Для каждого из трех брендов уход с российского рынка был обусловлен разными причинами. Стоит отмести конспирологические теории о том, почему американские Opel и Chevrolet покидают российский сегмент масс-маркет.

Люди шутят: «Если бы у Киселева спросили, нет ли совпадения в том, что GM сообщила о своем уходе в день празднования годовщины присоединения Крыма к России, Киселев бы ответил “Не думаю”». Действительно, GM — американская корпорация, она контролируется американским правительством, которое выкупило компанию для ее спасения во время кризиса 2008 года.  Но  у происходящего - экономические предпосылки. У GM на российском рынке дела ухудшились не вчера, тенденция началась еще около двух лет назад, когда Chevrolet ушел из десятки с первого места.

Не так давно Chevrolet покинул и европейский рынок, поэтому его уход из России был предсказуем. Скорее всего ситуация связана с тем, что у GM уже давно есть глобальные проблемы на мировом рынке: корпорация, занимавшая раньше первое место с большим отрывом, сегодня занимает третье место и судя по всему в ближайшее время опустится место на пятое. После кризиса 2007-2008 годов, когда правительство США помогло GM, компанией было принято решение сконцентрироваться на крупнейших рынках: родной в США, китайский и южноамериканский. Этим можно объяснить уход из России.

А вот Opel своим решением удивил, хотя у GM с ним несчастливая история продолжается давно, бренд долгие годы остается убыточным на глобальном рынке. GM не понимают, что с ним делать: правительство Германии не позволяет GM каким-то образом реструктурировать бренд и закрывать неприбыльные заводы. Ко всему прочему менеджеры GM допустили серьезный просчет: Opel — это европейская машина, стоимость которой в значительной степени формируется в евро, а евро с лета прошлого года существенно подорожал и привел к росту цен на 50 процентов. Это абсолютно неадекватно, учитывая долю локализации бренда и возможности подвинуться по марже. И если производитель смотрит на российский рынок, как на стратегический, как это делает Renault-Nissan, то можно и подвинуться по марже, чтобы сохранить позиции на рынке.

У SsangYong Motor есть большие претензии к Sollers как к дистрибьютору. Поэтому было принято решение о прекращении импорта машин. Думаю, SsangYong будет возвращаться на российский рынок через собственное представительство, как уже когда-то сделали абсолютное большинство западных производителей, заменивших дистрибьюторов на дочерние компании-производители.

Кто выиграет в сложившейся ситуации? Концерны, которые считают Россию стратегическим рынком, первая пятерка:  Volkswagen с брендами Skoda и Audi, Renault-Nissan-АвтоВАЗ с самой высокой локализацией среди всех западных производителей и Hyundai-Kia, который в России представлен независимо друг от друга — Hyundai отдельно и Kia отдельно. Эти производители нарастят долю на российском рынке несмотря на то, что рынок будет проседать. Но и в 2009 году рынок катастрофически упал на 50 процентов,  однако достаточно быстро восстановился. На этот раз  мы не восстановимся так же быстро в силу макроэкономических и политических причин, но и истерить поводов нет. Если посмотреть на различные крупные локальные рынки, например, на французский или немецкий, мы увидим, что и там не представлены абсолютно все бренды производителей. Когда рынок выбирает марки и модели, наиболее предпочтительные для конкретной аудитории, это естественно. На заре становления российского рынка сюда пришли почти все, потому что рынок был пуст. Теперь отсюда будут уходить те, кто не смог завоевать позиции, и останутся те, кто рассматривает Россию как ключевой рынок.