Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»
Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»

Раньше было просто — лесбийский триллер «Связь» и квазифилософскую экшн-франшизу «Матрица» подписывали братья Энди и Ларри Вачовски. К концу нулевых Ларри вместе с полом сменил и имя, в титрах «Облачного атласа» он уже фигурировал как Лана, авторство же «Восхождения Юпитер» принадлежит просто Вачовским. Что сотворила уникальная кинематографическая семья на этот раз?

1. «Восхождение Юпитер» — размашистая космическая опера, вызывающая мгновенные ассоциации со «Звездными войнами». В отличие от эпопеи Джорджа Лукаса, в этой фантазии есть место для Земли и ее обитателей и почти нет популярной эзотерики (что для создателей «Матрицы» неожиданно). Но в лучших эпизодах Вачовски выдерживают сравнение со Star Wars и позволяют надеяться на рождение нового кинокульта.

Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»
Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»

Юпитер (Мила Кунис) — дочь советской гражданки и сына посла, британского астрофизика, работавшего в Ленинграде. После того как в лихие 90-е бандитская пуля унесла жизнь отца, мать, беременная девочкой, сбежала из страны. В наши дни Юпитер живет в Чикаго и работает на семейный клининговый бизнес — проще говоря, драит туалеты в квартирах богатых американцев. Но именно ее генетический код пробуждает интерес у обитателей далекой галактики — представителей могущественной семьи Абразаксов. На Землю отправляется целая делегация гостей разной степени свирепости. Выжить и обрести достойный звездный статус Юпитер помогает воин-мутант Кейн (Чэннинг Татум), разжалованный за непочтение к особам королевской крови.

Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»
Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»

В исходнике «Восхождения» — не каком-нибудь там бульварном бестселлере, а оригинальной истории Вачовских — есть потенциал саги; линии, связывающие тысячелетних Абразаксов — владельцев Земли, шумное семейство Юпитер, получеловека-полуволка Кейна и его сослуживцев можно множить и множить. О намерении творить новый миф Вачовски недвусмысленно заявляют уже в сцене рождения Юпитер, в трюме корабля, ставшем на время царством женщин в изгнании. Эпизод, немыслимый с точки зрения жизнеподобия, достоверен как часть свежего предания.

2. Вачовски перестали умничать. Нет, это, конечно, отнюдь не глупый фильм, он ладно скроен, ловко использует сказочные архетипы и встраивается в тренд «генных антиутопий» наряду с романом Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня». Но не мудрствует лукаво — если в напрочь лишенной иронии «Матрице» в кадре появлялся томик Жана Бодрийяра и от назойливого заигрывания с постмодернистской философией было не продохнуть (о тяжеловесной духовности «Облачного атласа» даже не хочу вспоминать), то здесь все подчеркнуто легко, просто и ясно. Честным расчетом и на самого юного зрителя «Восхождение Юпитер» напоминает другой фильм Вачовских — «Спиди-гонщика», снятого после завершения трилогии «Матрица». А еще — совершенно непреднамеренно — советскую сказочную классику: здесь «Звездные войны» встречаются с «Королевством кривых зеркал».

Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»
Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»

3. Это очень личное кино. Дочь эмигрантки Юпитер (в исполнении Милены Марковны Кунис, уроженки украинских Черновцов) живет в Чикаго — городе с самой крупной диаспорой поляков. Очевидно, что колоритных «русских» Вачовски списали с собственной родни, чикагских поляков.

4. Это фильм левых взглядов. Не знаю, декларировали ли Вачовски свою политическую ориентацию публично, но их работы — и режиссерские, и сценарно-продюсерские (к последним принадлежит анархистский боевик «V значит Вендетта») — не оставляют сомнений в симпатии к революционным теориям, отчасти марксистского толка. Абразаксы из «Восхождения Юпитер» — классические классовые враги, тираны и эксплуататоры, действующие только в интересах личной выгоды. Как бы ни был силен их дом, в системе координат, заданных Вачовскими, он непременно рухнет.

Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»
Кадр из фильма «Восхождение Юпитер»

5. Это киноманское кино. Сатирический эпизод про адскую бюрократическую машину, существующую даже в сверхчеловеческой галактике, Вачовски замыслили как посвящение антиутопии «Бразилия» и пригласили на эпизодическую роль ее режиссера Терри Гиллиама. Такой, казалось бы, пустяк, на самом деле — прямое обращение к зрителю-синефилу: «Мы с тобой одной крови».