Марк, контент-менеджер социальных сетей lifestyle-издания:

Вчера у меня была аудиенция с начальством. Когда начали спрашивать, каким я вижу свое развитие в компании и какие у меня планы на год, я, разумеется, заговорил о деньгах. Мне сказали, что индексирование не планируется. В нашем издании зарплаты не уменьшают и не увеличивают, потому что уже некуда ни увеличивать, ни уменьшать. Меж тем объем задач и у меня растет: до этого я единолично вел рубрику в издании, а теперь в мои обязанности входит еще и ведение соцсетей. Не думаю, что на мое место засматриваются толпы конкурентов, потому что при огромном объеме работы зарплата довольно небольшая, и я знаю, что до моего появления поиск сотрудника на это место шел несколько месяцев.

Мы работаем совсем без выходных, семь дней в неделю; одному из сотрудников, который тоже просил прибавки, предложили вместо денег один выходной в неделю. Мне в работе всегда важно видеть перспективу, но у нас перспективы нет ни в денежном плане, ни в карьерном — мне на моей должности некуда расти. Буду потихоньку искать новую работу, хотя сейчас куда ни кинешься — везде не ахти. Мне повезло, что у меня есть дополнительный заработок.

Доллар растет, а жить хочется как раньше. Но рационально ли просить прибавку к зарплате, когда вокруг сокращают товарищей? 

Давайте разбираться.

В ближайшие полгода вам поднимут зарплату, если: 

— вы ключевой сотрудник подразделения, которое приносит основную прибыль компании;

— вы ключевой сотрудник компании-конкурента, который может принести прибыль компании, которая вас нанимает;

— вы знаете или умеете что-то уникальное для этой компании (например, вы — финансовый директор компании, где не совсем чистая бухгалтерия) и вы собрались на выход;

— вы то лицо (имя, фигура) компании, которая ассоциируется с компанией и ее благополучием;

— вы умеете «брать» государственные деньги: лоббирование, тендеры, заказы и иные формы;

— вы приносите основной поток пользователей (например, классическая ситуация: всем в редакции снижают зарплату, а ведущему колумнисту в это время повышают, чтобы он не ушел).

Всем остальным в ближайшие полгода просить бесполезно. Ну, то есть просить можно, но вот получить практически нереально.

Как просить? 

Во времена кризиса мало работают аргументы: у меня долларовая ипотека, у меня родился ребенок, у меня заболела мама. Конечно, руководители тоже люди, но им ближе проблемы своей компании, чем ваши — в конце концов, они действительно не просили вас рожать или брать ипотеку.

Слабо работает традиционный метод шантажа «жирных» времен про то, что конкурент предложил вам больше (если вы не входите в категории людей, которые я перечислила выше). Вероятность услышать в ответ от начальства: «Очень рады за тебя, делай отвальную!» чрезвычайно велика.

Работает только экономическое обоснование: посчитайте, сколько прибыли вы приносите компании в кризис (в деньгах, в посетителях, в оптимизации налогов и пр.), и честно выкладывайте начальству эти цифры, требуя делиться.

Сколько просить? 

В кризис очень редко готовы повышать фиксированную часть оклада. Все переходят на KPI, в том числе переводят и тех сотрудников, на которых это раньше не распространялось. Например, экономия от налогов — некий ее процент может стать вашей премией (существуют разные схемы уменьшения налогов. Не все они законные, но сейчас их снова стали активно применять. Обычно финдиректору, который придумывает и реализует эти схемы, платится процент с уменьшенной налогооблагаемой базы).

Поэтому смотрите предыдущую главу и требуйте части того, что вы принесли компании.

Если же речь идет о повышении фиксированного оклада труда, традиционный рост на переходе и антихантинге (мне сделали интересное предложение, но я остаюсь) — 15-20 процентов от текущего вашего дохода (не просто фиксированной зарплаты, а именно дохода, куда входит все).

Еще один вариант вознаграждения — отложенные опционы (очень модные у нас с октября): компания понимает, что вы ценный сотрудник, но не может повысить зарплату из-за текущего положения дел. В этом случае руководство предлагает вам некий опцион (тут каждый договаривается индивидуально) с правом реализации после кризиса (чаще всего через три года от текущей даты договоренности). Пользоваться ли этим — решать вам: тут вопрос, насколько вы верите в будущее своей компании. Но, если решили пользоваться, обязательно пропишите все обязательства документально и при помощи юриста, чтобы через три года не оказаться с филькиной грамотой.

Основной риск 

Намереваясь просить повышение зарплаты в кризис, вы можете ускорить свое увольнение. Вполне возможно (в больших компаниях это случается сплошь и рядом), что ваше начальство вообще не помнит, кто вы и чем занимаетесь. И увидев вас, да еще и с требованием «хочу денег», начальство может заинтересоваться: «А кто это такой и нужен ли он нам вообще?» И результат порой бывает прямо противоположный тому, что вы хотели. Сегодня с утра я, например, собеседовала кандидата, оставшегося без работы после похода за премией.

Так что, идя за надбавкой, подумайте, не окажетесь ли вы по результатам разговора на улице. И если есть хоть малейшие сомнения, лучше отложите просьбы на полгода.

Ну и удачи вам!