Дмитрий Халин, управляющий партнер компании IntermarkSavills:

В 2008 году рынок был очень сильно завязан на валюте даже в экономклассе, и поэтому большинство строек просто встали: покупатели были не готовы реагировать на возросший курс доллара и перестали покупать жилье. Сейчас рынок девелопмента по большей части стал рублевым, и когда курс доллара начал расти, застройщики не отреагировали, а продолжили торговать по старым рублевым ценам. Кто-то и вовсе дал скидки, чтобы получить преимущество перед конкурентами. В итоге рынок не встал, а наоборот, активизировался. Владельцы долларовых и рублевых сбережений, не видя других возможностей вложить большие суммы, вышли на рынок жилья.

Тем не менее, рынок недвижимости негативно отреагирует на ситуацию с рублем и повышение ключевой ставки, но в разных сегментах реакция будет разной.

Сегмент дешевого жилья на курс валют завязан не сильно, но крепко связан с ипотекой. Он отреагирует сокращением объема операций в два раза, и это по самым скромным оценкам.

Сегмент элитного жилья на ипотеку практически не завязан, но на курс валюты реагирует достаточно чутко. Для покупателя еще остаются возможности на рынке новостроек по хорошим рублевым ценам. Но застройщики все-таки вынуждены будут повышать цены — у них самих многое завязано на ставках по кредитам, то есть рублевая цена тоже будет расти, и количество операций будет сокращаться. Резкого падения спроса не будет, речь может идти о снижении спроса процентов на 25.

Бизнес-класс, соответственно, занимает промежуточное положение между экономом и премиумом, его ждет снижение количества сделок где-то на треть.

Что касается заморозки строек, то сейчас большинство застройщиков понимает, к чему идет дело, они уже научены прошлыми кризисами и готовились к новому. В октябре, ноябре и декабре застройщики постарались продать как можно больше за рубли, пусть и с небольшой маржой. Они создали запас ликвидности, подушку безопасности, чтобы финансировать стройку в следующем году, когда банковские кредиты будут дороги или совсем недоступны. Тем застройщикам, которые эти упредительные меры приняли, заморозка строек не грозит: проекты, которые уже начаты, будут доведены до конца. Однако выход на рынок новых или только что начавшихся проектов под большим вопросом.

Массового явления обманутых дольщиков не будет, будут лишь эпизодические случаи: ситуация не такая, как в 2008, и тем более не такая, как в 1998 году, так как проекты, где есть дольщики, закредитованы банками по старой ставке.

Григорий Полторак, вице-президент Российской гильдии риэлторов:

Сейчас кризис больше похож на тот, что был в 1998 году, а не в 2008. В 2008 все было достаточно медленно и плавно. Я бы даже сказал, что будет хуже, чем в 1998. Бизнес тогда был привязан к условным единицам, а сейчас ценники не успевают менять. Во многих бизнесах рекордные выручки, которые приводят к рекордным убыткам.

С ипотекой будет плохо, и с новостройками будет плохо. Но не сразу, так как банки пока задумались. Но в течение недели они что-нибудь придумают: перемены столь сильные, что это не обойдется простым изменением ставки.

Некоторые стройки могут остановиться, а это фатально: когда стройка стоит, она съедает очень много денег. Банки перестали кредитовать или выдают кредиты по таким ставкам, что застройщик просто не может их уже потянуть. А дольщики теряют возможность кредитования по ипотеке в силу ужесточения условий, то есть с их стороны тоже уменьшается приток финансирования.