«НОС» — ежегодная литературная премия Фонда Михаила Прохорова, главная цель которой — поддержка новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Члены жюри — поэты, прозаики, журналисты и филологи — выбирают победителя на открытых литературных дебатах, которые в этот раз прошли в Центре им. Мейерхольда.

На главный приз — 700 000 рублей — претендовали девять авторов, среди которых Владимир Сорокин, Линор Горалик, Светлана Алексиевич, Александр Мильштейн, Алексей Цветков-младший. Короткий список премии был оглашен в октябре прошлого года на Красноярской ярмарке книжной культуры.

«Долой официоз! Да здравствует настоящая литература!» — такими словами финал премии открыла его бессменная ведущая, литературовед, глава издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. В своей вступительной речи она сказала, что в открытых обсуждениях, которые помогают ответить на главный вопрос: что такое художественность литературы и современный литературный процесс? — заключается суть премии.

«Сегодня в ситуации войны и финансового краха модус чтения изменился, — отметил председатель жюри, поэт и литературный критик Дмитрий Кузьмин, — в шорт-листе премии оказались книги, написанные несколько лет назад, в мирное время. Но почти все произведения сосредоточены на постановке диагноза нынешнему обществу».

Насколько важен смысл литературного произведения в контексте постмодернизма? — именно с этого вопроса начались дебаты между членами жюри. По мнению театрального режиссера Константина Богомолова, «искусство сегодня является той зоной, в которой общество способно анализировать глобальную смену дискурса, а не выводить какие-то конкретные смыслы». С ним не согласилась журналист и критик Анна Наринская, которая убеждена, что задача литературы — именно «сублимировать» смыслы, помогающие человеку анализировать его настоящее. Члены жюри сошлись на том, что главный показатель качества литературного произведения сегодня — это возможность применять его к жизненным обстоятельствам.

Члены жюри обсудили художественные приемы, которыми пользовались номинанты премии. Драматург и сценарист Елена Гремина отметила, что многие авторы в этом году вспоминали свое советское детство, что, по словам некоторых членов жюри, является самым простым способом донести до читателя свои эмоции. Ирину Прохорову удивило, что современные писатели не так активно анализируют постсоветское время.

Основными претендентами на победу стали писатель и драматург Владимир Сорокин и публицист Алексей Цветков.

Действие романа «Теллурия» Сорокина происходит в вымышленном будущем, когда Россия распадается на несколько пространств. «Текст Сорокина — это полифония голосов, сознаний, эстетик. Это не просто постмодернистская игра, это понимание ситуации, где мы сейчас находимся», — сказал режиссер Владимир Мирзоев. Поэтесса Мария Степанова убеждена, что роман Сорокина — первое произведение нового времени, которое показывает, как происходит расслоение современного русского языка.

В книгу Алексея Цветкова «Король утопленников» вошло написанное им за последние пять лет. Название сборнику дал текст, посвященный феномену человеческой власти и осознанию собственной смертности. По мнению членов жюри, книга Цветкова — самая оригинальная среди всех произведений короткого списка с точки зрения формы. «Особенно удались Цветкову смены ракурса, которые мастерски выстроены в повествовании и всегда рождают новый смысл», — сказала Елена Гремина.

В результате голосования жюри победителем стал Алексей Цветков, который получил денежную награду и статуэтку — символ премии. Приз зрительских симпатий достался Владимиру Сорокину: в результате интернет-голосования на сайте премии он набрал 902 читательских голоса.

После награждения Алексей Цветков признался: «Я до последнего был уверен, что награду получит Владимир Сорокин, а я стану со своим вторым результатом такой формалистской приправой к популярной и всем известной книге. Деньги я, конечно, потрачу на подготовку новой революции в России. Зачем они еще? Каждая премия или любое поощрение со стороны институций должны делать меня более критически настроенным как к конкретной системе, так и к капитализму вообще, чтобы ни у меня, ни у моих товарищей не возникало этого двусмысленного ощущения примирения к действительности».

Сейчас Цветков готовит к изданию новую книгу, которая, по его словам, станет самым радикальным из того, что он когда-либо писал. Новая работа Цветкова появится на книжных прилавках уже этой весной.