Юлия Машнич: Положительные тенденции: какой будет мода в 2015 году
Этичной и морально устойчивой
Со времен выхода совестливого бестселлера Наоми Кляйн No Logo минуло 15 лет: именно столько времени понадобилось, чтобы крупнейшие бренды не просто поняли, что процесс создания продукта должен быть таким же безупречным, как и он сам, но и начали делать семимильные шаги в этом направлении. Неудовлетворительные условия работы, предельно низкая зарплата, использование детского труда на фабриках — партнерах крупных брендов — основной фронт работ наряду с экологическими заботами. В каждой уважающей себя крупной компании теперь имеется целый отдел, занятый всеми вышеперечисленными вопросами. Бывшие главные обвиняемые вроде Primark и Gap теперь вовсю воюют за мировую справедливость. Primark в компании с H&M и Inditex (владельцем Zara) вступили в переговоры с правительством Камбоджи, где сосредоточена часть партнерских производств, с целью за свой счет улучшить условия труда и повысить зарплаты на фабриках в ответ на массовые протесты рабочих. Gap в свою очередь инвестировал миллиард долларов в покупку долей у фабрик-партнеров в развивающихся странах, чтобы усилить контроль за условиями работы, техникой безопасности и уменьшить загрязнение окружающей среды.
Люксовые бренды тоже не сидят без дела. Холдинг Kering, которому принадлежат компании Gucci, Saint Laurent и Balenciaga, запустил сразу несколько программ: по снижению выбросов, потребления воды и отходов, по экологическому надзору за текстильными производствами и по поддержке этичных и высокотехнологичных начинаний в области фэшн-образования, в частности, в London College of Fashion. К тому же Kering стал самым крупным закупщиком золота «благородного происхождения» Fairmined gold.
Знаменитости тоже не остались в стороне от модного дела чести. Амбер Валетта в соавторстве с Yoox придумала авторский онлайн-бутик, специализирующийся исключительно на этичной одежде с прозрачным прошлым, а Оливия Уайльд стоит за проектом Conscious Commerce. В 2014 году осознание того, что свитшот из светшопа — это отвратительно, стало массовым. 2014-й был временем благих намерений и ответственных начинаний, а 2015-й станет годом их первых ощутимых результатов.
Разновозрастной
Индустрии моды и красоты стали союзниками в борьбе с эйджизмом, дискриминацией по возрастному признаку. У пятнадцатилетних моделей больше нет монополии на работу на подиумах, обложки журналов и участие в рекламных кампаниях. С одной стороны их норовят потеснить восьмилетние, о чем свидетельствует случай первой девочки-супермодели Кристины Пименовой. С другой — наметилась красивая тенденция уважения к старшим. В уходящем году 93-летняя it-girl Айрис Апфель рекламировала MAC, 68-летняя Шарлотта Рэмплинг и 54-летняя Тильда Суинтон по очереди побывали лицами NARS, а 65-летняя Джессика Лэнг — лицом Marc Jacobs Beauty. Конечно, зрелые звезды и раньше рекламировали косметику, но изображения нещадно выравнивались и сглаживались ретушерами, а рекламируемая ими косметика в основном была антивозрастной. Теперь это просто знаменитые красивые женщины, с неизбежными морщинами, неровностями и порами, рекламирующие помаду. Мода почти не отстает: в новой кампании Versace солирует 56-летняя Мадонна, 71-летняя Джони Митчелл красуется на постерах Saint Laurent, а 80-летняя Джоан Дидион стала лицом Celine. Универмаг Selfridges, который в это время года традиционно посвящал витрины Bright Young Things, прикинув возможности другого важного и недооцененного рынка, заменил их на Bright Old Things, то есть людей в возрасте, преуспевших во второй или даже третьей карьере.