом ужасном случае, я должна…

— Он умер? Кузьма умер, да? Я его убил?

— Да, Кузьма умер в больнице. Три дня назад. Ему сделали операцию, но она прошла неудачно.

Вот и все. Он знал, конечно, он же далеко не дурак, видел лица родителей, наверное, даже подслушивал разговоры. Что я еще должна сделать?

* * *

Отец спустя два месяца рассказал: Игорь пошел в другую школу. Им все сказали: в новой школе молчите обо всем, начните с чистого листа, он не забудет, конечно, но там будут новые впечатления. Игорь на второй день сообщил одноклассникам: я в той школе человека убил, Кузей его звали, у него на ушах были веснушки. Учительнице плохо стало.

Игорь тогда же сказал, что ничего не помнит: «У меня как будто стенка такая упала. Я не хотел ничего такого, только чтобы они меня пропустили, и уйти, а они стояли все».

Я сказала: «Мне кажется, что ты сейчас врешь, но я не стану тебя разоблачать».

* * *

Он продолжал приходить. Вот наши разговоры.

Спустя три года:

— Конечно, вы меня помните. Не часто в девять лет убивают. Я понимал, что он упал и лежачего бить нечестно. И я могу пройти, они пропустят. Но я знал: если я сейчас уйду, то они будут ждать меня снова и снова. И опять бить, издеваться. Мне нужно было сломать его. Чтобы они отстали вообще.

— Это важно, что ты это сказал. Но мне кажется, что это еще не все.

* * *

Игорю почти шестнадцать:

— Я понимал, что я его убиваю. Еще тогда. И не мог остановиться. Я хотел, чтобы все кончилось. И ребятам в новой школе я сразу про убийство сказал, чтобы они меня боялись и не лезли, если что, а вовсе не для понтов. Потому что я сам себя боялся. Это все такие, в каждом оно внутри живет? Или только я убийца? Мне Кузьма снится. Иногда кажется, что он в каком-то смысле во мне живет. И так будет, пока я жив.

—  А теперь ты себя все еще боишься? Ведь ты с тех пор существенно изменился.

— Теперь вроде меньше, да. Я почти взрослый все-таки. Но кто же до конца знает?

— Никто, тут ты прав. Но мы можем надеяться.

* * *

Игорь — молодой мужчина:

— Я теперь взрослый, закончил институт, могу жить взрослой жизнью. Жениться, завести детей, мама просит внуков. Все забыли, никто не знает. Вы вот только помните.

— Еще помнят родители Кузьмы. И все ваши бывшие одноклассники. И учителя той школы. Но вам нравится, что все вокруг вас забыли или не знают? Или не нравится?

— Я вырос, а Кузьма взрослым не станет никогда. И воспоминания изменились. Тогда я думал: я защищался от шестерых ровесников. А сейчас я, взрослый мужчина, думаю: я убил ребенка. Ребенка, понимаете? Ему было десять лет. Я понимаю, что ничего изменить нельзя, спасибо, что согласились по старой памяти принять и выслушать, и простите, что отнял время.

— Немного изменить можно. Ведь именно благодаря Кузьме вы прошли огромный путь. Вы, разумеется, пристрастны к этой трагедии, иначе и быть не может. А теперь я со стороны наконец скажу вам, что там на самом деле было. Жестокая детская драка в физкультурной раздевалке — умный, озлобленный и довольно противный мальчик против шестерых глупых. Потом несчастный случай и врачебная ошибка. Все.

Он ушел, кажется, даже не попрощавшись.

Вот такая история.

Комментировать Всего 112 комментариев

Ох((( вот это прямо почти про меня история(((

Я несколько раз дралась в школах, именно защищалась, примерно как Игорь. Только я не доводила никого нарочно. Просто была вроде клоуна, а в какой-то момент дети уже начинали не смеяться, а издеваться, и я защищалась. Одному мальчику - на пять лет старше, он приставал очень мерзко - нос сломала баскетбольным мячом (сдачи дала). Ещё одной девочке парту на ногу уронила. А меня потом вызывают к директору и говорят: ты что, с ней так нельзя, тебе-то всё на свете пофиг, а она ранимая и думает о самоубийстве. И у меня внутри произошла реакция нейтрализации - нет, не стало её жалко, но и ярость прошла. Я думаю, могла бы оказаться на месте Игоря, если бы не повезло(((.

И даже не знаю, что там можно было бы сделать. Тут дело в сложившейся атмосфере класса, а класс - это часть общества.(( Хороший пед.коллектив может, наверно, сделать обстановку в школе немножко чище той, которая вокруг школы, но это сколько ж работать надо, и не только мозгами, но и душой. Кто ж за это возьмётся: редкий человек.

Эту реплику поддерживают: Ольга Юрковская, Инна Пополитова

Ксения, Вы правы, конечно: школа - часть общества, сделать с этим ничего нельзя, и у общества бывают разные части и соответственно разные школы, но одну часть от другой намертво отделить нельзя, хотя все время человеческой истории - старались. Самое древнее, про что я хоть что-то знаю - город Мохеджо-Даро и там уже: Верхний город и Нижний город, кто-то по какому-то признаку делился и у них наверняка тоже не очень получалось...

Признаюсь честно: в случае доказанной травли я всегда советую родителям ребенка из класса забирать, а уже потом разбираться, что собственно в классе, в учителях, в самом ребенке привело к такому плачевному результату. И что можно сделать, чтобы на новом месте это не повторилось. Случай с Игорем - просто предельно трагический вариант развития такой ситуации. 

всегда советую родителям ребенка из класса забирать, а уже потом разбираться, что собственно в классе, в учителях, в самом ребенке привело к такому плачевному результату

Забирать - понятно. А гда гарантия, что на новом месте не повторится?

Никакой гарантии, разумеется. Но сначала - ток отключить, а уж потом разбираться, что сгорело и как пострадавшему человеку помочь, в этом смысле.

Кроме того, в довольно большом проценте случаев (я бы дала процентов тридцать-сорок) - затык все-таки отчасти ситуативный (стечение нескольких длящихся обстоятельств), а не статусный, хотя особенности ребенка (семьи) играют свою роль ВСЕГДА, в ста процентах случаев. Но в другом месте карты вполне могут лечь иначе, хотя в любом случае надо обязательно разбираться что произошло, самим родителям это усвоить и до ребенка по возможности это донести.

А каие характеристики семьи или ребенка притягивают такую агрессию?

Любая "беловороновость" в общем-то может запустить. Очень бедная семья среди богатых. Богатая среди бедных. Многодетная среди детоцентрических. Очень интеллектуальный ребенок, но с элементами Аспергера. Наоборот - ребенок слегка отстающий в развитии. И вообще - практически любая раздражающая особенность. Ну, например, у моего сына в классе был мальчик, который ел козюльки из носа. Его перестали чморить только в шестом классе (кстати, из школы его никто не забирал и он вырос вполне нормальным, хотя друзей в классе так и не приобрел).

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Ксения Букша

то есть это не феномен, определяемый ребенком, а эффект груповой дебильной агрессии, которая просто ищет мишень?

В каком-то смысле да. Детская (а также первобытная или примитивно-криминальная) групповая динамика, никем не направляемая, обычно подразумевает "козла отпущения". Сильный учитель (лидер) не допустит этого у себя в классе (группе), разве что направит сознательно, с какими-то своими целями, для решения каких-то своих личных или групповых проблем. К сожалению, такое тоже бывает.

И вот про инет-то и обсуждали: там нет направляющих лидеров, кто ж остановит травлю, если она началась? 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Детская (а также первобытная или примитивно-криминальная) групповая динамика, никем не направляемая, обычно подразумевает "козла отпущения"

Да, я когда из детсва "вылуплялась," это заметила.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Инна Пополитова

Очень интеллектуальный ребенок, но с элементами Аспергера

А еще такой вопрос. Нет у Вс ощущения, что "очень интеллектуальный" ребенок часто приходит в упаковке с "элементами Аспергера"?

часто приходит в упаковке с "элементами Аспергера"

Алекс, уточните. Вы имеете в виду, что на ребенке уже "висит ярлык"? Или что это в реальности в какой-то степени сцепленные вещи?

 в реальности в какой-то степени сцепленные вещи.  Такое у меня ощущение.

Алекс, я абсолютно не владею статистикой и даже не уверена, что она существует (слишком недавний и спорный вообще-то диагноз). Но мое мнение - ровно в пределах закона Ломоносова: то есть у ребенка с сильным интеллектом обычно его (а вовсе не эмпатию) и развивают. Ну оно так на так и потенцируется. Кроме того, есть какое-то такое негласное, но вполне себе общественно распространенное заблуждение: если ты очень умный, то тебе не так сильно надо к другим приспосабливаться, как если ты средний или тем паче глуповат. И это еще играет. То есть мне кажется, что все-таки ничего такого сцепленно генетического нет. Среда-с :))

то есть у ребенка с сильным интеллектом обычно его (а вовсе не эмпатию) и развивают

думаю, Вы правы. Первый такой пример был у меня в Канаде - муж моей подруги, профессор философии, получивший образование в Оксфорде, по Ай Кью близкий к категории "гений." С ним странно даже было поначалу находиться в одном помещении - он вел себя с таким отсутствмем всякого личного интереса, как будто меня в помещении не было. Потом пообщался, не то привык, не то уважать стал больше. Похоже, у него была привычка общаться снисходительно-отдаленно практически со всеми, идущая из его далекого детства. Как еще жить, когда кругом одни "недоумки"?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

профессор философии, получивший образование в Оксфорде, по Ай Кью близкий к категории "гений."

Ага. Мне кажется, что если кто-то когда-то очень внятно и аргументировано, почти в категории "наезд", объяснит такому профессору философии, что дальнобойщики, дизайнеры, инженеры и медсестры отнюдь не менее полезные и интересные члены общества, чем он (а при определенных обстоятельствах за одного того группа отдаст десяток таких философов), и очень большая часть их мира ему просто недоступна, ибо ума (определенного его сорта) у него не хватает - и многих проблем можно избежать изначально, ибо уж что-что, а внятные аргументы такие люди обычно воспринимают. :))

очень большая часть их мира ему просто недоступна

Катерина, а что это, по Вашему определению, за часть мира?

Ну, разлитая социальность, всяческая милая простенькая групповщина, часто - мистериальность (это же одно из самых сильных переживаний личности, вместе - за край), если совсем условно: сходить на первомайскую демонстрацию всем заводом и получить от этого удовольствие. "Пускайте хлеб свой по водам" - этого они тоже часто не умеют. Всякие сюси-пуси, приносящие массу радости - типа котиков в инете посмотреть. И, конечно, базовое и принимающее любопытство к миру в целом, а не только к отвлеченностям: "Валька, к нам сегодня в палату такого странного мужика привезли! Такой белочки я еще не слыхала. Он такооое говорит! Пойдем покажу." - "Пошли! А кто он?" - "Да, говорят, профессор философии!" :)))) 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Алекс Лосетт

это, увы, не по мне тоже. Почему-то всегда казалось скучным :(((. Признаю свое уродство :(.

Алекс, так почему же уродство-то? Люди всякие нужны, люди всякие важны и никто не лучше никого :)) Есть некоторое количество людей, которые способны понять, как словить кайф от пифагорейской числовой гармонии и могут услышать музыку сфер. Есть довольно большое количество людей, которые понимают, как прекрасны и обворожительны котики во всех их проявлениях. Есть совсем немногие, которые могут и то и это. Могучие надличностные мистериальные вещи вообще не различают интеллекта (он для них не важен), но шанс пережить их в наше время у переживателей котиков несколько больше, чем у переживателей Пифагора. Не все хотели бы прожить жизнь Иммануила Канта или Григория Перельмана и почти ни одна мать не пожелает такой судьбы своему ребенку. Достаточно все это с самого начала (ну лет с десяти) рационально понимать (но кто-то должен объяснить), и искажений в индивидуальном развитии интеллектуально одаренных (но не одаренных в других смыслах)  детей, мне кажется, было бы много меньше. Причем мир от этого не стал бы ни лучше ни хуже (потому он этим и не занимается), это именно им полегче (и может даже поинтереснее) жилось бы. Но природа, увы, равнодушна к судьбе любой особи, лишь бы функцию выполняла, а уж счастлива она там или несчастна...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

"уродство",  потому что люди обижаются :((

Насчет "могучих надличностных мистериальных вещей", что к ним относить? То, что сейчас с Россией происходит, как-то относится?

Что из того, что происходит с Россией? Наша олимпиада, часть украинского майдана, фашистские шествия, где бы ни случились, элевсинские мистерии, снисхождение святого огня в иерусалимском храме - да, конечно, это все относится.

А на что люди обижаются? На то, что Вы котиков не любите? :) На всех не угодишь, да и есть сорт людей, которые всегда найдут на что обижаться - хоть на котиков, хоть на то, что Вы Пифагора с Джойсом не читали. У Вас наверняка есть проблемы (они у всех есть), но существование подобных людей  - точно к ВАШИМ проблемам не относится :)))) 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

обижаются, что я не бегаю с групкой смотреть, кого в палату привезли или к соседям через плетень заглядывать. А мне, честно, это не интересно. Я никогда не знала, кто с кем спит, какая мне разница?

Алекс, если в Вашем "мне неинтересно" нет оттенка "как вас вообще может интересовать подобная чушь, если в мире есть столько по-настоящему важных, нужных и захватывающе интересных вещей - вот ими-то я и интересуюсь", тогда люди могут Вас не понять, но обычно не обижаются. Ну если вот Вы скажете, что недостаточно физически образованы и потому просто не способны конструктивно и всерьез интересоваться строением атомного ядра, группа физиков-теоретиков ведь на Вас не обидится? Вот мне кажется, что все остальные люди устроены ровно также... :))) 

не, обижаются даже без всякого оттенка. В Канаде я с аспирантами по дикой бедности не ходила в аспирантский клуб. Одна тетенька (моего сегодняшнего возраста, она повышала квалификацию) мне тогда говорит: "Мы знаем, что ты нас не уважаешь, но может придешь?" А тетеньке этой я была ОЧЕНЬ благодарна за ее помощь по редакции моей курсовой работы. У меня и в мыслях никого не уважать не было. Я ей и до сих пор благодарна. :(( Общество часто домысливает, и не всегда в пользу обвиненного.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Но Вы же не ходили не потому, что Вам было там неинтересно, просто не могли себе финансово позволить, тут они домыслили, да, потому что видимо в своей среде искали причину Вашего там непоявления.  Но ведь это "к соседям через плетень заглядывать. А мне, честно, это не интересно. Я никогда не знала, кто с кем спит, какая мне разница?" - про другое? Нет?

Если бы было очень интересно, можно было бы ходить и ничего не есть. Но разговоры о пустяках были не настолько захватывающи, чтобы свои бутерброды туда таскать. Но "неуважения" не было никаккого и осуждения тоже. Просто недостаточно интересно, чтоб "отсиживать".

То есть, все-таки не деньги, а "неинтересно отсиживать" (а я-то решила, что Вам очень хотелось, но туда были дорогие вступительные взгосы или еще что) :) Ну неуважение они конечно еще чуть дофантазировали. Но у пивного ларька те же фантазии, формулирующиеся так: ты че, мужик, брезгуешь коллективом, что ли?! И вот тонкость: я бы не сказала, что этот пивной "коллектив" в своих фантазиях так уж неправильно формулирует...

you got me, как говорят англоязычные. Я же говорю, "уродство". Что делать, когда большинство этих разговоров неинтересны? Неуважения здесь нет никакого, просто нет интереса провести 3 часа, "общаясь" на темы,  внимание  к которым можно удержать только чудовищным усилием воли (возвращаясь к нашему разговору про Джойса :))

Ничего не делать. Просто точно знать, что это не про деньги, которых у Вас не было :)) У меня в поликлинике в каждый момент (с восьми утрадо восьми вечера) в трех как минимум местах кто-то пьет чай. некоторые ходят пить чай всегда в одно место, некоторые в два-три разных, некоторые приглашают к себе. Кто с кем пьет или не пьет чай определяет вектора и точки бифуркации поликлинических интриг, симпатий, антипатий и тд. Я не пью чай на работе вообще. Официальное объяснение: я живу близко, мой прием довольно короток, я просто не успеваю проголодаться, мне не нужно так часто есть. Но при этом я прекрасно знаю, какое отношение это объяснение имеет к истинным мотивам, и ну вот совершенно не удивилась бы, если бы узнала, что первые лет 15 моей работы коллеги на меня обижались за непитие чаю. Потом привыкли, конечно....:))))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Ольга Юрковская, Инна Пополитова

К сожалению, думаю, что Вы правы.  

Ага. Я быстро читала, соображала лучше среднего, но при этом я была из тех детей, что ползают под партами, качаются на стульях, пять раз просятся "можнавыйти", болтают и отвлекаются на ВСЁ. И мне было в кайф всех веселить. И кое-где я вполне мирно устраивалась в избранной мной нише, приобретала приятелей и всё было ОК. Но в более гопницких классах и школах.... там было всё сложно. А переросла я это дело очень-очень нескоро, даже не в школе уже.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

Хуже точно уже не будет. Потому что взрослые к этому готовы. Потому что иногда у ребенка был комплекс изгоя, но он его перерос, а старые отношения как старая одежда не выпускает из сложившегося стиля общения. Чаще всего к новенькому на новом месте есть интерес и симпатия уже потому что новенький и необычный. Если создать у ребенка нужный настрой, то можно вполне проблем избежать.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

А у нас такая травля называется bullying. Теоретически, все школы 100% ее запрещают. На практике, многие или вообще игнорируют, или отчасти. Особенно много такого происходит в школьных автобусах, в школьных кафе. Иногда травимые "детишки" потом берут оружие и стреляют по "товарищам".

В моих английских школах такого не было, класс был 80% из детей ителлигенции в обеих школах. Мелкая неприязнь была нередко, но травли не помню....хотя нет, одну девочку травил один мальчик, один раз при мне. Мальчик потом стал врачем. Трогательно.

Недавно очень широко обсуждалось, что традиционная школьная травля ушла в интернет. Там ведь вообще непонятно, кто и как может и должен ребенка защитить.

Я училась в пролетарской школе и ездила в лагеря. Везде все было в полном объеме. Учителя, если замечали, стыдили и грозили, но в общем ничего особенного не делали. Дети уходили из школы, заканчивались смены в лагере, а иногда, как ни странно, все кончалось само собой - перерастали, что ли? Но я все равно никогда в таких случаях не советую родителям "подождать и все пройдет", ибо обычно это очень неблагоприятно на ребенке отражается на долгие годы (именно вот как Вы упомянули - стреляют-то ведь отнюдь не семи-восьмилетки :(().

Но я все равно никогда в таких случаях не советую родителям "подождать и все пройдет"

Раз началось, уже не пройдет, только хуже будет? Это такая груповая динамика?

Раз началось, уже не поойдет, только хуже будет?

Не-а, не обязательно. Иногда разошлись ребята на лето, вернулись - и все по-другому. Они повзрослели, приобрели новые интересы, объект приобрел новые качества или ресурсы, еще что-то сменилось... Но рассчитывать на это - увы! - нельзя. Поэтому я и советую забирать. Не потому, что не бывает, чтобы "прошло", а потому, что экспериментировать на психике ребенка в надежде "ну может как-нибудь обойдется" кажется каким-то сильно неправильным.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Мальчик потом стал врачем.

В помогающие специальности, как ни странно, часто идут люди, социальное поведение которых в детские годы было неоднозначным. Инженеры и строители крайне редко имеют подобные эпизоды в своей биографии :))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Как интересно, Катерина, никогда не задумывалась об этом. А сейчас прочитала, и вспомнила, что один из самых задиристых старшеклассников в моей школе, как много позднее выяснилось, стал стоматологом. Мы еще очень удивлялись такому чудесному превращению. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Конечно, у 9-летнего мальчика не могло сформироваться преступное намерение для убийства.  Но - он убил другого ребенка, это факт.  Как обезопасить детей в школах? Казалось бы, простейший прием - обеспечить присутствие взрослых во всех помещениях школы, где может происходить общение детей, включая туалеты и раздевалки.  С другой стороны, возникают вопросы о безопасности детей от взрослых и о безопасности взрослых о лживых обвинений в растлении или других преступлениях.  От таких обвинений не отмыться, обвинить просто, у взрослого можно разрушить всю жизнь и карьеру одним таким ложным обвинением, сделанным ребенком.  В чем решение проблемы?  Я, честно, не знаю.  Взрослых в раздевалках и туалетах плюс камеры?  Не думаю, что родители и дети на такое согласятся, но без такого контроля на 100% обеспечить безопасность нельзя...

Таня, Наверное, не нужно 100% безопасност. это даже ненормально. Нормально было бы школе поставить чекие правила, что травить не разрешается НИКОГО. вне зависимлсти от любых странностей. А родителям нужно было принять меры вроде перевода в другую школу. Вместо этого, мальчика травили, и об этом знала вся семья и, сто процентно, все взрослые, пересекавшиеся с ним в школе, но они не сделали ничего - они и ответственны за случившееся.

Алекс, установить правила мало - нужно, чтобы они соблюдались.  В американских школах везде "правила нулевой терпимости против травли".  Помогает?  Абсолютно нет.   Приводит к глупым ситуациям, когда ребенка выгоняют из школы ни за что, но от серьезных ситаций такие правила не защищают ДЕТЕЙ.  Они защищают школу от исков.  Правило есть?  Есть.  О травле мы не знали (я со школами работала в этом плане - первое, что они делаю при обвинении в травле ребенка это 1. запрет на беседы с их персоналом и 2. отрицание, что школа знала о травле).  Трудно ожидать соблюдения таких правил от детей.  Нужно наблюдение со стороны взрослых, чтобы дети просто не оставались одни в ситуациях, когда такие нападения были бы возможны.  Нужно учить детей пользоваться сотовыми телефонами для аудио и видеозаписи и показывать записи родителям.  Это тоже обоюдоострый меч - научишь, потом не обрадуешься.  Но родителям мальчика Кузи сына не вернешь, и я уверена, что они бы согласились на любые меры, только чтобы их сын был жив. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Светлана Пчельникова

Таня, с наблюдениями об американских школах согласна. Но почему учителя не могут эффективно быть лидерами, мне не очень понятно. По глупости? По лени? По безразличию?

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni

Выгорание, быть может? Энергетическая нехватка? Они же ведь все-таки должны еще и учить (жи-ши пиши с буквой и), и эта их задача как бы считается первоочередной. В гимназиях был институт "классных дам". Это очень разные задачи вообще-то. Очень трудно, например, на войне оперировать в полевом госпитале и одновременно руководить боевыми действиями.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Tatiana Neroni, Инна Пополитова

аааа... понятно, для чего были классные дамы. В школе есть такие лица, только их мало и они малообразованные - тырятся в окно как бабки из деревни или наводят порядок в стиле воспиталок из пионерлагеря.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Tatiana Neroni

Татьяна, а что Вы думаете о травле в интернете? (дети детей, точнее подростки - подростка). Я сталкивалась с этим всего два или три раза и, если честно, совсем не имею позиции, так как слабо представляю себе, как оно все функционирует, что там возможно, что нет... И что можно сделать-то в таком случае (в виде "отключения тока"), кроме запрета ребенку: ну и не ходи ты туда! А у него, понятное дело, зависимость... И как разбираться, что происходит, если все ушло в виртуал?

Я сталкивалась с травлей, но не детей, а взрослых - использование ФБ для этого.  Очень неприятная история.  ФБ отказался каким-то образом препятствовать распространению клеветы и травле.

Что касается детей - современные дети живут на Интернете и на "умном" телефоне.  Родители могут судить по количеству текстовых сообщений, отправляемых и принимаемых отпрыском (у некоторых провайдеров такая статистика учитывается).  Американские суды последнее время стали учитывать травлю по Интернету даже во внешкольное время как нарушение школьной дисциплины, чтобы дать школам возможность как-то справляться с травлей, т.к. интернет-травля имеет последствия в школе...  Были самоубийства студентов из-за этого.

Я бы все же за подростками присматривала в школе 100% времени.  У них будет время пообщаться без взрослых вне школы. В школу они приходят учиться, и безопасность учебного процесса должна быть обеспечена взрослыми каждую минуту.  У меня было много обращений от родителей (как к адвокату) о случаях, когда детей обижали в школьных туалетах, с рассказами, что там вообще творится.  И в раздевалках тоже.  Так что контроль там необходим.

Да, "не ходи туда" - это простейшее, хотя трудно осуществимое для ребенка, особенно если уже есть зависимость.  Если травля приобретает бурный характер, вариант - переводить на домашнее обучение и убедить ребенка не ходить на ФБ, поменять эл. почту и таким образом просто НЕ ЧИТАТЬ слова, которые могут Вашему ребенку навредить, а то и подтолкнуть к самоубийству.  Крайние риски требуют серьезных мер защиты.

Не знаю, как это в США, но у нас сейчас у многих вполне приличных детей (постоянно занятых в каких-то кружках, приготовлением уроков, дорогой и т.д.) школа - едва ли не единственное место и время, где они могут очно пообщаться со сверстниками "просто так". У детей из социальных низов с этим много проще.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Я наверное совершила ошибку, записав сына в частную школу.. У него только один друг - одноклассник. Все остальное ему сейчас заменяет интернет. Это при том, что он побеждает на соревнованиях по боксу и заканчивает 4 курс сейчас(

Один друг - это уже хорошо. Сейчас, насколько я понимаю, при резко возросшей мобильности населения (раньше все окрестные дети ходили в одну школу и жили в соседних дворах, а теперь люди возят детей в школу через полгорода, переезжают из квартиры в квартиру, в другие города и страны за время школьного обучения детей) плюс инетобщение - институт дружбы и даже приятельства у молодежи куда-то тоже эволюционирует...

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni

Ему сложно познакомиться, начать разговор. Одна девушка в институте сильно нравилась... пока с силами собирался заговорить, прошло пару месяцев.. Теперь страдает - она недавно вышла замуж)

Светлана, если это чисто ситуативное - трудно заговорить с девушкой которая нравится и т.д. - так вот тут точно есть тренинги, без мистического маразма только, классический СПТ какой-нибудь (социально-психологический), найти какую-нибудь старую контору, близкую к университетским кругам, они (тренинги) реально молодым людям от этого помогают, правда. Просто научение, как в науке или там в ремесле или в спорте.

О!! Хорошая идея) а как на тренинг взрослого) 19 летнего парня заманить?

19 лет - именно что идеальный возраст, когда на тренинге можно словить много всего полезного: уже не ребенок, рефлексия сформирована, и обучаемость еще отличная, и стимул научиться всяким СП штучкам есть. Как заманить? Да, наверное, не надо заманивать, просто объяснить, какая с этого может быть польза - это же простые очень вещи, не привет с мистических вершин и не манипуляции разные с сознанием и под-, это просто групповое обучение: назвали, показали, закрепили, отрефлексировали. И все, иди применяй. Все большие спортсмены регулярно консультируются с психологами, и обычно это именно когнитивщики - может быть, этот аргумент для Вашего сына сработает.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni

Это аргумент и для мужа !! его тоже надо убедить) а про спорт - хорошая идея!

Катерина, спасибо)) И извините, что вклинилась в разговор и получила бесплатную консультацию!! 

Буду рада, если пригодится! :))  Сейчас - увы - довольно большой процент детей и подростков некоторые социальные этапы просто не проходят, по факту, но где-то же им надо учиться. А качественный СПТ - это для студенческого возраста действительно очень хороший способ поднабрать именно навыков и повысить компетентность.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

СПТ - это и есть "социально-психологический тренинг". Оно такое простое и алгоритмическое, что в общем-то его любой психолог с опытом групповой работы может провести, я бы только смотрела, чтобы не нарваться на каких-нибудь "с приветом", ну вроде того, который у нас тут на снобе намедни советовал Наташе Белюшиной постоять на бумажке с названием его тренинга, чтобы понять, надо ли ей покупать его сакральную книжку со скидкой для членов проекта за 500 евро. Это, как Вы наверняка понимаете,  - совсем про другое :))) Я сама универсант, поэтому для начала посмотрела бы где-нибудь вблизи МГУ, скорее всего кто-нибудь из тамошних преподавателей подрабатывает групповой работой или у него есть тренинговый центр свой и тд - университет это все-таки хоть какая гарантия от шарлатанства.

а я бы посоветовала бы искать совсем не около МГУ, а немного в другом месте-- около пединститутов скорее. Мне так какжется, что университетские психологи сейчас или мхом поросли или не размениваются на личностные проблемы-консультации. М.б. это моя иллюзия. но они как-то все больше в теоретических моделях, чем в практической работе. Хорошие школы практикующих психологов при МПГУ (но тут скорее детские) и при МППГУ. В общем, надо насчет куда пойти советоваться скорее всего с Гюйзель.

на личностные проблемы-консультации.

Инна, мы говорим не о личных консультациях. Мы говорим о тренингах, причем определенного вида - их СТОПРОЦЕНТНО проводят для студентов-психологов, обучающихся в МГУ (СПТ входит в курс), то есть кто-то из преподавателей этой методикой однозначно и практически владеет. И почему бы не подработать на стороне, что - у всех тамошних преподавателей такая заоблачная зарплата? :)) Я совсем не знаю москвичей-психологов, я исходила просто из формальной логики :))

Светик, у меня есть, кого в Москве спросить. Совсем как Катерина женщина - умная, взрослая, из академического пути. Если решит, что не ее тема, то перенаправит туда, где точно уверена. Так что отдельно решим вопрос - главное, чтобы Ванюша сам захотел.

Напиши мне, когда соберешься, я позвонюб договорюсь. Или если хочешь могу сама с Ванечкой сходить, пока ты не в Москве, если она сейчас не в отъезде.

меня до 26 декабря нет в Москве)

наверное сходить с Ванечкой тебе придется))))))))

инициатива наказуема ведь?

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Сейчас - увы - довольно большой процент детей и подростков некоторые социальные этапы просто не проходят, по факту

у меня тоже такое впечалнение. В ролевые игры мало играют, на улицах не "болтаются". Приходят друг к другу в гости, чтобы в экраны смотреть.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Инна Пополитова

Да, однозначно и быстро все куда-то эволюционирует. Очень интересно: куда?;)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Мне вот кажется, от жизни. Может, это просто мой возраст  говорит:))

Что значит, от жизни? В смысле - от той реальности, к которой мы сами когда-то привыкли: игра в классики, шалаш в кустах, болтовня на кухне, сидение на лавочке с гитарой? Да, от этого все явно уходит. У них - все какое-то другое. Но это тоже конечно жизнь. Что-то мне в ней нравится, что-то - нет, но жизнь не рубль, чтоб всем нравиться :)))))

Что значит, от жизни?

от физической реальности к "виртуализированной"

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Но просто "бегством" не все проблемы можно решить. Иногда, надо принять бой, чтобы сохранить уважение к себе.Как-то ребенку это нужно показывать. Может личным примером?

Светлана, так вот Игорь, вынужденный обстоятельствами, как раз и принял бой. Тут очень трудно найти грань, конечно, но я все-таки за уход из ситуации, если есть именно травля. Потому что принятый из ситуации травли бой почти всегда напоминает бросок загнанной в угол крысы. А кто хоть однажды его (крысиный бросок) видел в реале, не забудет никогда в жизни.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Tatiana Neroni, Инна Пополитова

если есть именно травля

Я, наверное,  себя имела в виду..

И травлю, которую мне тут ))) на СНОБе устраивают время от времени.... Просто потому, что я говорю то, что думаю... иногда пересказываю то, что услышала по российскому ТВ  или прочитала в прессе... а часто подчерпнула из разговоров..

Светлана, ну все-таки между взрослым зрелым человеком, прошедшим огонь воду и медные трубы, и ребенком в начальной школе есть существенная разница. Взрослому человеку и бежать-то часто некуда, и сил у него и опыта намного больше для принятия боя. И главное, может быть, - у него обычно все-таки есть некоторое представление о том, за что, собственно, он сражается.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Tatiana Neroni

Светлана, мне кажется, что на Снобе в данный момент нет "травли" Вас. Травля - это когда травящие активно преследуют кого-то: куда он не сунься - везде преследующие. На Снобе просто есть противостояние идей. Когда и постольку поскольку Вы высказываете свои идеи, люди в ответ высказывают свои. То, что ваших оппонентв тут больше по числу, чем сторонников, это да.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Алекс, во многом - ты права

и СЕЙЧАС )) 100 ПРОЦЕНТОВ) ТРАВЛИ НЕТ

Оппонентов,  конечно,  тут больше.

Но до разделивших меня и "большинство" событий я долгие годы ( с 2008 года) великолепно со всеми общалась, дружила, встречалась, ездила в гости, принимала у себя. Было настоящее"братство"  -)

Весной и летом - началась вахканалия. Оскорбления. Нападки. Меня выгоняли -прогоняли. И можно было конечно "дать дёру". Уйти. В какой-то момент я так даже и сделала. Взяла паузу. Отдохнула. Собралась и вернулась. Вернулась не ругаться, а разговаривать. Искать и обретать. 

Как мне хочется

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Светлана, слава богу, что не ушли. Это, между прочим, настоящий ПОСТУПОК, так что спасибо. Людям нужно учиться жить цивильно между собой, даже если у них огромныя разница в восприятии реальности. Иначе - как в гражданскую войну: или он мня убьет или я его, и пока я всех противников физически не уничтожил, глаз не сомкну! Такая модель -  антипод гражданскогго общества.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Алекс, дорогая, больше того скажу. Ты не представляешь что вытворяли некоторые по отношению ко мне из-за того, что я встревала в Светины разговоры (отмечая, что я далеко не все, что она говорит, разделяю, и не понимаю ее мотивации так активно говорить), и просила собеседников обсуждать разговор, а не поливать Свету. То есть призывала их к поведению, которым славно общество, нормы которого они защимщают.

И по факту могу сказать, у кого-то испортились отношения со мной. Почему - не знаю - у меня ни с кем отнощшения не портились. Но поскольку я точно знаю, что Света за человек, и что из-за виртаульной, иногда переплескивающейся херни наши отношения не изменятся, меня записали в активные защитники ее идей и мне тоже выливалось по полной программе. То есть люди считают, что если я не разделяю их экстремум, и при этом мирно живу с человеком, чей другой экстремум тоже не разделяю, то это автоматом помещает меня в тот экстремум тем не менее.

Вообще неожиданно познавательный сезон выдался за прошедшее лето-осень...

призывала их к поведению, которым славно общество, нормы которого они защимщают

Я этого тоже не понимаю: как люди могут нарушать нормы, на которых построено все то, что они говорят, что любят. Я, собственно, и здесь-то появилась от возмущенния "гостеприимством", которой получил Лерой от российских иммигрантов в США.

Про сегодняшнюю Россию я почти ничего не знаю, кроме того, что приятельница-иммигрантка и моя близкая знакомая и дальняя родственница поехала в Питер и вернулась с жуткими рассказами.

Алекс, не томите: про медведей, про медведей и про волков, которые по улицам Питера бегают, рассказывала?! :))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Лена, догадываюсь, что Вас это вряд ли утешит, но этот же познавательный сезон "выдался" у значительной части нашего (российского) общества, у всего украинского и у вполне значимых частей некоторых других, европейски-ориентированных обществ. Многие многое о себе узнали. Недавно мне звонит моя дочь (еще менее эмоциональная чем я) и, едва ли не захлебываясь от возбуждения, говорит: мама, мама, я тут обнаружила, что на меня пропаганда действует! Представляешь?! Я говорю: представляю, чего же, ты нормальный человек, почему же нет... Она помолчала и двумя тонами ниже говорит: мам, ты понимаешь, мне кажется, она на меня действует с ДВУХ сторон... 

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Да я много наблюдаю всякого развивательного, в разных странах, в неожиданные моменты, с неожиданными людьми...

А формулировка хорошая - пропаганда действует с двух сторон. На самом деле она на всех действует. Просто вектора бывают в разные стороны направлены.

Мне как-то очень хорошо объяснила одна невероятно умная британская дама - слушаю британские новости, потому что под них всю жизнь калибрована - точно понимаю, где они начинают врать. То есть из них проще фильтровать. Ровно поэтому я и русский новости тоже просматриваю - совершенно очевидно, где заканчиваются факты и начинается агитация.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Со стороны британской дамы более чем разумно. Но она всю жизнь прожила... ну скажем так - в одной общественно-экономической формации. А вот я например худо-бедно "калибрована" советскими СМИ, а моя дочь - вообще перестроечными, когда по телевизору прямо подряд пели песни и показывали фильмы то про хороших белогвардейцев, то про хороших чекистов, а никаких серединка-на половинку не было вообще... ну ладно, были "Семнадцать мгновений весны" и "Адъютант его превосходительства" - но там у зрителя (в отличие от героев) тоже никаких сомнений, кто все-таки наши.

Поэтому я сегодня (и дочь, видимо, тоже) на всякий случай думаю, что враньем может быть что угодно :(( - но это же не значит, что оно не действует...

А я и там и сям столько всего видела, что понимаю, что и то, и сё может быть враньем :-) Может оно и к лучшему, что со всех сторон действует! Есть хоть какой-то шанс сравнивать, выискивать, вычувствовать (понять все равно невозможно).

Лена, отсюда, кажется, все уже ушли (хотя я и про астероид думала, что туда кроме нас с Вами больше никто не зайдет - а он потом нашими стараниями даже в самые буйные дискуссии выползал :))... Лен, у меня иногда просто крыша едет, когда я вижу, как однозначно неглупые и неплохие люди льют просто бочками масло в разгорающийся огонь... Зачем?! Им скучно живется? Ну повеселитесь еще как-нибудь... Именно потому, что я, по выражению Вашей англичанки, калибрована в СССР, я вижу насколько это похоже на то, чему меня тогда учили на уроках истории - главное в жизни: это непрерывная череда каких-то народно-освободительных движений, какие-то восстания, созревание ревоюционных и прочих ситуаций, а все остальное, собственно жизнь человеческая, куклы, мороженое и шарики в небе - это второй план, оно должно быть куда-то отодвинуто, если где-то разлагается рабовладельческий строй или наблюдается недостаток демократии. Помню, как я удивлялась этой трактовке в СССР, но будучи соответствующим образом "обработана", думала: ну наверное так надо... Теперь я так не думаю.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Я тоже чем дальше, тем больше, не понимаю, что происходит. Причем массовое сумасшествие перетекает в частное, а частное перегруппируется и усугубляет массовое. И все это - то неожиданными брызгами, то струей в морду - плещет с самых непредсказуемых сторон.

Беспрестанно кажется, что "нашим людям", где бы они ни находились, необходима "вся жизнь - борьба". Иначе она просто не имеет смысла. Западные, мне кажется, ан масс, особо даже не в курсе, что происходит.

Я тут ради эксперимента, вдохновленная лавиной добра, щедро вылитой на доктора Лизу, решила создать перформанс-флэшмоб. Получила в ответ практически ровно то, что и ожидала получить (и еще порцию добра). Иногда ужасно скучно все знать заранее.

Зато! Почти придумала, как такую акцию сделать на ФБ! Теперь надо только самоорганизоваться и сделать!

Лен, мне кажется, что та часть западных, которым это тоже почему-то все еще нужно (ну популяционный резерв "на всякий случай") - они просто себе со времен Натти Бумпо, Байрона и Оранжевой реки находят его (ну... это...) за пределами места рождения. Причем наши-то тоже издавна и посейчас не дураки это проделать (один двухвековой марш казаков по Сибири "на рассветную звезду" чего стоит, а интервью нынешних "новороссийских" добровольцев!), но тут вступает в игру момент: кто, для чего и как использует эту базовую характеристику всегда существующей части любой популяции.

ПС Что касается флэш-моба, то мне, кажется, просто само слово не нравится :))), у меня так почему-то бывает, я, например, никогда не хожу в едальни под  названием "бистро" - ну вот не нравится мне это слово и все :)

Но то, что "наши люди" везде остаются "нашими" - это действительно похоже. Но, с другой стороны, а почему должно быть иначе, еще Толстой писал, что очень многое закладывается до пяти лет, а уж о 15ти - и говорить не о чем сколько... И с третьей стороны: может быть, те, которые все-таки стали "не нашими", на это поле и вообще не выходят?

Кстати, да. Я таких знаю - ставших "ненашими", которым т в голову не придет фигурировать (а) в русскоязычном общественном пространстве, к тому же (б) на политические темы.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

+100500

я иногда по два раза мнение об одном и том же в день меняю.. и точно совершенно, что чем больше узнаю - тем меньше в итоге знаю

У меня до двух раз в день не доходит (я все-таки сангвино-флегматик по темпераменту :)), но вот это ощущение: ребята, как же вы все не видите, что у тех тоже есть своя правда?! - практически постоянное.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Светлана Пчельникова

Я одних слушаю - понимаю их. Но и у других - такие же доводы аргументированные. Как на кухне в коммунальной квартире сейчас на мировой арене (

Как на кухне в коммунальной квартире сейчас на мировой арене

Светлана, я думаю, так было всегда, по крайней мере со времен Вавилонского столпотворения, просто мы все-таки не всегда оказывались в эпицентре :) Много ли мы (в смысле Вы и я) знали о правде хуту и правде тутси в те времена, когда там у них все еще только созревало? :((

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

КАК вы правы, Катерина

я до сего момента подробностей не знала ( 

ужас

люди в ответ высказывают свои

Алекс, справедливости ради: довольно часто в ответ люди высказывают не свои идеи, а свою оценку личности Светланы, а также (еще чаще), всех людей, придерживающихся сходных со Светланой взглядов. Но она взрослый человек и если находит нужным здесь высказываться, знает, что делает. Ребенок, которого родители отдали в данный класс - совершенно в другой позиции.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Алекс Лосетт

оценку личности Светланы

Катерина, спасибо. Именно так и происходило. И почему-то агрессия была "мужская".. Что меня удивило. 

Когда несколько лет назад, я  тут "держала  оборону" за фонд Ройзмана - была другая половая картинка

ну, тут же про войну разговор пошел, а война - "дело мужское", вот мужички в тему и подтянулись.

и про Ройзмана понятно, многих (и уж не мужчин, конечно) раздражает, что Вы все еще в принцев с большой дороги верите, ну они и пытались Вам глаза открыть, как оно там на самом деле :)))))

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Инна Пополитова

Кстати, интересно, каким местом думали родители этого мальчика? У меня был раз в жизни случай травли. В соседний дом въехал придурок, которому я "не показалась", и он стал меня преследовать. Пришлось идти через суд, который признал его виновным в травле и приказал выехать. Очень неприятный был период в жизни. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Родители мальчика, кстати, услышали рамышление психолога, дословно совпадающее с прозвучавшим здесь в начале дискуссии: а какая гарантия, что вы сейчас убежите, а в другом месте не повторится ровно то же самое? И они согласились, и сделали каждый что пришло в голову (пришло разное) и еще полтора года им казалось, что ситуация налаживается...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Катерина, но вы верно взрослому Игорю сказали: "Несчастный случай" 

вообще вся ситуация из-за того что его бросили одного против всех родители... бегство или секция бокса... его оставил отец одного с проблемами

Светлана, я не согласна. Родители услышали совет школьного психолога, согласились с ним и каждый дали мальчику по алгоритму поведения: научись драться, защищайся словами, постарайся их узнать получше, это тебе поможет. Игорь, что характерно, выполнил все три указания.

Одно дело, когда Вы сами, взрослый человек, принимаете вызов и занимаете принципиальную позицию, зная риски.  Совсем другое, когда Вы ожидаете от ребенка того же.  Ребенок не может оценить все риски, и он беспомощен против них - особенно если он в окружении равнодушных взрослых, которые должны, но не хотят его защитить.  Когда речь идет о защите ребенка от непоправимого вреда его здоровью или угрозе жизни, мне, например, было бы уже не до принципов - нужно защитить ребенка.  А "голосование ногами" - тоже неплохой способ показать свою позицию, хотя бы в некоторых ситуациях.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

"голосование ногами" - есть и такой вариант

Дети для меня - "святое". Тут я становлюсь всегда на их сторону. Может это и не педагогично))

Но я им говорю :"чтобы не случилось - я с вами! сначала решим - разрулим проблему, а потом будем смотреть как так случилось и что надо бы было бы делать, чтобы  и так далее"

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Позиция понятная.  Я лично не всегда разделяю позицию детей, но они всегда могут рассчитывать на нашу поддержку и защиту.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Ребенок не может оценить все риски, и он беспомощен против них - особенно если он в окружении равнодушных взрослых

Главное - взрослым не быть "равнодушными".  Искать и обсуждать вместе. С ребенком. Это научит его принимать взвешенные решения. Рисковать или бежать. Но и ответственность - общая. 

От себя-то не убежишь. И перевести ребенка в другую школу... это самый легкий выход. Так можно потом всю жизнь и бегать 

Татьяна, в то время, когда все это происходило (больше 20ти лет назад), камер у нас еще нигде не было, увы, и согласия просить было не на что.

О ста процентах безопасности, конечно, не может быть и речи. Помимо всего прочего, мне кажется, что детям (а особенно - подросткам) для полноценного взросления просто нужно иногда пообщаться между собой, группой, без участия взрослых.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni

Понятно про отсутствие камер 20 лет назад.  Я уже о ситуации безопасности в школе в наши дни, прошлое уже не исправить...

И чем камеры могут вообще помочь?

Я за свой школьный опыт могу вспомнить более десятка случаев, когда все могло кончится трагично. Буквально вчера мы сидели с пятеркой мальчишек после уроков и разбирали всякие задачки. На последней задаче парень у доски заклинился на чем-то типа "20 разделить на 2", взялся за лоб со словами "что-то мне не хорошо" и сполз у нас на глазах по стенке. Пока я неслась к нему через класс, успела рассмотреть и острый угол тумбочки на пути его головы. И падать ему было даже не с высоты собственного роста, а у меня там еще сантиметров 30 возвышение кафедры. И до сих пор живо ощущение недоумения, что он на меня с пола просто хлопал ресницами, а не получилось чего похуже. И я за эти секунды своего бега вспомнила всякие болезни от эпилепсии до чего угодно-- и поняла, что категорически не знаю, что надо тут будет делать. Хорошо, что не потерял сознания, хорошо, что медсестра была на месте-- до медкабинета доползли. И вернулась я в класс с новым взглядом на мебель вокруг-- у каждой парты по 4 острых и твердых угла и ничего тут с этим не поделать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Не, ну иногда камера помогает, конечно, только у меня такое впечатление, что уже больше задним числом и в юридическом смысле :(

Эту реплику поддерживают: Tatiana Neroni

Ага. Если бы что-нибудь... То камера могла бы подтвердить, что у меня не были открыты форточки в кабинете, я вызвала к доске ребенка с плохим самочувствием, мы его все дружно "шпыняли" ерундовой ошибкой и довели... Или наоборот, что шла нормальная работа педагога с детьми, ребенок плохо себя почувствовал внезапно, учитель физически не успевал до него добежать-- с какой стороны надо было бы посмотреть, то бы камера и доказала бы. Так что, именно, потом и в юридическом смысле.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Tatiana Neroni

Камеры - не панацея, они только регистрируют случившееся, в том случае, если недобросовестные работники школы (такие есть) будут отрицать свою халатность, если таковая была.  Камеры могут мотивировать школу изменить некие правила распорядка в сторону безопасности детей.  В Вашем случае, если что-то совсем плохое случилось бы с ребенком, камеры могли бы помочь Вам, если к Вам бы были претении за, к примеру, неоказание должной помощи.  

Понятно про отсутствие камер 20 лет назад.  Я уже о ситуации безопасности в школе в наши дни, прошлое уже не исправить...

Я уже ответила выше о группах подростков.  Нмв, в школе должно быть 100% наблюдение за детьми в любой момент времени, кроме хождения в туалет в запертой кабинке.  Для их же безопасности.  ПОсле школы могут общаться с кем хотят, это уже родителям следить.  А в школу они приходят учиться,  и учебный процесс должен быть безопасен.

Ваша статья на самом деле демонстрирует, почему возрастающее число родителей переводят детей на домашнее обучение.  Чтобы ребенка не травили за то, что он "не такой, как все".  

У нас в элитной английской спецшколе тоже были случаи травли, и были случаи, когда учителя натравливали детей на других детей.  Помню, как "учительница первая моя" грозила неудом по поведению всем, кто "подойдет к ученику А".  То есть учительница учредила бойкот первоклассника под страхом неуда всем остальным детям по поведению.  До сих пор помню.  Ученик А был двоешник и хулиган, но разве так детей воспитывают?  Плюс, наверное, в учительнице тоже была причина его поведения. Во всяком случае,  как только его перевели в другую, тоже продвинутую школу, но в области науки, он стал отличником, насколько я знаю по слухам.  

Вопросы Вы подняли очень сложные... 

Да, моя история - трагедия, произошедшая все же между детьми, в детском социуме. Но когда "в дело" входит учитель, все иногда получается еще страшнее - взрослый человек решает какие-то свои проблемы, натравливая одних детей на других, играя на подвластной ему группе маленьких полузверьков как на диковинном музыкальном инструменте, и - увы - часто получая от этого удовольствие (иногда несознательное, искренне полагая и говоря, что "это нужно для поддержания дисциплины" "чтобы они впредь понимали" и т.д.) 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Tatiana Neroni

Катерина, прочитала пост и интереснейшую дискуссию к нему. Захотелось рассказать, как 16лет тому в одной очень известной (хорошей типа) школе разводили детей-1-4классы и 9-11, а 5-8 учились в здании малолеток во вторую смену. Там выходили мальчики на пустой этаж, вставали в круг и двое бились насмерть, никого взрослых.. Мой мальчик в этих гладиаторских боях участвовал. Но тут ( к вашему посту) следовало бы рассказать предысторию, он в 5 лет очутился во втором классе ( в первый не взяли), полгода спустя произошел конфликт, к которому привлекли всех, вплоть до директора-Даня убивал лавкой в зале физры Вову, Вова был самый зачморенный парень, решил "поучить" моего Даньку, а тот сообразил, что вот тут уж точно отступать нельзя.. Потом, после этой ужасной для всех истории прошло немного времени, и на вышеописанных "гладиаторских" боях Даня бился и за себя, и за Вовку, тот его лучший друг по сю пору..

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт