«Оскар» — не только награда, это еще и шоу, и в шоу организаторы превращают даже такую формальную вещь, как оглашение номинантов. Проснулись засветло и не поленились приехать на Беверли-Хиллз к 5.30 утра по Лос-Анджелесу, в переполненный кинотеатр имени Сэмюэля Голдвина (великого продюсера и одного из основателей Голливуда), президент Киноакадемии Шерил Бун Айзекс, актер Крис Пайн и режиссеры Альфонсо Куарон и Джей Джей Абрамс. Все только для того, чтобы огласить имена тех, кто поборется за вручение премии. 15-минутная процедура состояла из двух частей: уже три года подряд на мини-церемонии объявляют претендентов во всех 24 номинациях. Вы можете ознакомиться с полным списком на официальном сайте премии oscar.go.com. А здесь коротко представим тех, кто номинирован за лучший фильм, актерские работы и фильм на иностранном языке.

С этой, особо важной для нас категории, и начнем. Вот пятерка тех, кому не повезло родиться в Америке, но посчастливилось попасть в число номинантов на премию «Оскар».

1. «Левиафан» Андрея Звягинцева — о нем много чего у нас написано, коротко, но по сути — в итогах 2014 года.

2. «Ида» много работавшего в Британии поляка Павла Павликовского, черно-белая драма о национальной вине: в Польше рядовые граждане ответственны за геноцид евреев во время Второй мировой не меньше, чем немецко-фашистские захватчики.

3. «Мандарины» грузинского режиссера Зазы Урушадзе представляют тем не менее Эстонию: действие разворачивается в Абхазии в 1992-м, последние жители эстонского поселения, не успевшие вернуться на историческую родину, оказываются втянутыми в военный конфликт Грузии и Абхазии.

4. «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, мавританца с дипломом ВГИКа; подробнее об этой красивой пацифистской притче — в моем репортаже с Каннского фестиваля.

5. «Дикие истории» аргентинца Дамиана Сифрона, продюсерский проект Педро Альмодовара, как раз на днях выходят в наш прокат. Чуть подробнее — опять же, в репортаже с Каннского фестиваля, где состоялись премьеры трех из пяти номинированных на «Оскар» картин.

Есть сколь распространенное, столь и ошибочное мнение, что предшествующая «Оскару» раздача «Золотых глобусов» — генеральная репетиция премии. Совпадения, конечно, бывают и нередко, но никаких закономерностей из этого не следует. «Золотые глобусы» вручают представители иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, то есть неамериканские журналисты, среди которых есть и наш постоянный контрибьютор Нелли Холмс. «Оскар» — цеховая награда, здесь голосуют совсем другие люди — собственно те, кто делает американское кино, а не пишет о нем. «Левиафан», который, в конечном счете, говорит о слабости человека, его ничтожности и под властной дланью, и перед Господом Богом, и в столкновении с собственными страстями, не слишком вписывается в победительную голливудскую традицию, где человек всегда звучит не жалко, а гордо. С другой стороны, для американцев этот полузапрещенный на родине, подвергшийся цензурным изменениям фильм — олицетворение российской фронды, пусть и робкого, но все же неповиновения государству. Джордж Клуни, щеголявший в футболке, где Путин окрещен матерной кличкой, рифмующейся со словом «кайло», и прозвищем «террорист номер один», в Голливуде не одинок, так что шансы у «Левиафана» есть. Но велика вероятность, что победит «Ида». Она только что получила приз Европейской киноакадемии — а год назад, например, вкусы американских и европейских академиков совпали, везде победила «Великая красота» Паоло Соррентино.

На лучший фильм претендует всего восемь картин — число номинантов уменьшается с каждым годом и того и гляди скоро вернется к традиционной пятерке.

1. «Американский снайпер» — второй (после гениального мюзикла «Парни из Джерси») за год фильм патриарха Клинта Иствуда, байопик, основанный на реальной истории «морского котика» Криса Кайла.

2. Квазифантастическая комедия о людях и театре «Бердман» Алехандро Г. Иньярриту — подробности в репортаже с Венецианского фестиваля, который «Бердман» открывал. Иньярриту представлен и в персональной режиссерской номинации.

3. Уникальная сага Ричарда Линклейтера «Отрочество», вымышленные герои которой взрослели вместе с исполнителями ролей (подробнее — в итогах-2014). Персональная режиссерская номинация у Линклейтера тоже есть.

4. «Отель Гранд-Будапешт» Уэса Андерсона, исторический детективный фарс, который тоже есть в наших вышеупомянутых итогах. И как режиссер Андерсон, разумеется, номинирован.

5. «Игра в имитацию» норвежца Мортена Тильдума (в номинацию «Лучшая режиссура» он также вошел) — жизнеописание легендарного британского математика и криптографа Алана Тюринга, ученого, стоявшего у истоков информатики. Во время Второй мировой войны его труды помогли британским военным взломать код Enigma. Но родина оказалась к Тьюрингу неблагодарной: в 1952-м он был осужден за гомосексуализм, приговорен к гормональной кастрации и погиб в 1954-м от отравления цианидом при невыясненных обстоятельствах. Королевское помилование было даровано ему лишь в 2013 году, а в конце прошлого года Pet Shop Boys исполнили на BBC величественную ораторию, посвященную Тьюрингу — Man from the Future.

6. «Сельма» — еще одна благородная биография: Мартина Лютера Кинга, организовавшего марш за равные избирательные права. Маршрут пролегал от Сельмы до Монтгомери, южный, совсем недавно рабовладельческий, штат Алабама, 1965 год.

7. «Теория всего» Джеймса Марша фигурирует в российском интернете под названием «Вселенная Стивена Хокинга», потому что это и есть биография молодого Хокинга и его жены Джейн.

8. «Одержимость» — с относительным успехом (для фильма, выпущенного небольшим количеством копий) прошедшая и по нашим экранам индидрама о тоталитаризме на примере отношений молодого барабанщика с матерым джазменом (чуть подробнее — в гиде по фествалю «Амфест», на котором состоялась российская премьера).

На премию за лучшую женскую роль претендуют:

  • Марион Котийар — за роль психически неуравновешенной и активно ищущей справедливости после незаконного увольнения сотрудницы в драме братьев Дарденнов «Два дня, одна ночь».
  • Фелисити Джонс — за роль жены Стивены Хокинга в «Теории всего».
  • Джулианна Мур — за по-настоящему великую роль профессора лингвистики, сраженной ранним синдромом Альцгеймера, в драме «Все еще Элис».
  • Розамунд Пайк — за, на мой вкус, на редкость неубедительную работу в «Исчезнувшей» Дэвида Финчера.
  • Риз Уизерспун — за роль женщины, отправившейся в пешее путешествие длиной в тысячу миль, в фильме «Дикая»; поставил его канадец Жан-Марк Валле, напомню, что год назад именно работа в его «Далласском клубе покупателей» принесла победу Мэттью Макконохи и Джареду Лито.
  • А вот пять претендентов-актеров:

  • Стив Карелл — за роль тренера, патриота, латентного гомосексуалиста и убийцы в «Ловце лис» Беннета Миллера.
  • Брэдли Купер — за роль «Американского снайпера» Криса Кайла.
  • Бенедикт Камбербэтч — за роль Алана Тьюринга, ученого и жертвы гомофобии, в «Игре в имитацию».
  • Майкл Китон — за роль актера в поисках былой славы и силы в «Бёрдмане».
  • Эдди Редмейн — за роль молодого и здорового Стивена Хокинга в «Теории всего».
  • Академики явно тяготеют к подлинным биографиям и недвусмысленной социальной позиции — увы, их вниманием остался обделен мой любимый американский фильм прошлого года «Судья», только Роберт Дювалл номинирован за роль второго плана. Кто победит, станет известно 22 февраля. Есть время все посмотреть.