
Коляска-вездеход и летающие звери. 5 историй социальных предпринимателей
Понятие социального предпринимательства стало популярным благодаря американцу Биллу Дрейтону, основавшему ассоциацию Ashoka. Именно Ashoka одной из первых начала поддерживать социальный бизнес во всем мире. Социальным предпринимателем принято считать предпринимателя, имеющего оформленные обязательства регулярно осуществлять действия для решения общественных задач. Социальные предприниматели компенсируют недостаток какого-либо товара или обеспечивают доступ к услугам, которых нет на рынке и в которых нуждается определенная категория населения. Самоокупаемых социальных проектов в России пока не так много: часто у молодых предпринимателей не получается балансировать между благотворительным и коммерческим фактором, поэтому десятки предложений так и не доходят до потребителя. По данным Агентства стратегических инициатив, социальным предпринимательством в России занимается около 1% компаний. Одно из главных препятствий для развития этого сектора в стране — отсутствие законов. Сегодня социальные предприниматели могут зарегистрировать свой бизнес только в качестве ООО или НКО.
Анастасия Гулявина, куратор бизнес-инкубатора Impact Hub Moscow:
В социальное предпринимательство приходит два типа людей: первый тип — это те, кто хочет спасать мир и ежедневно делать добрые дела. Такие люди вынуждены наступать на горло собственной песне и не раздавать направо и налево какие-то блага, а для начала выстроить опорную систему, на основе которой можно будет делать что-то серьезное и масштабное. Второй же тип предпринимателей просто не понимает основных проблем своей целевой аудитории. Это как в благотворительности: «Хочу помогать детям — отвезу много вещей в детский дом!» Обычным предпринимателям сегодня не так сложно найти инвесторов, а вот с социалкой дело обстоит по-другому: российские инвесторы пока не готовы вкладываться в социальный бизнес, потому что на ранней стадии сложно определить перспективность проекта в такой специфичной для нашей страны сфере.
«Обсервер». Интернет-магазин реабилитационной техники для инвалидов
Стартовый капитал: 8000 евро
Оборот: 1 миллион евро
Когда пять лет назад Роман Аранин говорил о высокотехнологичных инвалидных колясках с полным приводом, в ответ люди крутили пальцем у виска: «Такие коляски в России? Очнись, это невозможно!» Вскоре Аранин создал интернет-магазин «Обсервер», в ассортименте которого были электрические инвалидные коляски на гусеничном ходу. Сегодня «Обсервер» по госзаказу предоставляет инвалидам самые высокотехнологичные средства передвижения, оборудует ступенькоходами крупные российские аэропорты и адаптирует для передвижения колясочников городские пляжи.
Роман Аранин, основатель:
В прошлой жизни я был военным летчиком, имел небольшой бизнес. После аварии, которая произошла на работе, я потерял возможность передвигаться самостоятельно. Только на пятый год после катастрофы я смог поднимать руку, речи о том, чтобы самому крутить колеса на инвалидном кресле, не было. Оказалось, что даже транспортировать нормальную инвалидную коляску из-за границы — это большая сложность. Я задумался: а почему мы, используя опыт и механизмы зарубежных компаний, не можем производить высокотехнологичные коляски в России? Коляску-вездеход я спроектировал для себя сам: запчасти заказывали в Англии, собирали все в Китае. Оказалось, что подобные коляски просто необходимы тысячам людей по всей стране. Тогда мы с другом скинулись и привезли в Россию несколько электрических колясок. Так появился «Обсервер». Поначалу возникало множество самых разных проблем: например, специалистов, которые делают коляски с дыхательным управлением, просто не существует. Нам удалось найти партнеров, и мы поехали в Европу, где изучили последние исследования, закупили запчасти — в общем, начали дело с нуля.
Идеи для новых разработок нам диктует сама жизнь — например, я приехал в российский аэропорт, а на рейс меня погрузили как мешок картошки! Мне это не понравилось, и в итоге своими ступенькоходами мы оборудовали 18 аэропортов России, в том числе и Внуково. С передвижением на пляже было то же самое: за границей есть пляжи, адаптированные для инвалидов, а у нас — ни одного! В прошлом году по госзаказу мы полностью адаптировали пляж для колясочников в Зеленограде, он даже лучше, чем на Канарах или в Испании: там есть специальные раздевалки и пляжные кресла-коляски. 90% продаж «Обсервера» проходят через Фонд социального страхования. Кстати, здесь существует еще одна проблема: по нашим исследованиям, около 60% людей просто не знают, что хорошие электроколяски можно получить через государство. Если люди оказываются в экстренной ситуации и не могут встать в очередь, мы оформляем на них полный комплект для реабилитации — человек получает все, включая параподиум и электроколяску.
Сегодня у нас в штате 20 человек, 7 из которых — с инвалидностью. В этом году мы планируем запустить производство подъемных платформ, которые позволят людям на инвалидных колясках свободно перемещаться по городу.
«Летающие звери. Благотворительный медиабренд
Стартовый капитал: 1 000 000 рублей
Оборот: 90 000 000 рублей