На прошлой неделе у нас в блоге «Дети» состоялась обширнейшая дискуссия о родительских опасениях, и в качестве одного из ее ответвлений мы затронули такую актуальную на сегодняшний день тему, как «уход» детей и подростков в интернет. И согласно решили в следующий понедельник углубить этот отдельный аспект нашего обсуждения.

Часть мнений я приведу прямо здесь, в этом посте, но интересного и важного для читателей, с моей точки зрения, было очень много, и одновременно с разных концов мира мне написали родители — не члены проекта, которые очень хотели бы ознакомиться не только (и может быть, не столько) с моим текстом, но и с дискуссией. Поэтому я приняла решение еще часть материалов просто скопировать и выложить в своем личном блоге, чтобы все читатели (а не только участники проекта «Сноб»)  могли с ними ознакомиться. Так что, кому интересно больше, заходите в мой блог, там оно уже есть под заголовком «Интересные мнения». Более того, с дискуссией, которая, я надеюсь, состоится по теме «Дети и интернет», я поступлю точно так же — спустя три-четыре дня помещу выбранные мною, самые интересные места из нее в свой блог, чтобы не только мой текст, но и важные мнения умных, оригинальных и состоявшихся людей — журналистов, педагогов, психологов, опытных родителей и т. д. — были доступны всем заинтересовавшимся этой темой читателям. Спасибо и простите за отступление. Теперь к нашей теме.

Среди сегодняшних обращений родителей к психологу тема: «он(а) все время сидит в инете и его (ее) оттуда не выгнать» по частоте, пожалуй, может соперничать только с двумя: «он(а) не хочет учиться» и проблемы периода установления границ у детей в возрасте от полутора до трех лет.

Формулируются все эти жалобы удивительно однообразно:

«Если его оставить в покое, так он сразу хватает планшет, или телефон, или садится к компьютеру, и все, больше ему ничего не надо и ничего его не интересует. Гулять, еда, про уроки я уж вообще молчу. Сам он никогда не встанет, никакой надежды на его сознательность нет, у моей подруги лбу уже девятнадцать, бросил институт, так и сидит ночи напролет, играет. Я вот этого именно и боюсь…»

«Я предлагаю все время, но он не хочет ни в какие кружки, отлынивает, как только можно: голова болит, устал, все такое, но я ночью прохожу мимо его комнаты и вижу — экранчик светится… Что же дальше-то будет?»

«Мы во дворе играли, по крышам лазили, к друзьям ходили, а они? Тут вот по моему настоянию пригласили двух его одноклассников, так что, вы думаете, они сделали? Сели все трое к компьютеру и стали играть! Я говорю: что ж вы делаете? А общаться?! А они мне: мы так общаемся, а в компьютер нам дома запрещают!»

«Это же зависимость настоящая, без дураков! Она как зомби с этим компьютером делается, а если отнять, так настоящий синдром отмены: злая, раздражительная, на всех кидается, даже озноб у нее делается, зубы стучат, без дураков, я вижу, что она не притворяется… Кто-то там наших детей из этого мира в тот сманивает… Сами рассудите: водку и сигареты детям не продают, с наркотиками хоть как-то борются, а здесь что же?»

И одновременно со всем этим есть множество семей, где дети, вырастая, спокойно, свободно и разнообразно пользуются всевозможными компьютерами и интернетом как важным и полезным источником информации и инструментом общения, и ничего особенного и зловредного из этого не проистекает.

Понятно, что все семьи из первой части моего рассказа (где прямые цитаты) хотели бы, чтобы у них было, как у семей из второй. Причем этого равно хотели бы и дети из этих семей (прекратить «большую компьютерную войну детей и родителей»), и родители. Давайте попытаемся вместе разобраться, от чего это зависит.

Вот что с ходу приходит в голову.

1. Есть разные дети с разными особенностями нервной системы и по- разному сформированными волевыми механизмами. Если интернет действительно формирует зависимость, то на него все закономерности, касающиеся зависимостей, и распространяются. При наличии водки в свободной продаже тоже далеко не все спиваются. Но никто не может гарантировать, что именно вашему ребенку повезет. Если это так, то детям (особенно маленьким) гаджеты и  инет лучше просто не давать. Обеспечивать контроль должны родители, потому что мир в лице капиталистических корпораций (так же как в случае табака и алкоголя) заинтересован прямо в обратном: как можно больше зависимых потребителей, и начинать лучше с детства-подростковости, тогда зависимость крепче и надежней.

Эту точку зрения у нас в прошлой дискуссии поддерживала Алекс Лосетт: «…Дети приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Если их взять на детскую площадку или в бассейн, то они будут играть. Если они дома — они будут сидеть, уткнувшись в компьютер.

После неоднократных попыток их нормировать,  в нашем доме компьютерные игры были запрещены. Ценой проб и ошибок я поняла, что проще их запретить вообще вместо того, чтобы месяц за месяцем, год за годом работать цербером при “маленьком обманщике”, который все время или ноет, или пытается оторвать “еще минуточку” у компьютера — такое “общение” просто отравляло наши взаимоотношения.

Секрет в том, что компьютерные игры и сайты для детей специально создаются, чтобы создавать у пользователей зависимость. Могу процитировать из уважаемых источников, хотя немного лень искать недавно встреченную цитату на эту тему. Индустрия создания сайтов, так же как индустрия создания сериалов, интересуется только одним: сколько глаз смотрят сериал и как продать рекламодателям рекламное время на сериале. Погоня за максимальной наживой — это самое главное. Все остальное для них не принципиально, включая судьбу детей и общества. Пока дети “масс” тупеют, гоняя по экрану тени, СВОИМ детям за большое количество денег они наймут лучших преподавателей и тренеров, построят поля для поло, гольфа и крикета».

2. Все дети приблизительно одинаковы, и все хотят играть в компьютер. Но полный запрет приводит к картине, прямо обратной желаемой, ибо запретный плод сладок чрезвычайно. Когда ребенок выйдет из-под контроля родителей (а рано или поздно это случится), у него может «снести крышу», и та самая страшная зависимость тут-то быстренько и сформируется.

А вот если не ограничивать, то, наоборот, все сформируется как естественный навык поколения. Эту точку зрения высказывала в нашей дискуссии Любовь Мачина: «…Из личного интереса — пытаюсь понять: или я такая мать-молодец, или мне просто повезло с ребенком. Потому что у нас при полном доступе ко всем детским соблазнам (сладости, игрушки, гаджеты) никаких зависимостей (тьфу-тьфу) нет… Возможно, еще влияет то, что я часто обсуждаю с дочкой ограниченность ресурсов (времени, денег). "Через час ложиться спать: успеешь сделать одно большое дело. Можно посмотреть мультики, а можно нарисовать тот комикс, который ты придумала" (человек думает и решает, что диск с мультиками никуда не денется, а рисовальное вдохновение может и пройти, надо его ловить). 

Я вообще думаю, что для их поколения использование компьютеров вообще не будет поводом для дискуссий. Так, еще один прибор дома. Нужен холодильник — идем к холодильнику, нужен унитаз — идем к унитазу, нужен компьютер — идем к компьютеру. А предки, небось, тоже копья ломали — подрывает ли теплый клозет исконную духовность и не вредно ли для здоровья хранить еду в холодильнике».

3. Дети и подростки разные. Интернет опасен, как любой Новый Мир. У многих никаких защитных механизмов против его опасностей и формирования конкретно этой зависимости нет. Единственное спасение и шанс адаптации — постепенное, в сопровождении родителя или иного учителя (просвещение и, конечно, ограничение), исследование «поляны» и поэтапное формирование самоконтроля. Трудности: поколение родителей часто «само не умеет». Впрочем, сейчас уже вступило в жизнь и размножилось первое поколение инет-детей, так что ситуация вот-вот должна улучшиться. Этой точки зрения в прошлой дискуссии придерживались Ксения Букша и я.

Ксения: «Но таки надо учить уметь с ними быть. И надо учить бороться с корпорациями! Знать и не влипать! Надо учить существовать в заминированном обществе и уметь презреть его ловушки, а для этого знать их! Чтоб понимал разницу между кайфом от решенной задачи или доплыванием до буйков — и кайфом от танчиков. Это трудно, но это надо, это вызов и нам, и им… Но я все равно не считаю, что надо танчики запрещать… в этом смысле моим детям повезло. Я уже из того поколения, которое интернетное. И лет в 18-20 сама познала приличную интернет-зависимость, которая в моем случае была усугублена тем, что я в интернете зарабатывала деньги (онлайн-торги). Сутками там сиживала, в графики втыкала)). А сын большую часть интернетного времени играет в шахматы с другими онлайн-игроками (людьми, то есть) или фильмы смотрит. Что греха таить, я усиленно втюхиваю ему, пока могу)), о вреде "тупых коммерческих игрушек, оболванивающих мозг" — и пока у него отношение такое: человек изредка хочет в это окунуться, ибо знакомые играют, а потом долго не просит, "это все равно что семечек наесться". Объяснила про порно, про интернет-утки ("родился мальчик с десятью глазами"), про рекламу и рекламные статьи, про троллей... — не специально, конечно, а по мере попадания на эти вещи... — про злобные вирусы, да и про хитрожопых "шахматистов", которые спецом не делают ход — ждут, пока ты потеряешь терпение и закроешься, а им накрутится рейтинг "за победу":))) — так что пока я веду по лесу, а там, глядишь, и сам пойдет».

Катерина: «Я вижу в электронных сумерках не только инструмент, а именно лес, вселенную. Там можно найти друзей, врагов, сокровище, опасность, там можно погибнуть (есть прецеденты) или родиться заново (тоже есть прецеденты). Там есть свои законы, тайны, людные шоссе и тайные тропки. Там прячутся чудовища и манят сияющие вершины. Это только что открытая и создающаяся прямо на наших глазах вселенная, это Новый Свет, и неудивительно, что туда так манит молодежь и наших детей. Так всегда было, во все времена. Если бы человечество развивалось в направлении космической экспансии, реклама сейчас заманивала бы наших детей в "свободный космический поиск". Опасность погибнуть? Ну разумеется. В начале освоения реального Нового Света гиб чуть ли не один из трех кораблей, отправлявшихся в трансконтинентальное плавание. Но новые земли продолжали манить, и постепенно мореплавание совершенствовалось... При этом вот что критически важно, на мой взгляд: все лесные народы (а мы УЖЕ интернетовский народ) УЧАТ детей ходить в лес: съедобное и ядовитое, опасные и безопасные животные, умение ориентироваться и т. д. Как в лесу развлекаться с друзьями, как там работать, как там прятаться от врагов — этому тоже учат. Никто не пускает детей туда просто и безгранично "погулять". Необученные могут там погибнуть, это все знают. Уникальность нынешней ситуации: родители нынешних подростков и молодых взрослых были степным (безынтернетным) народом, не знающим правил жизни в лесу».

Еще несколько интереснейших личных мнений и этапов дискуссии, просто не помещающихся уже в этот текст, я, как и писала, оставлю в своем блоге.

А теперь, естественно, вопрос к уважаемым читателям.

Что вы думаете по поводу взаимоотношений детей и интернета? От чего больше зависит их здравое формирование: от самого ребенка, позиции семьи, школы, государства, еще чего-то? Нужно ли ограничивать детей при пользовании интернет-возможностями или «пусть плавают, все равно им жить в этом океане»? Надо ли нам их чему-то там учить (и если да, то чему именно), ведь зачастую они там ориентируются гораздо лучше нас с вами? И наконец, очень практически важный вопрос: что делать, если ребенок (подросток, молодой взрослый) там уже «сидит», с разорванными связями в реале, с конфликтом в семье и явным отсутствием самоконтроля? Если у кого-то есть позитивный опыт — делитесь, я вынесу в открытый доступ, десятки (если не сотни) тысяч родителей по всему миру с жадностью ждут любой подсказки и надежды.