Серго Устяну 35 лет. В настоящий момент он учится на пятом курсе ВГИКа, в мастерской Сергея Александровича Соловьева. До ВГИКа Серго провел год в Институте искусств Денвера, штат Колорадо. В его фильмографии уже немало работ, снятых, в том числе, и в Америке, и в Армении. Мы хотим показать самую смешную и необычную — черную (но при этом и светлую) комедию взросления «Пахан». Зрители реагируют на фильм по-разному, автор из-за этого не переживает: «Кому-то нравится, кому-то не очень. Я спокойно отношусь к критике». И к славе Серго тоже равнодушен — он осознанно не отправлял фильм на фестивали: «Даже на вгиковском был только один показ. И в интернет еще не выкладывал». Онлайн-премьера «Пахана» — у нас.

Дружба народов. Я мечтал о таких киношколах, как ВГИК, о киношколе в Лодзи, о FEMIS, FAMU, но, к сожалению, поступить в эти вузы у меня не было никакой возможности. Во ВГИК я попал случайно. После шести лет жизни в Штатах я вернулся в Армению, в Национальном киноцентре Армении снял короткометражный фильм по пьесе Уильяма Сарояна, маялся то здесь, то там, работал на ТВ монтажером. И по рекомендации директора киноцентра меня отправили во ВГИК учиться от министерства культуры Армении. Мне было тогда уже 30. За эти пять лет я очень полюбил ВГИК. Здесь удивительно дружелюбная и творческая атмосфера. Репетиции, показы, съемки — всё происходящее в стенах ВГИКа стимулирует к работе, и это очень круто.

Дорожная школа. После окончания школы из Тбилиси я поехал в Ереван — поступать на юридический, а поступил на режиссерский факультет. В семнадцать лет трудно делать осознанный выбор. Почему я хотел поступать на юридический, для меня остается загадкой. Ведь, чтобы на кого-то учиться, надо очень сильно любить и увлекаться чем-то. Иначе никакого смысла в этой учебе нет. На юридический не пошел, потому что обучение стоило очень дорого. Я пересмотрел списки вузов и профессий и остановился на кино — режиссерском. Поступил, но долго не проучился. Уровень обучения меня не устраивал. Спустя некоторое время я сдал летнюю сессию и уехал в Штаты на три месяца по программе Work & Travel. Но моя работа и путешествие по Америке затянулось на шесть лет. 

Нет повести счастливее на свете. Есть одна очень наивная пятиминутная комедийная история, которую я снял в Лос-Анджелесе. Значит так. Мой друг из Еревана, с которым мы вместе учились в одном вузе, переехал в Калифорнию и поступил в AFI на оператора. Он мне звонит и говорит: «Киношкола нам выдает 16 мм пленку на съемки учебного задания. Придумай что-нибудь, приезжай, снимем». Я сел в самолет и во время полета из Денвера в Лос-Анджелес написал маленькую смешную историю под названием «Ромео и Джульетта: счастливая версия».

Сам Лос-Анджелес — это такая большая съемочная площадка, там каждый второй хочет сниматься в кино, поэтому, когда я дал объявление о кастинге, мне на почту пришло огромное количество заявок. Я выбрал несколько актеров, которые по фотографиям показались наиболее подходящими по типажам. На главную роль я взял девушку, которая играла в сериале «C.S.I. Место преступления». Актерская техника в Америке отличается от нашей, на съемочной площадке актеры максимально сосредоточены и полностью погружены в роль, поэтому с Беки было очень легко работать. Мы сняли фильм за пару дней в городе, где съемки кино являются повседневной жизнью. Это моя первая и пока единственная работа, снятая на пленку. 

Реальный пахан. Сценарий «Пахана» Миша Хуранов написал задолго до того, как мы его сняли. Просто когда наступило время курсовой работы, я вспомнил про него и предложил Мише снять эту историю. Ему же досталась главная роль. Мне он показался на тот момент самым настоящим героем этого сценария. Я уверен, что Миша его написал под свой типаж. Он очень естественный и органичный. Мне сложно представить себя говорящим ему: а сыграй вот такого «Пахана», c таким-то выражением лица, скажи это с такой-то интонацией. Он в кадре такой, какой в жизни, просто переживает данного персонажа и всё. 

Плов — делу венец. С Мишей мы жили на одном этаже во вгиковской общаге. Потом он переехал. Он иногда давал мне читать свои истории. Тогда же дал прочитать «Пахана». Он отлично пишет и очень вкусно готовит. После съемок фильма Миша приготовил настоящий кабардинский плов, купили вина и со всей съемочной группой отметили завершение работы. 

Спасительный ЦПКиО. Некоторые места, например планетарий, были заложены в сценарии. Там еще была сцена на крыше высотного дома. Но вгиковская киностудия не разрешила снимать на крыше, аргументировав тем, что это небезопасно. Было очень обидно, потому что сцена на крыше здания играла ключевую роль в фильме. Пришлось снимать на смотровой площадке парка Горького. 

Грипп в носу. Детей и всех остальных актеров я искал на различных кастинг-сайтах и группах в соцсетях. Встречался, общался, снимал на камеру, просматривал. У Саши Новицкого очень хорошие актерские способности, но с ним было нелегко работать. Саша — очень подвижный ребенок, он бегал, прыгал, кувыркался по снегу и льду в 20-градусный мороз, вследствие чего он простудился и долго лечился. Пришлось на две-три недели отложить съемки, которые начали в феврале, а продолжили и закончили уже в марте. 

Мороз без солнца. Когда мы с Мишей стояли на улице, люди, видя Мишины наколки на руках и услышав его манеру говорить, по-быстрому проходили куда подальше. А еще как-то Миша проспал смену. Я к нему приехал на метро часов в шесть утра, чтобы потом вместе поехать на площадку. Стал ему звонить на телефон, звонил в домофон, никто не отвечал. А так как у Миши плохо со слухом, и спал он без слухового аппарата, он не слышал ни телефонных звонков, ни звонков домофона. В итоге я простоял на холоде около двух часов. Февраль. Раннее воскресное утро. На улице около минус двадцати. Я стою у подъезда и жду, чтобы кто-то вышел, а я смог войти. Накинул на себя все, что нашел в рюкзаке, достал маленький термос с чаем и стал пить, чтобы не замерзнуть. И вдруг открывается дверь, и из подъезда выходит женщина. Увидев меня, она оттолкнула меня со словами: «А ну-ка!» Я, конечно же, в таком виде, с термосом в руке, начал ей объяснять, что я режиссер, приехал за актером, а он проспал, мне надо к нему, он тут живет... Женщина даже слушать не стала мой бред и ушла. Она подумала, что я бомж, который просто решил погреться в теплом подъезде. 

Другой Новый год. Референсов никаких я в голове не держал. Единственное, я хотел получить фильм с новогодней атмосферой. И очень просил у вгиковской киностудии разрешить начать съемки в новогодние каникулы. И снять всю натуру в эти дни, чтобы в кадре запечатлеть атмосферу праздника, которая прямо висит в воздухе. Люди, город — все выглядит и ощущается по-другому в эти дни. К сожалению, нам не разрешили, и съемки назначили на февраль. Но всей этой новогодней атмосферы уже не было, а создать своими силами нам не позволял бюджет в 100 000 рублей. Увы, на вгиковской киностудии много преград, много запретов. Хотелось, чтобы их не было, и хотелось бы, чтобы просьба студента относительно его работы не расценивалась как некий каприз, а воспринималась как необходимая составляющая для реализации художественного замысла. 

Возможные ассоциации. Про «Физрука» — это случайность. Снимая «Пахана», я даже не знал про этот ситком. Несколько серий увидел только осенью, мне интересно было посмотреть на моего одногруппника, Даню Вахрушева, который там играл. Но я не думаю, что наша короткометражка чем-то похожа на «Физрука». Если только криминальное прошлое главного героя, повадки и, возможно, характер. 

Просто отцы. Когда я искал тему для курсовой, у меня было огромное желание найти что-то такое, чтобы не быть похожим на студентов — псевдо-Тарковских и псевдо-Бергманов, которые порой снимают только для того, чтобы угодить своему мастеру, сами не понимая, о чем они сняли. Сценарий «Пахан» оказался именно тем, что я искал на тот момент: понятный, простой, про людей, про отношения отца с сыном, про отцовство. В фильме идет речь о четырех отцах. Все они разные, и все они по-разному воспитывали своих сыновей. Очень мужественная тема и искренняя. Этим она меня зацепила. 

Путь к диплому. Закончил монтаж дипломного фильма, который в октябре прошлого года сняли в Кабардино-Балкарской Республике. Там играют актеры из театров Нальчика и студенты Северо-Кавказского института искусств. Надеюсь, в феврале закончим все остальные этапы постпродакшна. Это совершенно другое кино, про другие чувства, там другие конфликты. И по стилистике оно тоже отличается от фильма «Пахан». В мае будет показ на защите диплома. 

Что дальше. Есть сценарий восьмисерийной криминальной драмы. Я предложил главную роль Денису Шведову, он прочитал, ему понравился сценарий. И есть очень интересная идея новогодней комедии с молодыми и красивыми актерами. Жанр — комедия, фэнтези. Их написал мой знакомый сценарист из Беларуси, с которым мы уже работали над коротким метром. 

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].