Илья Колмановский /

Что бы вы выбросили из музея?

Главная драгоценность любого музея — это кубометры в объеме запасника. Места всегда не хватает, и всегда надо решать: что выбросить? Сегодня слово за вами 

+T -
Поделиться:

В Лондоне, в UCL, закончилась выставка Disposal, целью которой было привлечь внимание публики к проблеме дефицита места в музеях. Я хорошо понимаю организаторов выставки, которые хотят посвятить окружающих в свои муки: ведь сердце же кровью небось обливается, когда списываешь какую-то славную вещь. Я вообще думаю: надо не выкидывать, а делать аукционы с копеечными ценами — пусть люди берут себе домой. Такое получится распределенное хранение. Нет?

Стеклянные слайды, которые использовал на лекциях физик Джон Флеминг, изобретатель ТК. Вроде историческая вещь. Но хранить ли ее?

Фото предоставлено UCL (University College London)
Фото предоставлено UCL (University College London)

 

Бобины с оригиналами съемок NASA лунной поверхности, сделанных в 1969 году, в год высадки на Луну. Все давно оцифровано. Выкидывать?

Фото предоставлено UCL (University College London)
Фото предоставлено UCL (University College London)

 

Череп гиппопотама

Фото предоставлено UCL (University College London)
Фото предоставлено UCL (University College London)

 

Образцы почвы из канала под Ла-Маншем. Археологи могут изучать их, делая анализ пыльцы растений — это дает сведения о климате и флоре давних эпох.

Фото предоставлено UCL (University College London)
Фото предоставлено UCL (University College London)

 

Пикниковая корзинка Агаты Кристи, точнее, второй жены первого мужа Агаты Кристи, то есть вообще-то совершенно не Агатина Кристина корзинка, но вроде бы как-то близко. В топку?

Фото предоставлено UCL (University College London)
Фото предоставлено UCL (University College London)

 

Радиоактивные образцы, которые химик Уильям Рамзи использовал в эксперименте, за который получил Нобелевскую премию. Ну где их хранить? Зачем? А выкинуть — куда? И не обидно ли?

Фото предоставлено UCL (University College London)
Фото предоставлено UCL (University College London)
Комментировать Всего 3 комментария

Наверное, я скажу что-то крамольное и совершенно не актуальное, но я убеждена в том, что музей должен быть исключительно демонстрационной площадкой, но не обладателем сокровищ. Радиоактивные образцы, если не ошибаюсь, это - обычно дело государственное, как именно и где хранить такую "красоту". А вот предметы изобразительного искусства, по-моему, обязаны храниться в частных коллекциях, с тем, чтобы время от времени выставляться в музейных и галерейных залах. Для того, чтобы предметы искусства жили, как можно дольше, их нужно любить, как свои. Но ни один музей мира не в состоянии обеспечить их этой любовью. Во всяком случае, я не верю в любовь коллективную. Лувр - самый страшный из музеев, на мой взгляд - во всех аспектах. Как и наш отечественный - на Кропоткинской.

Помимо искусства, есть бесчисленное множество музейных жанров. Зоомузеи, музеи истории, истории науки и медицины; на Западе эта культура развита больше чем у нас. Настолько, что есть большая проблема: как провести границу, что ценно, а что мусор, что хранить, а что выбросить. Радиоактивные образцы - это глубоко сентиментальная вещь, потому что им сто лет и они сыграли роль в истории науки.

Илья, я имела в виду, что если решить дело хотя бы с искусством - уже легче будет. Касательно "других жанров", я думаю, хранить в музеях стоит лишь особо выдающиеся экспонаты и, главное, только те из них, которые не составляют никакой угрозы здоровью и жизни посетителей.