1. Театр Окон Метрополя

Между городом гномов и народными ярмарками в Театральном проезде расположился настоящий, современный, постдраматический и очень физический театр. Пять новых, коротких — от двух до пяти минут — спектаклей играют прямо в окнах гостиницы «Метрополь». Не нужно покупать билеты и бронировать места, достаточно прийти в означенное место в нужное время — с 19 до 22 часов, каждый день, кроме 1-го, по 8 января. Этот быстрый общедоступный театр — чудная (куда ни поставь ударение) придумка Федора Павлова-Андреевича. Лучшее, на мой вкус, окно сделал Василий Бархатов: его пятиминутный эпизод — экспрессивный мистический «Фотосинтез» — разыгрывается на нескольких уровнях и отличается от других перформативных сценок внятным сюжетом. Юрий Квятковский создал хмельной полярный комик-трест «Гудбай» про Санту, Козу и Лошадку, штатный провокатор Константин Богомолов усадил двух бородачей — Иисуса и деда Мороза — за шахматную доску, Филипп Григорьян решил ослепить ночных зевак золотым конфетти в формате Studio 54, а сам Павлов-Андреевич построил «Пещеру счастья», где два артиста показывают пластические этюды на грани между современным танцем и индуистским ритуалом.

2. Нижний зал «Манежа»

В пяти минутах ходьбы от «Метрополя» — самая интересная выставка сезона, «Большие надежды», кульминация совместного проекта «Манежа» и галереи «Триумф». В течение года в пространстве Медиа-Арт-Лаба проходили выставки молодых художников, так или иначе соприкасающихся с видео. Теперь их работам отдан весь цокольный этаж «Манежа». Самый внятный и жизнерадостный участник проекта (да, пожалуй, и всей нынешней арт-сцены) Роман Мокров превратил трехлетней давности видео о велосипедном туре по Крыму в нарядную и, как ни парадоксально, аполитичную инсталляцию «Наш Крым 2011», Евгений Гранильщиков, напротив, сделал политический (пусть и негромкий, «квартирный», обходящийся без манифестов) Unfinished Film. Чтобы увидеть видео Антонины Баевер «Социализм во сне», надо исхитриться и заглянуть за стены с фотографиями: фото, видео и звук создают влиятельный триумвират. Меньше о политике и больше о метафизике пространства думают Николай Онищенко, Софья Гаврилова, Мария Сакирко. 

3. ГМИИ им. Пушкина

«Жил да был художник Пауль Клее, — писал Арсений Тарковский. — Рисовал квадраты и крючочки, / Африку, ребенка на перроне, / Дьяволенка в голубой сорочке, / Звезды и зверей на небосклоне». Эти крючочки и звери, «голубые, желтые, блажные» стали классикой модернизма и изменили Европу ХХ века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — ретроспектива Клее «Ни дня без линии» из полутора сотен картин, на которых «линии и пятна, как кузнечики в июльском звоне», говорят слитно и понятно. Да, стоит напомнить, что нацисты заклеймили картины Клее — и это лучший комплимент — как «дегенеративное искусство».

4. Музей современного искусства «Гараж» 

В «Гараже» воспользовались именем Джона Кейджа, великого авангардиста, сделавшего музыку художественным произведением, а музыкой — вообще всё, включая тишину, чтобы устроить «Арт-эксперимент «32 вопроса от Кейджа». Если по выставкам зрители бродят, то в эксперименте участвуют. Смысл этого интерактивного приключения в приобщении зрителей (в первую очередь, конечно, самых юных) к заветам Кейджа, уверявшего, что музыка звучит всегда, просто иногда мы перестаем ее слышать. Все забавы расписаны по сеансам, время которых надо уточнять на сайте.

5. Laboratoria Art & Science Space

Вот еще одна выставка, больше похожая на фантастическое приключение — «Квантовая запутанность», в пространстве арт-лаборатории на территории НИФХИ им. Карпова, что в переулке Обуха. «Волшебные стекла» дуэта Electrobutique, магическое 3D группы Semiconductor, звуковая машина проекта ::VTOL::, творящая из радиации (привет Кейджу). Важное предупреждение: до 7 января вся эта научная интерактивность тоже отдыхает, так что поход на нее может стать мостиком к трудовым будням.