![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/7973AFDA_610C_4922_B069_26D0F4933C65_avatar.jpg)
Денис Орлов: Небо в горошек
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/19/56/1956b48c4e81430c7f07d47319c72aa747692410cb6087b8fc3192d5fbe16b24.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b3/2a/b32ad23b51c445ee88cffcaf13e05884347225b743b52b6378bdad59caa2a018.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/1f/081f12302f024f1afd26b3c2ccd00028047e733fff74351d7794c71c2d13d4d9.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/20/8a/208acc4486a974179416d6f60de6429b0c1eb079afeaf2ad43600f57eb32c709.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6b/61/6b619b6b95995439769d219c7b6ada35432dd47b7d769bac25d694a61566cb5c.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8a/52/8a52d7de55202cbb9d067175864919cd56ca1a44353c07f625c91406465ac8a8.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/df/ca/dfca1136c412c35afd2b9cc1cab2f87259b5c6c1f5bd51cae17f289795423e44.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/24/05/2405161c599b23f2f0b6750eeeda3603c504641b2a9aee6da0d49804c0e53c60.jpg)
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9a/e5/9ae5f08f6cf5e395a9ab7ebe550d630110c1f02b4feda5ff0656991c5bcd7958.jpg)
Тысячи светильников под сводами Palexpo — как звезды на небосклоне, метафорически указующие автомобильным компаниям олимпийское направление развития: «Citius, Altius, Fortius!», дальше, выше, быстрее! Тысячи светильников — к полудню они радикально меняют климат внутри павильонов, заставляя поверить в угрозу глобального потепления. Может, наоборот, стоит поближе, пониже и помедленнее?
Раз, два, три, четыре, пять… 130! — подсчитывают новинки журналисты. Веселая считалочка Женевского автосалона! Тут все считают: журналисты — премьеры, устроители — приехавших журналистов, участники — барыши. Мрачные картины упадка оставлены в прошлом. Сегодня недовольных нет, недовольные не пережили и забыты! Уныние — тяжкий грех! Отрасль на подъеме, отрасль улыбается со стендов в тридцать два зуба, от которых такие ноги растут, что — ах! — залюбуешься!
— Еще две недели так стоять! — печалится длинноногая красавица. Рядом моментально вырисовывается распорядитель, сатир-козлоног, обряженный по случаю в типовой костюм от Hugo Boss: о чем это подчиненная треплется с журналистом? Боже упаси обсуждать марку, ненароком обмолвиться, что сама ездишь на машине другой компании, или еще что. Для девочек, нанятых на время выставки моделями-статистками, подобная оплошность грозит крупными штрафами. К середине дня, как начинают припекать софиты, рвения у всех — и у девушек, и у журналистов, и у козлоногов приубавляется.
Интересно, сколько проходит журналист за два дня работы, с восьми утра до семи вечера? Даже если вычесть интервью, перекусы, посиделки с коллегами — все равно набегает что-то внушительное. А эти… Под закрытие, когда охранники начинают смотреть на тебя с укоризной, звездные своды оглашает бунтарский ритм и начитается такой отвязный локинг — откуда только силы берутся?!
Мы все любим автомобили. Насколько — видно по настроению на стендах под закрытие. Эти, на стенде Smart, просто любят жизнь, и автомобиль расценивают как повод тусануть и замутить. Моя любовь возрастная и оттого усталая. Мне бы поговорить… Лучшего места, чем Женева, для этого не придумать!
Степень откровения зависит от правильности поставленного вопроса. Правильный вопрос оставляет в памяти след, и тогда на следующем салоне появляется шанс задать еще более откровенный вопрос и, что немаловажно, получить на него нелакированный ответ. Открывается еще более заманчивая перспектива в дальнейшем встретиться с собеседником уже как со старым приятелем. Мы любим автомобили, нам всегда есть, о чем поговорить.
— Двигатели внутреннего сгорания… Вот скажите, — выпытываю я у господина Рольфа Фреха (он отвечает за инжиниринг в совете директоров Bentley Motors Ltd.), — есть ли у них еще резервы, чтобы вписываться в строгие ограничения по токсичности выбросов? Самостоятельно, без дополнительных электромоторов, тяжеленных аккумуляторов и прочих новомодных экологических штучек?
— Знаете, — невесело улыбается визави, сосредоточенно потирая пальцы рук, — без дополнительного электропривода сегодня не обойтись. Не потому, что исчерпаны резервы традиционных двигателей, отнюдь. Это, в конце концов, инженерная задача. Но политики пообещали избирателям сократить выбросы парниковых газов. В центр многих европейских городов сегодня попросту не заедешь без электрической тяги, это запрещено! Поэтому подзаряжаемые гибридные автомобили (Plug-in hybrids) даже не выход из положения, а данность. Роскошный кроссовер Bentayga, который мы вскоре покажем, будет оснащен гибридной силовой установкой.
Выходит, политические популисты в очередной раз облукавили деловых людей! Гибридные приводы утяжеляют автомобиль и вынуждают инженеров применять более прочную подвеску, более выносливые шины. Перемещение в пространстве избыточной массы влечет за собой повышенное потребление энергии. Требуется более прожорливый мотор. Получается запутанный клубок. За какую ниточку не потяни, станет только хуже. Тяжелее — мощнее, мощнее — тяжелее. Но в итоге в любом случае — дороже.
А электромобили? Когда несколько лет назад все за них принялись, сколько оптимизма излучали! Мой старинный приятель, дизайнер из Германии, потащил меня к стенду компании Tesla. «Tesla! Tesla!» Отвечаю, это типичный мыльный пузырь. Основатель компании Илон Маск, лицо с обложки — такая же пустышка, как американский доллар. Не стоит ничего без пиара и биржи. «Ну как же?! — возражает. — За 60 тысяч евро получаешь шикарный седан, который отлично работает на электричестве. Это же завтрашний день!» Вообще-то, Tesla уже давно смущает умы, и не понимаю, отчего мой приятель только сейчас обратил на нее внимание (а он, между прочим, специализируется на автомобильных интерьерах). Вот он расположился на водительском месте, а я тычу пальцем в наиболее ответственные места обивки, показываю, насколько все примитивно, да и откровенно грубо сделано. Да и сам он теперь тычет — в центральный информационный планшет размером с трибуну Политбюро: вот этого здесь быть не должно! И верно, не должно. Что произойдет, случись авария? Кто-нибудь оценивал последствия удара человека о сверхпрочный закаленный тачскрин? Где результаты исследований, покажите!
«С чего, — спрашиваю, — ты решил, что Tesla S стоит 60 тысяч? За ЭТО хотят все девяносто!» Не верит. Зовет длинноногую стендистку. Девушка открывает прайс-лист: 97 550 евро! Как за две восхитительные Audi A6. Мы уходим. Приятель молчит.
Интересные данные привели эксперты германской шинной и инжиниринговой компании Continental. Они обратились в институт социальных исследований Infas, чтобы узнать отношение к электромобилям среди покупателей в ФРГ, Франции, США, Японии и Китае. Заодно анкетировали и профессионалов из отрасли. Обнаружилось, что за четыре года процент тех, кто в среднесрочной перспективе рассматривает покупку электромобиля, снизился с 46% до 35%. В компании Continental не питают иллюзий и относительно гибридомобилей: к 2020 году их доля на рынке составит всего 8%. (Притом, что уже в 2025-м нам сулят полностью автоматизированные транспортные средства, во что больше верится.) Значительная часть опрошенных утверждала, что пересядет на «электричку» лишь в случае полного запрета традиционных автомобилей. Трудно с этим не согласиться.
Особенно занятно такое читалось в преддверии Женевского автосалона. В этих залах получаешь лошадиную инъекцию европейского лицемерия, которое, в зависимости от контекста, именуют корпоративной этикой, толерантностью или мультикультурализмом, не важно. Вероятно, такова западная натура: выгода ищется, где выгодно. Другое дело наша. Рубить — так сплеча! Пойти туда — не знамо куда! Впрочем, на нынешнем Женевском автосалоне — воспрянувшем, многокрасочном, рафинировано-толерантном — нет-нет, а приоткрывались лермонтовские тайные мучения страстей, а заодно и — «месть врагов и клевета друзей». Отсюда не слишком уверенные улыбки, задумчивое потирание пальцев и затяжное молчание порой. Но автомобиль пока не запрещен. Это — главное. Значит, не умерла любовь.