Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

Жужжит машинка — и на сапоги цирюльников сыплются косы, двести кос: рыжая — крестьянская, черная — «жидовкина», каштановая — генеральской дочки, пшеничная — оперной певицы, русая — ее служанки. Конец Первой мировой, солдаты уже ходят с красными бантами на груди и пьют шнапс с немцами. Керенский, которого играет Марат Башаров, принимает непопулярное решение: для поднятия патриотического духа послать на передовую женский батальон смертниц под командованием Марии Бочкаревой — ее роль сыграла Мария Аронова. Ужас войны в фильме олицетворяет не анонимная братская могила, а длинная-длинная цепочка смертей женщин — крестьянки, прислуги, дворянки, «жидовки», с историями которых зритель только начал знакомиться.

Открывающие фильм титры впечатлили всех длинным перечнем самых важных государственных институций, которые в той или иной мере приняли участие в производстве: Минкульт, Военно-историческое общество (глава — В. Мединский), Русское географическое общество (председатель попечительского совета — В. Путин) и другие. После показа зрители спросили Игоря Угольникова, как ему удалось привлечь столько влиятельных организаций к производству картины. «После “Брестской крепости” (Угольников был генеральным продюсером картины. — Прим. ред.) не надо было никого уговаривать, — ответил продюсер, — когда мы говорили, что хотим снять кино, которое всем будет очень нужно, соглашалось и Министерство культуры, и другие. Всем было понятно, что мы не ерунду будем делать. Представьте, что это кино вышло бы 1 августа прошлого года. Оно бы воспринималось как историческое кино о Первой мировой. Но кино выходит 19 февраля, и все события, которые в нем происходят, видятся многим очень актуальными в свете произошедшего в мире за полгода. Оказывается, мы сняли современное кино — в нем есть много созвучного нынешней ситуации, например, присутствие сил, способных разрушить нашу армию, страну изнутри».

Фильм должен был называться «Батальон смерти», но превратился в «Батальонъ». «Мы с прокатчиками провели несколько фокус-групп, и стало понятно, что слово “смерть” в названии лишает нас 30-40 процентов зрителей, — рассказал Угольников. — Кроме того, я окончательно принял название “Батальонъ”, когда понял, что главный герой фильма — не Мария Бочкарева в исполнении Ароновой, а батальон, собирательный образ всех двухсот девушек, забритых наголо. Батальон Бочкаревой шел на фронт не просто воевать, а умирать. На их знамени было написано “Батальон смерти”. Надо понимать, в каком эпическом подъеме была наша нация в период Первой мировой. Увы, это все стерли сейчас из нашей памяти».

Ирина Рахманова рассказала, как ей досталась роль солдата батальона: «Я лет десять ходила на встречи с режиссерами, которые планировали снимать военные картины. Они кривили рот: “У вас стрижка слишком короткая”. И вот, наконец, три года назад меня позвали на проект, главным условием которого была стрижка новобранца. Когда я согласилась, мне сказали: “Приезжай прямо сегодня!” Меня побрили, переодели. Дмитрий Месхиев сразу после приветствия предложил мне упасть лицом в грязь и поползти. Ну, я воткнулась лицом в псковскую глину — ноябрь, холодно — поползла. Режиссер скомандовал мне замереть, а съемочной группе — выставлять кадр. Так и завертелось. Задачей Месхиева было сделать так, чтобы батальон на съемочной площадке чувствовал себя одним целым, и под конец мы выполняли все команды режиссера, не думая, насколько они могут быть сложны и травмоопасны: сказал, что будем прыгать через двухметровое препятствие — мы прыгали без раздумий».

Иван Стариков, который сотрудничал с Игорем Угольниковым во время съемок фильма «Брестская крепость», назвал «Батальонъ» реквиемом. По мнению Старикова, Угольников сделал кино, которое может стать предупредительной мерой против гражданской войны. Угольников согласился: «Так получилось, что наш фильм стал антивоенным, более того, он действительно против гражданской войны».

Продюсер рассказал о том, что его подвигло снять историю о женщинах-смертницах Первой мировой: «После окончания работы над “Брестской крепостью” я заинтересовался темой Первой мировой войны и вскоре понял, что Вторая мировая — это неоконченная первая. Нынешняя ситуация, в том числе и конфликт на Украине, по-моему, имеет корни там. Президент России определил свое отношение к событиям 1917 года, сказав, что большевики, допустив поражение в Первой мировой войне, совершили акт национального предательства. Все это подвигло меня сделать что-то для возвращения памяти о героях той войны».

Екатерина Макдугалл спросила, какие выводы должен сделать зритель, увидев на экране красивую и кровавую, но абсолютно бессмысленную жертву, на что Угольников ответил: «Я не считаю, что жертва женщин из батальона Бочкаревой была бессмысленной. Каждый наш поступок, даже очень маленький, изменяет не только нашу жизнь, но и жизнь страны, а может, и мира».