/ Москва

Марат Гельман: Мы не просто враги, мы на передовой в битве за умы

Евразийский союз молодежи пройдет по Москве маршем протеста против современного искусства

Иллюстрация: www.guelman.ru
Иллюстрация: www.guelman.ru
+T -
Поделиться:
Подробнее

Запланированный на 4 ноября марш ЕСМ в защиту русской истории у памятника Грибоедову в Москве станет также и маршем протеста против современного искусства.

Руководство евразийцев приняло решение совместить два марша после избрания Марата Гельмана в Общественную палату РФ. В ЕСМ считают, что Гельман, «нарядивший обезьяну в военный мундир с медалями, оскорбил всех воинов, проливавших кровь за Россию», должен быть лишен членства в Общественной палате и привлечен к уголовной ответственности.

Художник Алексей Беляев-Гинтовт, которого сами евразийцы называют своим духовным наставником, назвал Гельмана одним из главных врагов русского народа в области современного искусства. Среди других врагов — «Ерофеев, Осмоловский, Деготь и иже с ними».

Их евразийцы обвиняют в оскорблении чувств простых россиян, уничтожении икон и оскорблении ветеранов.

Марат Гельман

   В преддверии четвертого ноября — Дня согласия и примирения — общество раскололось. Часть людей активно за Сталина, часть против. Вместо единения у нас получился настоящий раскол. И в этом смысле современное искусство является врагом той России, для которой Сталин — герой, а не палач. И если вы посмотрите на сайт ЕСН, который объявил войну современному искусству, то там Сталин — герой. И в этом смысле они правильно определили своего врага. Мы не просто враги, мы на передовой этой некоей битвы за умы. Так что в этом смысле все нормально. Главное, чтобы эта битва за умы оставалась битвой за умы, а не становилась рукоприкладством. Я очень переживаю, что милиция их может завтра поколотить, потому что тогда получится, что это мы их поколотили. А мы не собираемся никого колотить, мы хотим дискутировать.

История повторяется дважды, потому что текст Беляева-Гинтовта похож на геббельсовскую речь по поводу дегенеративного искусства, но в принципе, это такая пародия на Геббельса. Риторика, конечно, пугающая. Дугин, когда встречает меня где-нибудь, подмигивает мне и говорит: «Марат, ну мы же постмодернисты». Может, Дугин и постмодернист, но те люди, которые за ним стоят, могут и не заметить этого тонкого момента и будут действовать всерьез. Есть некая опасность в том, что какой-то человек, начитавшись этого «постмодернизма», пойдет громить современное искусство и защищать Сталина.

Так что, с одной стороны, я верю, что это фарс, а с другой — это почти ничего не меняет. Беляев-Гинтовт считает себя учеником Тимура Новикова, но ошибается. Иногда у вещей формально похожих бывает совсем разное содержание, посмотрим. С одной стороны, диагноз поставлен правильно: общество раскололось. То, что они называют себя Россией, а современное искусство — не своим врагом, а врагом России — это, конечно, некая фальсификация, натяжка. Дугин — маргинальный философ, Беляев-Гинтовт — слабый художник, они, конечно, за всю Россию зря выступают.   

Комментировать Всего 18 комментариев

Юлия Загонек Комментарий удален

В преддверии четвертого ноября — Дня согласия и примирения — общество раскололось. Часть людей активно за Сталина, часть против. Вместо единения у нас получился настоящий раскол. И в этом смысле современное искусство является врагом той России, для которой Сталин — герой, а не палач. И если вы посмотрите на сайт ЕСН, который объявил войну современному искусству, то там Сталин — герой. И в этом смысле они правильно определили своего врага. Мы не просто враги, мы на передовой этой некоей битвы за умы. Так что в этом смысле все нормально. Главное, чтобы эта битва за умы оставалась битвой за умы, а не становилась рукоприкладством. Я очень переживаю, что милиция их может завтра поколотить, потому что тогда получится, что это мы их поколотили. А мы не собираемся никого колотить, мы хотим дискутировать.

История повторяется дважды, потому что текст Беляева-Гинтовта похож на геббельсовскую речь по поводу дегенеративного искусства, но в принципе, это такая пародия на Геббельса. Риторика, конечно, пугающая. Дугин, когда встречает меня где-нибудь, подмигивает мне и говорит: «Марат, ну мы же постмодернисты». Может, Дугин и постмодернист, но те люди, которые за ним стоят, могут и не заметить этого тонкого момента и будут действовать всерьез. Есть некая опасность в том, что какой-то человек, начитавшись этого «постмодернизма», пойдет громить современное искусство и защищать Сталина.

Так что, с одной стороны, я верю, что это фарс, а с другой — это почти ничего не меняет. Беляев-Гинтовт считает себя учеником Тимура Новикова, но ошибается. Иногда у вещей формально похожих бывает совсем разное содержание, посмотрим. С одной стороны, диагноз поставлен правильно: общество раскололось. То, что они называют себя Россией, а современное искусство — не своим врагом, а врагом России — это, конечно, некая фальсификация, натяжка. Дугин — маргинальный философ, Беляев-Гинтовт — слабый художник, они, конечно, за всю Россию зря выступают.

Марат, держись!

Вообще-то они не евразийцы. Л.Н. Гумилёв, я думаю, охуел бы от таких единомышленников.  Это гопота типа "Наших", но от искусства.

Цитирую: "Евразийский союз молодежи пройдет по Москве маршем протеста против современного искусства". Просто вдумайтесь, МОЛОДЕЖЬ против СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Это или не молодежь, или против не современного. Иначе, глупость получается. Собственно, глупость и есть. Такая же, до боли знакомая глупость, как выступления доярок колхоза «Заря над баней» против империалистической военщины.

Марат, скажите, положа руку на сердце, имеет ли смысл борьба с куклами? Если Вы победите, кукловод достанет из ящика другую, надо же Вас чем-то занять.

О какой передовой Вы говорите? Битва за, простите, что? Умы? Откуда у старой бабки новые сиськи? Эти люди глубоко и безнадежно спят, их пробудить сначала нужно, сначала помочь включить ум, а уж потом за него бороться. А вот этого Вам кукловод, как раз и не позволит, это единственная опасность для кукловода: проснувшаяся кукла – уже не кукла.

В такой борьбе – я полностью к Вашим услугам, но надо иметь ввиду, люди не хотят просыпаться, они нас за это будут бить. Больно. Но есть шанс, что кого-то удастся расшевелить, выдернуть из «сундуков с тряпками».

"Эти люди глубоко и безнадежно спят, их пробудить сначала нужно, сначала помочь включить ум, а уж потом за него бороться." - очень точно! Вопрос: как их пробудить, к ним не обращаясь? Я полагаю, что Марат в слово "борьба" вкладывает тот же смысл, что Вы в слово "пробудить". Разве можно их разбудить без борьбы? Иногда, когда я сына будил утром в школу, это было больше похож на борьбу :)

Спящего не разбудить пантомимой. Тут холодный душ нужен.

Возможно, но это уже не вопрос "имеет ли смысл борьба с куклами?", а скорее, вопрос, типа: "имеет ли смысл бороться с куклами пантомимой? Не лучше ли вылить на них ушат холодной воды?"

Скорее всего, Вы - правы. 

Именно. Только сначала нужно вылить ушат на себя, потому что мы тоже спим, они на левом боку, а мы на правом. Вот и вся разница. Врочем, это совсем другая история...

Из анекдота:

"На себе не показывай - дурная примета" :)

Беляев: "Гельман, Осмоловский, Ерофеев, Деготь и иже с ними..."

Вот что пишет по этому поводу Катя Деготь: "Не надо нам вешать лапшу на уши: те, кто Беляева выставляет и продает (Емельян Захаров и Дмитрий Ханкин), те, кто за него голосовал на премии Кандинского (Александр Боровский и Екатерина Бобринская, если не брать иностранных экспертов, которые, возможно, не во всем разобрались), те, кто его покупает (тут список еще длиннее), разделяют его убеждения (а то, что это убеждения, а не ироничная игра, он уже давно доказал). А если это не так — пусть они скажут это. Такие марши, как сегодня, возможны только при поддержке всех выше перечисленных".

Там же, на Openspace, Ерофеев: "Я считаю, что за неосторожные эпитеты («выродки», «главные враги русского народа в области культуры») , которыми наш паркетный нацист наградил вполне уважаемых и дорожащих своей репутацией, известных деятелей московского арт-мира, Беляев-Гинтовт должен понести заслуженное наказание в виде денежного штрафа. Выплатить по миллиону рублей каждому оскорбляемому".

Осмоловский, оттуда же: "Фашистская униформа — такая привлекательная для художника-неудачника Беляева-Гинтовта — лишний повод привлечь к себе внимание. Вместо этой в высшей степени сомнительной PR-активности Беляеву стоило бы прочитать парочку умных книжек. Например у Климента Гринберга он мог бы прочитать про себя: «Средний художник становится плохим, когда привлекает к себе слишком большое внимание». Сидел бы себе Беляев в своей галерее, пересчитывал бы «непосильным» трудом заработанные доллары, — может, ему бы руку и подавали. Но Беляев мнит себя серьезным художником. Предъявление этого приобретает вполне утробные формы".

Марат, а как можно дискутировать с этими людьми? На основе чего? Пока у нас нет своего идейного стержня, пока общество мечется и живет одним прошлым, а не будущим-ничего не изменится. Так и будут в нафталинном кафтане на Марши ходить, нести галиматью и верить- что это Истина

Есть у революции начало...

Седьмое ноября от которого активно отмежовывается ноября четверое

не просто триумф воли в памяти народной, но и красное пятно для ультраправых,

где стирается грань между обыкновенным фашизмом и отсутствием совести.

Но и патриотический новодел сверху - историческая проправительственная химера.

Между Сциллой и Харибдой.

Оба процессы мне лично неприязнены и чужды.

Уважаемый г-н Гельман,

Постараемся быть объективными: Беляев-Гинтовт действительно последователь и ученик Тимура Новикова. Преувеличенное внимание и явно завышенная оценка роли "Новой Академии", последние публичные выступления " святого старца Тимура" - слепого провидца, его пророчества о русском искусстве ( " наше искусство будет главным и лучшим") отдавали фашизмом....

 Беляев-Гинтовт задуман проще - вектор действия конкретен..... У Тимура Новикова размыта позиция между Платоновской гомоэротикой и Святой Русью: фотосъемки голых юношей под грязными портиками "античных" петербургских фасадов - и национал-православные символы коллажей-ковриков - у Беляева-Гинтовта превратились в архитектуру сталинского ампира, новиковские Нарциссы и Адонисы переродились в пионера-горниста и комсомольца-барабанщика....

Недавняя выставка в Гараже "Против исключения" - куратор Жан-Юбер Мартен- демонстрирует победу принципа эстетического, художественного и идейного плюрализма, в основе которого идеи европейского гуманизма..... Наши кураторы и галеристы создают постоянно только один проект - "За исключение". В этой сознательно создаваемой экологии в процессе эволюции выживают только клопы, тараканы и крысы, во флоре и фауне современного искусства России выживают только Тимуры Новиковы и Беляевы-Гинтовты.... 

Грустно наблюдать,как наше общество потоптавшись в предбаннике "демократических ценностей" так и не отправилось в историческую парилку, а с легкостью вернулось в неумытое  состояние

национал-капитализма. Наверное ничего "круче" Сталина не приходит в голову ни вождям, ни наушникам, ни населению. И в этом смысле не надо заблуждаться - снобская активность :" вшивое копошение на широкой груди матушки-России". Но вот,что интересно,помню и в советские времена все эти государственники-почвенники, коммунисты-империалисты, литературные национал-патриоты и заединщики не отличались большим талантом. Откроешь журнал - смысл до потивного понятен, а читать невозможно, бездарная дрянь. Вот и Беляеву далеко до Рифеншталь.

В ХХ веке уже был один малоталантливый художник по имени Адольф, по счастью Беляев не обладает его талантами в общении с массами... Хотя, несколько эсс-тетствующих дамочек он судя по всему охмурить сумел. Вопрос о том, что к искусству (в том числе современному) относится, а что нет - здесь не работает.

Нам уже несколько месяцев предлагают уничтожать врагов народа, сначала это был Подрабинек, потом Виктор Ерофеев, теперь вот Гельман и Деготь....Призывают к этому разные люди, но схожие в своей интенции - чтобы победить - надо уничтожать. Принцип геноцида как жизненная стратегия...

Недавно Дмитрий  Медведев одобрил новые дополнения к УК по которым  "воров в законе" можно будет сажать в тюрьму уже за то, что они сами себя таковыми считают ("признанные лидеры организованных преступных сообществ"), если уж у нас отменили принцип презумпции невиновности, то было бы неплохо распостранить эту отмену и на людей призывающих уничтожать других, по эстетическому признаку (а за одно дополнить статью "о разжигании национальной розни", рознью эстетической).

И не надо припутывать к этим псевдоевразийцам ни настоящих евразицев (ни Георгий Вернадский, ни Николай Трубецкой, ни Николай Алексеев ни о каком уничтожении кого-либо никогда не помышляли), ни Тимура Новикова и Сергея Курехина - для них патетические политические высказывания последних лет жизни были частью Эстетического, тогда как деятели ЕСН ни Аристотеля, ни Адорно судя по всему не читали....

Есть люди которые любят спектакли "доронинского мхата", а есть люди которые предпочитают театр "Практика" - нужно наконец понять, что имеют право на существование и те, и другие. Хотя большинство бывших совграждан предпочитают "Ленком" и "Сатиру"....что весьма печально для современного театрального искусства, но это те люди среди которых мы живем.

Эстетические предпочтения человека влияют лишь на то, хочу я с ним общаться, или нет, но любые призывы к "уничтожению", "высылке", и т.п. должны пресекаться жестко - и не только гражданскими сообществами, но и государством, к которому Беляев так усиленно взывает....

Вопрос об искусстве и его понимании сложный. В любом цивилизованном обществе должно быть разное искусство; нужно толерантно относиться даже к тому, что не нравится, и к тому, чего не понимаешь. Актуальное искусство – оно вообще разное, потому что каждый художник по-своему реагирует на окружающую среду: кто-то делает это искренне, оголяя собственную душу, а кто-то – не совсем. Надо более уважительно относиться к коллегам, даже если вы не согласны с их мнением или позицией. Из-за таких вот споров современное искусство у многих людей начинает ассоциироваться только со скандалами.