Андрей Шмаров: Ко мне обратился один старый знакомый с соображениями о расширении сотрудничества России и КНР, особенно в контексте недавних сырьевых соглашений между странами, подписанными В. Путиным во время визита в Пекин. Знакомый — российский дипломат, поэтому его материал публикуем под псевдонимом.

Владимир Арсеньев, китаист, дипломат.

Тезисы о китайской экспансии

Английская старая колониальная пословица гласит: «Индус приходит в дом, чтобы служить, а китаец — чтобы стать в нем хозяином». Сейчас у китайцев есть реальная вера в свое будущее (а еще 20-25 лет таковой не было!), помноженная на долгосрочное целеполагание и последовательный курс.

Ситуация усугубляется растущим демографическим дисбалансом: прогнозируемые 100-120 миллионов российского населения к 2050 году на фоне 1,5 миллиарда населения Китая. При этом среднедушевая обеспеченность базовыми ресурсами (нефть, газ, вода, пашни, лес, минералы) в России выше, чем в Китае, в десятки раз, а по воде и лесу более чем стократно!

Исторически Китай всегда выполнял цивилизационную миссию по отношению к окружающим «варварам», и нынешний месседж, направленный вовне, главным образом на развивающиеся страны — совместное процветание, — как раз и идет из двухтысячелетней древности.

Традиционная китайская стратегия называется «цзинши цзиминь» (управлять миром, помогать народам). Она реализовывалась посредством «увэй» — «недеяния расслабленных вождей» (т. е. ничего такого, что прямолинейно, грубо, примитивно легко бросается в глаза). Древнейший принцип китайской стратегии — «побеждать, не сражаясь».

То есть китайцы не будут нас завоевывать, хапать и т. д. Они придут с мирной миссией — привнесения на нашу землю китайской деловитости, ее обустройства (понятно, что с прибылью, но дешевле, с меньшей коррупцией), создания семей с нашими истосковавшимися по домовитым, непьющим мужикам женщинами, повышения престижа всего китайского и т. д.

Все это вкупе с расширяющимися экономическими связями и растущей экономической взаимозависимостью (или зависимостью) и породит искомый эффект: наш народ, особливо на Дальнем Востоке, полюбит Большого китайского брата, который станет привлекательной альтернативой нашей коррумпированной власти.

Все это будет усугубляться растущей эрозией легитимности существующей в РФ власти. Ведь действующие у нас образцово-показательные «китайские» объекты инфраструктуры и производства будут мощно работать на авторитет Поднебесной, на рост ее влияния в России и одновременно на демонстрацию нашей неэффективной и коррумпированной власти.

То есть это не столько вопрос экономического обыгрывания партнера, колонизации его территории, постановки под чужой контроль отдельных предприятий, отраслей и территорий (хотя и это будет делаться). «Окитаивание» России будет происходить с более глубоким цивилизационным замахом. А уж небескорыстных помощников этому процессу среди чиновников и прочих найдется у нас предостаточно.

Подобное уже многократно случалось в истории человечества. Более сильные нации и этносы, запрограммированные на бизнес, семейное преуспеяние и демографический рост, теснили нации более слабые, более коррумпированные, не способные к самодостаточному росту и естественному сплочению.

Что мы можем этой стратагеме противопоставить? Да, по сути, ничего. По крайней мере в этой жизни, при этой власти...

Антиутопия недалекого будущего

Выступление представителя Правительства КНР в Дальневосточном специальном административном районе Китая Ху Болиня на закрытом заседании съезда КПК (фрагмент)

Товарищи! Сделан новый важный шаг в великом объединении: образован Дальневосточный специальный административный район (ДВСАР) Китайской Народной Республики. Это уже четвертый по счету, после Гонконга, Макао и Тайваня, специальный административный район нашего государства. До этого, как вы знаете, эта безлюдная и экономически депрессивная территория называлась Дальневосточная Республика (ДВР); а еще раньше это был Дальний Восток, входивший в состав Российской Федерации.

Образование Дальневосточного специального автономного района стало результатом процесса распада соседнего государства, обусловленного технологическим прорывом в области альтернативных источников энергии, сделавшего ненужными миллиарды тонн нефти и десятки миллиардов кубометров природного газа, составлявших главное богатство нашего соседа. Резкое сокращение потребления этих видов топлива сначала произошло в Европе и Северной Америке, а спустя пару лет и наша страна также вступила в эпоху нового энергосбережения.

Появившиеся в это же время революционные технологии регенерации и очистки грунтовых и подземных вод, также ослабили ресурсную уязвимость нашей страны и зависимость от соседа. Отпала необходимость тянуть второй магистральный водовод от нашей крупнейшей кладовой пресной воды, озера Бэйхай (Байкал) до Пекина и Тяньцзиня. Теперь мы можем оставить этот водоем, арендованный недавно у России на 99 лет, будущим поколениям наших граждан.

Качественно другая ситуация сложилась в Приморском и Хабаровском краях. Когда Москва наконец приняла предложенный Центральным правительством Китая вариант «земли взамен на помощь и кредиты», внешнеторговый оборот этих территорий уже на 95% был завязан на предприятия нашей родины. А почти 91% регионального ВВП генерировался совместными предприятиями, созданными при ведущем участии китайского капитала.

Возьмем для примера лесоперерабатывающую отрасль. Объем производства в ней вырос за последние пять лет почти в восемь раз! В последние годы в дополнение к 200 лесоперерабатывающим предприятиям, построенным в конце прошлого века на китайской стороне Амура, усилиями наших компаний на российской стороне реки были созданы еще 180 крупных фабрик и комбинатов. Да, сначала, в соответствии с двусторонним соглашением, китайские рабочие, занятые на этих предприятиях, утром перевозились на паромах на российскую сторону, а вечером возвращались обратно, для чего вдоль границы было открыто дополнительно 138 погранпереходов. Однако после известного «инцидента 4 мая», когда на Амуре затонул российский паром с 650 китайскими рабочими на борту, Правительство КНР поставило вопрос о прекращении подобной практики. В итоге 150 тысяч китайских рабочих были расселены на российской стороне Амура в общежитиях, специально построенных рядом с предприятиями. Построены они нашими строительными фирмами в партнерстве с дружественными подрядными организациями при местных органах власти РФ.

Благодаря возросшему взаимопониманию с местными российскими властями удалось решить и семейные проблемы наших граждан: свыше 40 тысяч рабочих привезли с собой супруг из Китая, около 18 тысяч женились на русских девушках. Почти все земли вокруг фабричных поселков сейчас — сплошные теплицы, где выращиваются ежегодно десятки тысяч тонн овощей, которыми снабжают чуть ли не половину Восточной Сибири...

Да, теперь вражеские голоса в Японии, Европе, Америке кричат о «колонизации российского Дальнего Востока Китаем», «китайской политике геноцида в отношении коренного населения этих регионов»! Нет ничего дальше от истины! Китай на самом деле спас и экономику этих регионов, и тамошнее население, которое сокращалось с начала XXI века на 60-70 тыс. в год в результате массовой алкоголизации, естественного старения, а также возросшей миграции молодежи в северо-восточные и восточные провинции КНР.

Да, в ряде районов ДВСАР мы начали создавать места компактного проживания российского нацменьшинства. Это новые, хорошо обустроенные городские поселки современного типа, где бывшие граждане РФ будут бесплатно лечиться от алкогольной зависимости, иметь возможность массово посещать храмы, перенесенные сюда из заброшенных деревень и восстановленные на деньги правительства Китая. Они также будут выполнять разного рода несложную работу по обслуживанию групп китайских туристов и т. д.

Те же россияне, которые остались проживать в этнических деревнях, говорят нам большое спасибо. Ведь при финансовой помощи правительства Китая их деревни наконец начали газифицировать (чего так и не сделали российские власти, несмотря на постоянные обещания в течение многих лет). Жители этнических деревень перестали поголовно пить самогон и теперь учатся у наших переселенцев выращивать овощи и свиней. Молодые россиянки в массе своей не нарадуются на своих китайских мужей, а те, кто еще не вышел замуж, выезжают по оплаченным китайской стороной путевкам на территорию КНР, где их ждут в бюро брачных объявлений десятки тысяч потенциальных китайских женихов. Благоприятно складывается профессиональная карьера у русских ученых и инженеров; самые способные из них трудоустраиваются в дальневосточных филиалах ведущих китайских компаний и НИИ. Многие из них расположились в технопарках на территории бывшей Еврейской АО, динамично развивающейся СЭЗ. Только на обустройство инфраструктуры и развитие наукоемких производств в ДВСАР Центральное правительство направит в новой пятилетке (2018—2022 гг.) 255 миллиардов юаней.

Заботу мы проявляем и о русских стариках. Центральное правительство Китая уже потратило 12 миллиардов юаней на обустройство специальных поселков в курортных зонах г. Даляня и г. Бэйдайхэ для русских пенсионеров из ДВСАР. Схема проста и понятна. Русские пенсионеры продают через уполномоченных китайских риелторов свои квартиры китайским переселенцам, а на вырученные деньги приобретают комфортабельное жилье в приморских таунхаусах в Китае. Для достойной жизни русских ветеранов уполномоченная компания КНР организует весь необходимый сервис, включая медицинский уход (для этого переселяем и русских врачей), общественные столовые и даже ритуальные услуги по русскому обряду. Уже больше трех тысяч русских пенсионеров включились в эту программу, первые двести человек переехали по новому месту жительства.

В результате Китай спас регион от дальнейшей депопуляции и экономической деградации. Если к началу 2017 года там проживало чуть больше 5 миллионов человек (из них лишь около 800 тысяч — китайцы), то к настоящему времени население ДВСАР возросло до 5,7 миллиона (из них 1,5 миллиона — китайцы). А к 2025 году население ДВСАР, согласно перспективному плану его развития, возрастет до 8,5-9 миллионов человек. На это будет работать не только переселенческая программа, но и набор экономических стимулов, направленных на повышение рождаемости в новом спецрайоне КНР. Каждой русской семье в случае рождения ребенка выдается 20 тысяч юаней, а при рождении второго и третьего ребенка соответственно 50 и 100 тысяч. Для китайских и смешанных семей введено повышенное (в полтора раза) пособие.

Только за первые девять месяцев текущего года средняя зарплата в регионе возросла на 15-17%; причем у учителей китайского языка, обучающих местное население, зарплата выросла почти вдвое и составляет сейчас в среднем 3,5 тысячи юаней. За этот же период построено 8 больниц, 26 школ (в том числе две русские школы), проложено около 380 километров новых шоссейных дорог. А главное — остановлена хищническая вырубка реликтовых лесов и уничтожение фауны, осуществлявшиеся ранее российскими коррупционерами в связке с преступными элементами с Северо-Востока Китая.

Русские, работающие и живущие в Китае, так представляют наше будущее

_________________________________

* «Недеяние» (но не бездействие)