В компании это решение мотивировали тем, что топ-рейтинг Яндекса, создававшийся как «зеркало блогосферы», стал «медиаинструментом». Верхние строчки рейтинга занимают в топе не только действительно популярные записи, но и «раскрученные» специально при помощи друзей и знакомых авторов.

«Сработал эффект обратной связи: многие блогеры стали писать, комментировать и ставить ссылки только для того, чтобы "вывести постинг в топ". Появились и роботы-блогеры, которые замусоривали блогосферу с той же целью — попасть в рейтинг популярных записей. Отфильтровать роботов — хоть и непростая, но понятная задача, с ней мы справились. А вот что делать с так называемой социальной накруткой? Когда кидается клич "выведем в топ Яндекса" и люди добровольно ставят ссылки на ту или иную запись?» — пишет в онлайн-дневнике Яндекса менеджер проекта компании «Поиск по блогам» Антон Волнухин.

По его словам, рейтинг начал использоваться радикалами — для привлечения внимания СМИ, а также распространителями ссылок «помогите собрать деньги». Продвижение на верхние строчки списка стало платной услугой.

Вместо топа Яндекс запускает сервис API-статистики. С его помощью пользователи смогут самостоятельно создавать рейтинги записей, выбирая критерии оценки их популярности. «Интерфакс» напоминает, что именно благодаря рейтингу Яндекса общественность узнала о гибели женщины под колесами автомобиля, управляемого следователем Александром Мазом. Кроме того, в топе Яндекса президент Медведев обнаружил запись блогера Максима Калашникова с предложениями по модернизации экономики, рассмотреть которые он поручил правительству.