![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/D86EB215_4AAA_4C32_B65B_3EC8DAB76978_avatar.jpg)
Игорь Угольников: «Батальонъ» — антивоенный фильм
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7a/e2/7ae2ed8376a80ec9b8e642d7ed6b39220c7da775e939d40b2050afa904a2a1f2.jpg)
Жужжит машинка — и на сапоги цирюльников сыплются косы, двести кос: рыжая — крестьянская, черная — «жидовкина», каштановая — генеральской дочки, пшеничная — оперной певицы, русая — ее служанки. Конец Первой мировой, солдаты уже ходят с красными бантами на груди и пьют шнапс с немцами. Керенский, которого играет Марат Башаров, принимает непопулярное решение: для поднятия патриотического духа послать на передовую женский батальон смертниц под командованием Марии Бочкаревой — ее роль сыграла Мария Аронова. Ужас войны в фильме олицетворяет не анонимная братская могила, а длинная-длинная цепочка смертей женщин — крестьянки, прислуги, дворянки, «жидовки», с историями которых зритель только начал знакомиться.
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/aa/f8/aaf8cd45ab333eb8e4ba2acd08a4052e760690e470bdf52ac1c6d20834ef2216.jpg)
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b8/5d/b85d1d7bea03561725cbfb347379ce4b7585cca92ec23d7071b6720201e4cc35.jpg)
Открывающие фильм титры впечатлили всех длинным перечнем самых важных государственных институций, которые в той или иной мере приняли участие в производстве: Минкульт, Военно-историческое общество (глава — В. Мединский), Русское географическое общество (председатель попечительского совета — В. Путин) и другие. После показа зрители спросили Игоря Угольникова, как ему удалось привлечь столько влиятельных организаций к производству картины. «После “Брестской крепости” (Угольников был генеральным продюсером картины. — Прим. ред.) не надо было никого уговаривать, — ответил продюсер, — когда мы говорили, что хотим снять кино, которое всем будет очень нужно, соглашалось и Министерство культуры, и другие. Всем было понятно, что мы не ерунду будем делать. Представьте, что это кино вышло бы 1 августа прошлого года. Оно бы воспринималось как историческое кино о Первой мировой. Но кино выходит 19 февраля, и все события, которые в нем происходят, видятся многим очень актуальными в свете произошедшего в мире за полгода. Оказывается, мы сняли современное кино — в нем есть много созвучного нынешней ситуации, например, присутствие сил, способных разрушить нашу армию, страну изнутри».
Фильм должен был называться «Батальон смерти», но превратился в «Батальонъ». «Мы с прокатчиками провели несколько фокус-групп, и стало понятно, что слово “смерть” в названии лишает нас 30-40 процентов зрителей, — рассказал Угольников. — Кроме того, я окончательно принял название “Батальонъ”, когда понял, что главный герой фильма — не Мария Бочкарева в исполнении Ароновой, а батальон, собирательный образ всех двухсот девушек, забритых наголо. Батальон Бочкаревой шел на фронт не просто воевать, а умирать. На их знамени было написано “Батальон смерти”. Надо понимать, в каком эпическом подъеме была наша нация в период Первой мировой. Увы, это все стерли сейчас из нашей памяти».
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d9/48/d9487d0fef45dec7683e061c35e6f48513765b5a1e4734176cac405f2776cccc.jpg)
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/79/c2/79c256ede63acdea032c3818dc2b4b5e45934a95fccfb0e7a61e0f0b5eae117d.jpg)
Ирина Рахманова рассказала, как ей досталась роль солдата батальона: «Я лет десять ходила на встречи с режиссерами, которые планировали снимать военные картины. Они кривили рот: “У вас стрижка слишком короткая”. И вот, наконец, три года назад меня позвали на проект, главным условием которого была стрижка новобранца. Когда я согласилась, мне сказали: “Приезжай прямо сегодня!” Меня побрили, переодели. Дмитрий Месхиев сразу после приветствия предложил мне упасть лицом в грязь и поползти. Ну, я воткнулась лицом в псковскую глину — ноябрь, холодно — поползла. Режиссер скомандовал мне замереть, а съемочной группе — выставлять кадр. Так и завертелось. Задачей Месхиева было сделать так, чтобы батальон на съемочной площадке чувствовал себя одним целым, и под конец мы выполняли все команды режиссера, не думая, насколько они могут быть сложны и травмоопасны: сказал, что будем прыгать через двухметровое препятствие — мы прыгали без раздумий».
Иван Стариков, который сотрудничал с Игорем Угольниковым во время съемок фильма «Брестская крепость», назвал «Батальонъ» реквиемом. По мнению Старикова, Угольников сделал кино, которое может стать предупредительной мерой против гражданской войны. Угольников согласился: «Так получилось, что наш фильм стал антивоенным, более того, он действительно против гражданской войны».
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/80/11/8011bf5baa8746b78c95fb75a7e6bf62d1f9e6860acd5f7d8fb95b4c36c7f769.jpg)
![Фото: Юлия Майорова](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/81/89/8189fd86a89a4d2c53ac9e39a3fc21bbf5715eaf1a6d76512acc533bc78c3f77.jpg)