![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/F199F81A_6ED4_4DEC_A7C0_5EF02897A50E_avatar.jpg)
Юлия Машнич: Положительные тенденции: какой будет мода в 2015 году
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/80/b0/80b0fcd2eca6eee0c826b7b44274619c7a348cbb5e0b18e00012e1fbaeabfd8a.jpg)
Этичной и морально устойчивой
Со времен выхода совестливого бестселлера Наоми Кляйн No Logo минуло 15 лет: именно столько времени понадобилось, чтобы крупнейшие бренды не просто поняли, что процесс создания продукта должен быть таким же безупречным, как и он сам, но и начали делать семимильные шаги в этом направлении. Неудовлетворительные условия работы, предельно низкая зарплата, использование детского труда на фабриках — партнерах крупных брендов — основной фронт работ наряду с экологическими заботами. В каждой уважающей себя крупной компании теперь имеется целый отдел, занятый всеми вышеперечисленными вопросами. Бывшие главные обвиняемые вроде Primark и Gap теперь вовсю воюют за мировую справедливость. Primark в компании с H&M и Inditex (владельцем Zara) вступили в переговоры с правительством Камбоджи, где сосредоточена часть партнерских производств, с целью за свой счет улучшить условия труда и повысить зарплаты на фабриках в ответ на массовые протесты рабочих. Gap в свою очередь инвестировал миллиард долларов в покупку долей у фабрик-партнеров в развивающихся странах, чтобы усилить контроль за условиями работы, техникой безопасности и уменьшить загрязнение окружающей среды.
Люксовые бренды тоже не сидят без дела. Холдинг Kering, которому принадлежат компании Gucci, Saint Laurent и Balenciaga, запустил сразу несколько программ: по снижению выбросов, потребления воды и отходов, по экологическому надзору за текстильными производствами и по поддержке этичных и высокотехнологичных начинаний в области фэшн-образования, в частности, в London College of Fashion. К тому же Kering стал самым крупным закупщиком золота «благородного происхождения» Fairmined gold.
![Фото: masterandmuse.com](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/60/c0/60c07530d6e3ae6a2794149d686185aa46b8876efad70fe994d5ea276d54e27b.jpg)
![Фото: Conscious Commerce](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a9/a8/a9a84bd3c1ebef6a2d88f10a164caf954ff19a4dfbcfb1bac089b27c6cb28ac1.jpg)
Знаменитости тоже не остались в стороне от модного дела чести. Амбер Валетта в соавторстве с Yoox придумала авторский онлайн-бутик, специализирующийся исключительно на этичной одежде с прозрачным прошлым, а Оливия Уайльд стоит за проектом Conscious Commerce. В 2014 году осознание того, что свитшот из светшопа — это отвратительно, стало массовым. 2014-й был временем благих намерений и ответственных начинаний, а 2015-й станет годом их первых ощутимых результатов.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/51/de/51de447e43570a0daef8715ef8c4aabe03b10a93ba32e5ce86271bb417a4998c.jpg)
Разновозрастной
Индустрии моды и красоты стали союзниками в борьбе с эйджизмом, дискриминацией по возрастному признаку. У пятнадцатилетних моделей больше нет монополии на работу на подиумах, обложки журналов и участие в рекламных кампаниях. С одной стороны их норовят потеснить восьмилетние, о чем свидетельствует случай первой девочки-супермодели Кристины Пименовой. С другой — наметилась красивая тенденция уважения к старшим. В уходящем году 93-летняя it-girl Айрис Апфель рекламировала MAC, 68-летняя Шарлотта Рэмплинг и 54-летняя Тильда Суинтон по очереди побывали лицами NARS, а 65-летняя Джессика Лэнг — лицом Marc Jacobs Beauty. Конечно, зрелые звезды и раньше рекламировали косметику, но изображения нещадно выравнивались и сглаживались ретушерами, а рекламируемая ими косметика в основном была антивозрастной. Теперь это просто знаменитые красивые женщины, с неизбежными морщинами, неровностями и порами, рекламирующие помаду. Мода почти не отстает: в новой кампании Versace солирует 56-летняя Мадонна, 71-летняя Джони Митчелл красуется на постерах Saint Laurent, а 80-летняя Джоан Дидион стала лицом Celine. Универмаг Selfridges, который в это время года традиционно посвящал витрины Bright Young Things, прикинув возможности другого важного и недооцененного рынка, заменил их на Bright Old Things, то есть людей в возрасте, преуспевших во второй или даже третьей карьере.
![Айрис Апфель в рекламной кампании MAC](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9c/d6/9cd60557049cf707e04c0d6aae8164dc3c5c696e0f098aa15e54aab6fa249f4f.jpg)
![Шарлотта Рэмплинг в рекламной кампании NARS](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/e7/1ae7b1fed765456254c2d7e44e38f718ab7ac8469acd26085662206569711a53.jpg)
![Тильда Суинтон в рекламной кампании NARS](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7a/a5/7aa51c8790839600b78979e011f33507a045b37effcc281540bdcb669c6ee6c4.jpg)
![Джессика Лэнг в рекламной кампании Marc Jacobs Beauty](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/40/a4/40a46536561f8bfae2377afe79daf7ca3be0105bf13f2e6fedbe288cb7533d7b.jpg)
![Мадонна в рекламной кампании Versace](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7f/f8/7ff8de4520dfaaa005b02c7e91b98b75badbe577adcceab0292c98da66f7c495.jpg)