Катерина Мурашова /

Синдром отца-павиана

К детскому психологу приходит едва ли не идеальный отец, заботливый и желающий заниматься с сыном. А через несколько лет история повторяется, причем довольно неожиданным образом

Иллюстрация: Corbis/EastNews
Иллюстрация: Corbis/EastNews
+T -
Поделиться:

Они пришли вдвоем — отец и сын. Отец мне понравился с первого взгляда — высокий лоб, чистая речь, чуть-чуть седины на аккуратно подстриженных висках. Полное отсутствие суетливости и неловкости, которые обычно демонстрируют восемь из десяти мужчин, оказавшихся в детской поликлинике.

Мальчик, лет семи-восьми, очень похож на отца, но какой-то более хрупкий и слегка отрешенный от происходящего.

Отца зовут Владимир, сына — Вовочка.

В ответ на мой вопрос Владимир немедленно объяснил семейную ситуацию — внятно, спокойно, с ноткой тщательно сдерживаемой грусти.

Родители развелись — в чем-то ошиблись в ожиданиях изначально, в чем-то не поняли друг друга, потом не сумели договориться. Вина, разумеется, обоюдная, только так в таких случаях и бывает, но страдают от родительской недостаточности всегда дети, которые уж совсем ни в чем не виноваты — вы согласны? Слава богу, у них хватило ума и совести не устраивать скандалов, не рвать души и отношения в клочья. Бывшие супруги общаются на вполне приемлемом уровне, все можно обсудить, обо всем можно договориться. Почему же не пришла мать Вовочки? А дело в том, что вопросы-то по воспитанию сына возникли как раз у отца, и причина тому очень простая: Вовочка всю неделю живет (и учится в школе) у него, а к маме часто ездит на выходные. Впрочем, иногда они на выходные все вместе ездят куда-нибудь развлекаться в соответствии с интересами ребенка: музеи, детские спектакли, аквапарк. Вовочка все это любит, и психологи как будто это рекомендуют, но это как раз один тех вопросов, которые Владимир хотел бы у меня уточнить. Все-таки бывшие супруги, изображая «на людях» семью, чувствуют себя не совсем аутентично, и Вовочка, конечно же, это чувствует и, возможно, переживает. Так чего в таком времяпрепровождении для ребенка больше — вреда или пользы? Если все-таки вреда, так они с бывшей супругой вполне могут эти аквапарки и музеи поделить, у ребенка никакой убыли не случится.

Как получилось, что после развода Вовочка остался жить с отцом? Здесь два аспекта. Первый — это голый расчет. У Владимира для воспитания ребенка больше возможностей. Свободный рабочий график (собственная фирма, не требующая его повседневного присутствия), большой загородный дом, свежий воздух, лесопарк для прогулок, две больших собаки, с которыми Вовочка вырос и не хочет расставаться, налаженный быт с хорошей обслугой. А матери после развода нужно было все устраивать заново. Помимо обустройства жилья она непременно хотела найти работу по специальности (она библиотекарь) и, к ее чести, преуспела, а на все это, как ни крути, нужны время и силы, да и к тому же она даже машину не водит. Чисто рациональные соображения.

Но есть и второй, можно сказать, отчасти эгоистический момент, и здесь Владимир надеется на мое понимание. Это был его второй брак. Первый — в юности, по почти детской еще, гормонально обусловленной влюбленности, с женщиной несколько его старше, уже с ребенком, мальчиком. Он честно пытался стать тому мальчику отцом. Играл с ним в футбол, ходил в кино, чуть ли не на последние деньги купил игровую приставку. Изо всех молодых сил старался изобразить картинку «мы все вместе — отличная семья». Может быть, он делал что-то не так, может быть, неправильно вела себя мать (она не слишком допускала отчима к воспитанию пасынка), а может быть, тут сыграли свою роль гены (с биологическим отцом мальчика уже на тот момент все было совсем неблагополучно). В общем, парень, достигнув подростковости, откровенно пошел «налево», с ним сразу стало неприятно и неинтересно, и это разочарование почти наверняка ускорило распад первого брака Владимира. Дальше все было совсем трагично: через два с половиной года после первого развода пасынка Владимира, то ли пьяного, то ли обколотого, насмерть сбило машиной.

Деньги, карьера, престиж — это все ерунда. Для мужчины нет ничего важнее воспитания собственного сына. На самом деле он всегда это понимал, просто там у него не получилось, слишком много было всяких привходящих. Но теперь он — зрелый человек, а Вовочка — его собственный сын, и он готов вложиться по полной. У него ко мне на самом деле множество вопросов. Насчет школы: какая лучше? В деревенской школе в ближайшем поселке очень низкий уровень образования, но маленький класс и комфортная обстановка — никто рассеянного и слегка тормозного Вовочку не торопит, не ругает. Но они живут на отшибе, Вовочка видится с другими детьми только в школе, весь день общается только с собаками, отцом, обслугой и телевизором. Его вроде все устраивает, но, наверное, это неправильно, потому что непонятно, к чему приведет в будущем. Может быть, Владимиру стоит продать дом, переехать ближе к городу или даже в городскую квартиру, отдать Вовочку в хорошую частную школу, в какие-то кружки? Или подождать до средней школы? Но не будет ли слишком резким переход от одной программы к другой? Нанять репетиторов? Чем вообще могут заняться отец и сын, чтобы это было интересно и полезно?

Потом мы долго все это обсуждали. Владимир что-то записывал, кивал крупной головой, уточнял детали, где-то дельно возражал, выдавая недюжинное знакомство с мировой педагогически-психологической мыслью. Обсудили тему института, плюсы и минусы заграничного образования. Я пробовала поговорить и с самим Вовочкой. На мои вопросы мальчик отвечал с оглядкой на отца (ну еще бы!) и лично оживился только один раз, когда речь зашла о его собаках.

Расстались вроде бы взаимно довольные друг другом. «Встречаются же хорошие отцы!» — подумала я и отправила Владимира на соответствующую полочку своей памяти.

***

С этой полочки он достался не сразу, хотя за прошедшие годы изменился не слишком. Прибавилось седины в волосах, под глазами как-то по-собачьи обозначились мешки. Мальчику только что исполнилось шесть. Он был вертлявый, смешливый и больше походил на мать, от отца — высокий лоб и длинные, гибкие пальцы. Мать больше молчала, говорил Владимир — сын  очень подвижный, несобранный, в дневной развивающей группе намекали на СДВГ (дефицит внимания с гиперактивностью), а ведь на следующий год — в школу, здесь нужно очень внимательно определиться и со стратегией и с тактикой, он случайно прочитал в инете, что я много лет занимаюсь этим синдромом, и вот, вспомнил, что мы знакомы. Я поймала удобный момент и спросила: а как Вовочка? Чем он занимается? Лицо Владимира сразу поскучнело: вы знаете, я толком даже и не знаю. — Но как это может быть? Он же жил с вами. — Он уже давно живет с матерью. Так всем удобнее.

— Но почему? Может быть, у вас, — я обратилась к новой жене Владимира, — не сложились отношения с подростком?

— Да нет, что вы! — она движением руки отмела мое предположение. — Мы когда познакомились, он уже один жил.

— Но вы общаетесь с сыном? Илья (так звали мальчика) знаком с братом?

— Увы, практически нет, хотя деньги, конечно, перевожу регулярно. В какой-то момент, я даже не знаю, как это объяснить, нарушился контакт. У него появились новые, какие-то очень примитивные интересы, мне с ним стало скучно, да и ему со мной, кажется, тоже… ну и я счел за лучшее… в конце концов, мать ведь тоже никак не заменишь. И вы знаете, я ведь сейчас не о Вове пришел с вами поговорить. У нас сейчас с Татьяной полная крепкая семья, и мы просто должны максимально использовать все ее возможности в интересах ребенка, с целью его адаптации, да и просто — счастливого детства. Вот например настольные игры — это же прекрасный способ проведения семейного досуга, вы согласны?

Пока я его слушала и что-то ему отвечала, все время испытывала какое-то непонятное чувство вины. За что? Перед кем?

Попросила Татьяну с Ильей прийти отдельно — протестировать мальчика на школьную зрелость. «Я точно не нужен?» — уточнил Владимир. «Абсолютно! — заверила я. — Жена вам расскажет о результатах».

***

— Владимир приходил ко мне много лет назад с маленьким Вовой. Говорил приблизительно то же самое.

— Не волнуйтесь, я не обольщаюсь ни на минуту. Голый расчет, мне было уже за тридцать, теперь у меня ребенок и все в шоколаде. Я была хорошим секретарем, сейчас учусь на заочном на экономиста, в любом случае не пропаду.

— Ага. Вы знаете что-нибудь про Вову?

— Очень мало. Кажется, там не все хорошо. Бывшая раньше звонила, просила его встретиться, повлиять на сына, все такое. Я говорила: давай его к нам позовем, пусть с братом поиграет. Он отказывался под разными предлогами, раздражался даже. Деньги переводит регулярно — это правда. И нам, — женщина усмехнулась, — будет переводить, если что.

— Вова некоторое время жил с отцом.

— А вот это уж ему с Илюшкой — фигушки!

— Вы можете узнать для меня телефон матери Вовы?

— Без проблем. Спишу у него в телефоне. Куда вам прислать? Ага. Значит, у нас проблемы: кратковременная слуховая память и обобщение по признаку. Так ему и передам, пусть позанимается. Счастливо вам, занятная у вас работа.

***

Мать как будто вообще не удивилась моему звонку. Ничего дополнительно не спросила и сына привезла к тому часу, как я сказала.

Вовочку я, конечно, не узнала. Всю первую встречу он молчал. В основном говорила я — рассказывала про жизнь павианов. Мать от павианов скучала — при чем тут павианы, если сын прогуливает колледж, из которого его вот-вот выгонят, дерзит и то и дело приходит домой не то пьяным, а не то и чего похуже.

— Вы можете следующий раз не приходить, — сказала я матери. — Пусть Володя один.

— Я его тогда привезу и в коридоре посижу, — сказала она и поджала губы.

***

На третий, кажется, раз я спросила:

— Ты сам-то помнишь, как здесь был?

— Не уверен, — покачал головой Володя. — Мы же с ним у многих психологов были. Я видел, как он всем им (и вам, конечно, тоже) нравился: такой правильный, заботливый отец.

— Ага, — кивнула я. — И ему нравилось (и по сей день нравится) выступать в этой роли. Только недолго. А я этого тогда не поняла, ума не хватило.

 

Еще через встречу Володя сказал:

— Я тогда понял, что я — дерьмо. Чувствовал всей кожей, как лягушка, что его разочаровал чем-то, сначала пытался исправиться (но как? Я же какой был, таким и остался!), а уже потом начал действовать по принципу «не получилось, так и наплевать, чем хуже, тем лучше».

— Когда переехал к маме, стало легче или тяжелее?

— И так, и так. Не надо больше пытаться соответствовать — это легче. Но с ней было скучно ужасно — она ведь меня сразу стала воспитывать, как всех детей воспитывают: это вредно, это полезно, туда не ходи, нужно мыть посуду, прибираться, а я к этому не привык. Мы с отцом по вечерам в телескоп смотрели, а иногда ездили на дамбу восход смотреть и тогда на школу на следующий день забивали, а прибиралась у него в доме специальная женщина. И потом она ни разу при мне про отца дурного слова не сказала: он же деньги дает. И опять получалось, что он хороший, а я плохой, раз не угодил ему.

— Круто тебе пришлось, — искренне посочувствовала я. — С отцом все кончилось, а с матерью так и не началось.

— Ну я потом привык к ней, конечно, понемногу. Она как лучше хочет, я же понимаю.

— А друзья?

— Так я этим и спасался. Сначала я не умел, конечно, и как бы… ну, покупал их, что ли. Они мне говорили: твой папаша — сам отстой, раз так с тобой поступил! Мне было приятно, получалось, что я не виноват.

— А сейчас ты что думаешь?

— Да я стараюсь не думать. Давно. Это вот вы выдернули.

— Но оно же все равно внутри сидит. Ты ведь так и не понял, что это было. Он плохой или ты плохой?

— Ну да. А вы что, знаете, как на самом деле? Но откуда?

— От павианов, — усмехнулась я и подробно рассказала Володе еще два эпизода — с безымянным мальчиком из первой отцовской семьи и с Илюшей.

— От самих мальчиков, как ты видишь, это практически не зависит, — объяснила я. — Это у него просто так отцовская программа функционирует. Биологически, кстати, вполне объяснимо: маленький павианчик — объект заботы, воспитания, партнер по играм, восхищенный взгляд, всегда на тебя направленный, а подросток — неприятные сомнения, конкурент и все такое.

— То есть я, каким я был тогда, тут вообще ни при чем? Просто я вырос из этой его программы?

— Ну да. А бывает, кстати, и программа наоборот: лет до 11–12 отец ребенка как бы не замечает, а потом вдруг начинает общаться и всячески уделять внимание. Но это с девочками больше.

— Ну это я тоже понимаю почему. Из павианов… — расслабленно усмехнулся Володя (с первой встречи и до этого момента он был жутко напряжен, и я все время это чувствовала). И, с некоторой растерянностью: — Но кто же тогда в этой истории плохой?

— Да никто, — пожала плечами я. — Он ведь тебе дал до фига хорошего, чего не у всякого мальчишки бывает вообще.

— А почему тогда мне потом было плохо?

— От непонимания, конечно.

— Ну и если я теперь понял, то что?

— Ты свободен действовать дальше в соответствии уже со своими программами, а не тянуть на себе груз своей воображаемой вины.

— Ага. А какие у меня программы?

Я от души рассмеялась. Кажется, он ожидал, что я сейчас быстренько, «из павианов» объясню ему всю его дальнейшую жизнь.

— Кое-что ближайшее мы сейчас обсудим. В конце концов, роль большого павиана имеет несколько ипостасей, а тебе максиму «никто тут не плохой» следует несколько закрепить, чтобы не потерялась.

***

Согласно нашему плану в следующие месяцы Володя познакомился с Татьяной и со своим братом Ильей (братья друг другу очень понравились). Потом познакомил мать со своей девушкой (матери девушка совсем не глянулась, ибо оказалась вся в пирсинге и татуировках, тогда ее познакомили с Татьяной, и Татьяна тут же признала ее «прикольной»), закончил (кое-как, увы) третий курс своего колледжа и устроился на лето стажером в фирму своего отца. Когда Владимир пришел рассказывать о ходе подготовки и выбора школы для Ильи, он едва ли не порога отчитался:

— А помните, вы про Вову спрашивали. Так вот, я тут подумал и кое-что как отец предпринял, так что теперь уже могу вам рассказать. И знаете, он такой взрослый стал…

Я опустила голову, чтобы он не заметил моей улыбки.

Комментировать Всего 73 комментария

Ой, так это же не только с отцами такое бывает! Это и с мамами сплошь и рядом. Для разных мам самый интересный возраст - разный. Одни малюток любят, сисю дают, а что дальше делать - не знают. У других более "духовная" любовь и телесно отстраненная, они начинают реально интересоваться, когда уже личность. Другое дело что надо как-то самому развиваться, потому что если трудно - это же не значит, что надо бечь прочь от ребенка. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Так мамам в нашей культуре и бечь и "не подходить" много сложнее по обстоятельствам бытия, поэтому им - куда деваться! - приходится и развиваться и все прочее, поверх биологических программ, в чем бы они там не заключались. А вообще у высших приматов все биологическое материнское на детеныша рассчитано приблизительно на четыре года. Дальше уже собственно человеческое пошло - от головы или там еще как :))) И это я не говорю про те 20 процентов, у которых не включилось вообще. И какие-то у меня еще неполиткорректные впечатления складываются (сугубо личные, из практики, статистикой не владею - да и есть ли она?) о взаимоотношениях современных репродуктивных технологий и этого биологического "включения"...

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

О, а можно подробнее про неполиткорректные впечатления?

Сдается мне, что там процент исправно работающих биологических программ существенно ниже, чем в обычных репродуктивных случаях. Что, впрочем, легко объяснимо...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

там процент исправно работающих биологических программ существенно ниже, чем в обычных репродуктивных случаях

Как хорошо знакомая с этой темой в США рискну сказать, что это  - наблюдения за чисто русской спецификой :))

А мы за одним и тем же наблюдаем? ;) 

ммм... не знаю... знаю, что в США эти дети - самые ухоженые и любимые, потому что очень желаные.

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Алекс, я в курсе, сколько найдется желающих бросить в меня камень, но я ОЧЕНЬ не уверена, что в прогностическом (на удовлетворенность взрослой жизнью) смысле полезно быть САМЫМ ухоженным и любимым в детстве на общем фоне сверстников. (Очевидно при этом, что другая крайность - неухоженный и нелъбимый тоже кажется мне неполезной. Риски тут разные, но я вижу нарушение родительского поведения - с точки зрения биологии - и там, и там. Про общественно-человеческое я просто не знаю, и никто не знает, так как еще ни одного такого поколения от старости не умерло)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

я неясно выразилась, речь шла о младенцах, не 10-летних детях.. Мне кажется, что чем больше любви и заботы получает младенец, тем лучше. В США "синтетические" дети всегда очень желанные и жданные. И биологические программы у родителей включаются только так, даже с усыновленными. 

чем больше любви и заботы получает младенец, тем лучше

Младенец (до года-полутора) - согласна.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

О, пришло в голову: может, ваша выборка ЭКО-мам - к вам же с проблемами ходят! - это богатые дамы за сорок, которые решили завести младенца в интерьере, и теперь им сложно? :)

Возможно, это компенсируется большей логичностью, спокойствием и отсутствием панических заскоков? Где пасует биология, там добирает рассудок? Или нет?

В идеале безусловно да. Я довольно часто разговариваю с матерями о том, что если биология не работает и вы это понимаете  - это далеко не конец света. Когда биология работает вовсю, а товарищ не понимает вообще, что это именно она работает и начинает кого-то обвинять  - вот, папочка из поста вверху. Я все время ратую за просвещение :))) - чтобы детей в школе в старших классах учили различать где что работает или нет по этой части (не так уж их бесконечно много этих программ-то).

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Вот я как раз знаю мам (не в нашей семье, правда - у нас как раз биология очень сильна), которые лет до пяти-шести воспитывали из чувства долга (но вполне добросовестно), а потом "влюбились" в своих детей именно как в людей. 

Кстати, я и пап знаю, которые обожают младенца пожмакать и какашки его нюхают с наслаждением.

Насчет ЭКО - нууу не знаааю, по моим наблюдениям это совсем не так, и более того - даже с приемными детьми биология включается. И даже с не очень маленькими приемными. И даже молоко появляется у отдельных личностей, хотя сама не видела.

Вот у меня не ЭКО, но тоже некоторые небольшие ухищрения понадобились, чтоб механизм запустить, и долго пытаться пришлось оба раза. Единственное следствие - я была несентиментальной беременной, не разговаривала с пузом и вообще не очень верила, что оттуда может что-то родиться. Но уж когда родилось... Чмок)). Пусь-пусь-пусь)). Думаю, у ЭКОшек примерно та же картина.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ксения, чмок и пусь-пусь-пусь у многих и на картинки котиков в инете включается. И у отца-примата НЕТ биологической программы с наслаждением нюхать какашки - это какие-то его собственные личные особенности так проявляются. Биологические программы совершенно несентиментальная и жестко-фукциональная (пусть в рудиментарно-атавистическом виде)  вещь. Вот например, сука до месяца щенят кормит молоком, а дальше - прикорм у домашних. Но некоторые домашние суки продолжают (как на воле, там это жизненно необходимо) после каждой кормежки блевать для щенков полупереваренной кашицей. Это - биологическая программа. И вот именно в таких вещах я что-то чую, но даже не уверена про знак этого - мы же детенышей весьма далеко от биологии выращиваем. Но  согласна с тем, что у нас (у меня) нет достаточно материала для публичной дискуссии на эту тему.

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Ну да, я своим пусь-пусь-пусь и хотела сказать, что я та сука, которая блюет прикормом)) (звучит-то как)) То есть, кормлю я их всех гораздо дольше необходимого, например. Ну и так далее. И ЭКО-мам таких же знаю очень мамских.

О! Так Ваши слова как раз мои мысли и подтверждают! :)) Биологические программы живут строго в рамках "необходимого", а размывание может идти в оба конца - и в недостаточность, и в избыточность. Например, я много раз видела, как не умеют (не хватает именно биологии) окоротить, ввести в рамки усыновленных (любимых!)  детей. Видят, что что-то не так, а изнутри нет подсказки... 

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Да, тогда согласна. (Хотя сама-то про себя я, конечно, так не думаю)) а думаю, что я делаю всё точно как надо и вообще)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

про себя я конечно так не думаю

это весьма разумно. Ведь если бы Вы делали что-нибудь не совсем так как надо и знали об этом, Вы бы немедленно перестали делать это и начали делать другое - то, что уже в точности так, как надо :)))

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо, Ксения Букша

Вспомнился сосед по даче. У него два мальчика, и он занимается Настоящим Мужским Воспитанием. Водит их, например, их в лес: непременно в камуфляже, в сапогах, с  ножом и краюхой хлеба про запас. Смотрю, как он вышагивает сурово, смотрю на поспевающих за ним мальчишек, и думаю - все ли участники действа испытывают одинаковый кайф? 

О, очень точно, Любовь! "Настоящее мужское дело" с ножом и камуфляжем всегда делается "большим павианом" для самого себя. Если мальчишка (или девчонка - почему нет?) похож на него (темперамент, тип обмена и тд) - то все в порядке. На всю жизнь у такого ребенка сохранятся воспоминания как здорово было ходить с папой в поход, и своих он скорее всего тоже поведет. А вот если детеныш другой... Мой друг рассказывал как он годами влачился по лесам за отцом-мачо и прятался от ужаса под стол лесных избушек при выстрелах охотничьего ружья. Моя собственная дочь копила решительность лет 10 и только в 12 сообщила нам, что ей не нравится холодная соленая вода на дне байдарки и ночевки под мокрым полиэтиленом...

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Катерина, а как вообще узнать у ребенка, что нужно ему (ей)? Это же гораздо сложнее, чем кажется! У ребенка нет никакого кругозора, из чего "выбрать". Если ему дать делать то, что ему хочется, то ему будет хотеться есть конфеты, ходить в гости и играть в компьютерные игры  - т.е то, что на поверхности предлагает современная культура.

И та же дилемма с "выбором" профессии. Его же нет, никакого этого "выбора"! Ребенок просто "выбирает" между 3-4 вариантами, продоставленными семейными, соседскими или школьными примерами. :((

Конечно,  это очень сложно! И даже не кажется, что легко! Традиционно родители сначала просто ведут детенышей за собой (учат играть на пианино, в футбол, математике, торговать, выращивать огурцы, тачать сапоги), не очень раздумывая, в расчете на то, что тут-то они все знают, а в других местах нет, а те, если что, упрутся не по-детски или свернут... Это не так глупо и не так устарело, как кажется, особенно если родители "люди на своем месте", ведь всю наследственность в окошко не выкинешь. Но тут конечно важно, что б большие павианы в этом большом походе часто оглядывались и смотрели: как там маленький павианчик? Не отстал ли? Не образовалось ли у него какого-то бокового но сильного личного влечения? Предпринимать специальный большой поход из интересов чисто маленького павианчика кажется лично  мне неконструктивным, но я знаю, что миллионы детоцентрических семей со мной не согласятся. 

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо, Алекс Лосетт

важно, что б большие павианы в этом большом походе часто оглядывались и смотрели: как там маленький павианчик

Спасибо! Так, в общем-то и делаем, но проверить свой настрой у хорошего психолога всегда полезно...:)))))))

миллионы детоцентрических семей со мной не согласятся.

ну и бог с ними :)). Ко мне "продукты" такого воспитания приходили в колледж учиться. Переизбалованные, помешанные на своих чувствах и ждущие, чтобы весь мир перегибался, как когда-то перегибалась мама.. Ага, уже :))

Алекс, помимо собственно детоцентриков (строят свой мир под выдуманные ими же потребности ребенка), мне часто доводится видеть, как родители ведут ребенка, но не за собой (успешным менеджером, врачом, фермером, краснодеревщиком, экскурсоводом и тд), а за общественным мнением в самом его общем виде (без высшего образования жизнь невозможна, мой ребенок любой ценой его получит) или ровно на сто восемьдесят от того же  (телевизор - зло, мой ребенок его смотреть не будет). Дети, выращенные в таких парадигмах, быстро теряют всякие ложноножки и становятся похожи на обмылки. Их таких уже полны офисы, увы...:(

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

за общественным мнением в самом его общем виде.........или ровно на сто восемьдесят от того же............ Дети, выращенные в таких парадигмах, быстро теряют всякие ложноножки и становятся похожи ...

 ...на обмылки. Их таких уже полны офисы, увы...:(

Вот именно это и пугает. Как сориентироваться правильно, по возможности избежать грубых ошибок (мелкие неизбежны) ?

Алекс, я, право, не знаю. Мне кажется, что чем меньше вранья, тем лучше. Ну, самому так жить и ребенка научить своим примером - там, где много вранья, даже если там очень сладкий кусок, туда не ходи и все будет боль-мень. Вообще без вранья жизнь не живется, конечно: хотите еще кусок торта, я вижу вам нравится? - Нет спасибо, я уже сыт! (могу еще три куска слопать, вкусно, но ведь другим не хватит). - я не очень постарела? - да нет, что вы! (Краше в гроб кладут) и. тд., но научить детеныша идти по градиенту уменьшения вранья (а не возрастания сладости куска) очень полезно в плане профилактики последующей "обмылочности" и питья антидепрессантов. ИМХО

Эту реплику поддерживают: Наталия Щербина, Ксения Букша, Любовь Мачина

Мне кажется, что чем меньше вранья, тем лучше.

Мне тоже так кажется, но реальность мои идеалы не подтверждает. Чем старше становлюсь, тем яснее вижу, что весь мир буквально едет на вранье, особенно все системы власти. :(( В СССР власть врала так, что все зашкаливало. Нынешний российский президент зашкаливает. Но и в США тоже зашкаливает. Вчера слушала, как Тед Круз объявлял свою кандидатуру в президенты США со словами "Энергия миллионов мужественных консерваторов вновь зажжет огонь американской мечты" (the power of millions of courageous conservatives rising up to re-ignite the promise of America) и хотелось, зажав уши, бежать на край света. Правда, потом слышала интервью с  бывшим конрессменом Barney Frank, которое дало слабую надежду, что местами и во власти все же встречаются нормальные люди. Увы. очевидно, что их абсолютное меньшинство, и в президенты он не баллотируется, а то я бы его поддержала хотя бы только потому, что хочется вырваться из этой вакханалии вранья.

А дома, мне тоже кажется, лучше не врать, что мы и делаем. Но в школе уже сознательно учу врать. Школа вся тонет во вранье почище Теда Круза.

и "Энергия миллионов мужественных консерваторов вновь зажжет огонь американской мечты"

Алекс, а что, собственно он мог сказать, выдвигаясь в американские президенты, как я предполагаю, от партии консерваторов? "Давайте вместе плюнем на эту мечту и займемся текущими делами"? Так его не выберут с этим, а он же хочет... Я-то именно вот эту разметку и имею в виду (другого мира у нас нет, как ни крути): вот за этот кусок приходится столько врать, вот за этот уже столько, а комфортно будешь себя чувствовать, идя по градиенту уменьшения вранья, это можно сделать так, так и так - вот мой собственный опыт. А чадо может сказать - фигушки, хочу вот тот кусок, буду врать все больше и больше, а в идеале стану русским или американским президентом. Ну и чего? Это уже его зона ответственности, не наша, мы прокукарекали что могли.

Эту реплику поддерживают: Любовь Мачина

а что, собственно он мог сказать, выдвигаясь в американские президенты, как я предполагаю, от партии консерваторов

Катерина, нет времени и энергии серьезно вдаваться в американскую политическую ситуацию. В двух словах, за последние 30 лет уровень жизни рядового американца падает неуклонно вместе с падением сил профсоюзов.  Все меньше становится надежных работ, пенсий, медицинских планов. котрые когда-то были доступны всем на больших заводах. Одновременно с этим процессом идет то же самый инсценированый и оркестрованный процесс по взвинчиванию сознания, который так ловко проводится в России в последнее время. Взвинчивание это в США производится консерваторами на тему, что все стало плохо потому, что мы ушли от "консервативных ценностей", "предали конституцию" и т. д. Нужно, мол, назад, к корням, и туда нас поведут те же самые консерваторы, которые упорно борются с профсоюзми, например, Скотт Воккер.  Наверное, в школах специально отучают думать, чтобы народ не мог связать два простых и очевидных факта, и под барабанный бой демагогии  шел голосовать против своих собственных экономических интересов, что и происходит. :((

вместе с падением сил профсоюзов

Да только нас-то, бывших советских, не обманешь ;) нас-то ведь в школе учили парадоксально хорошо и системно  и мы помним, что любые фанфары нужны только для того, чтобы отвлекать рабочих от классовой борьбы :)))

Алекс, а если серьезно, то мне трудно поверить в падение уровня жизни "среднего американца" - у нас растет, а у них падает? Странно, мне кажется у всех растет потихоньку. А "взвинчивать" народное сознание в Америке по-моему неплохо умели уже давно, как и в прочих странах, и применяют по необходимости... :) Вот британцев, мне кажется, трудно взвинтить - уж очень они умные и ироничные :)))

то мне трудно поверить в падение уровня жизни "среднего американца"

Катерина, если о классовой борьбе говорили в СССР, то это конечно все неправда :)) В США всегда была полная гармония между отцами-работодателями и американскими рабочими, и эту  правду от нас большевики утаили. Но нас, бывших советских, на мякине проведешь, мы не зря в большинстве своем всегда за республиканцев голосуем :)))). 

А если серьезно, если бы Вы знали английский, я бы Вам сносок надавала, но переводить источники с английского на русский - это вне моих возможностей. По моим ощущениям то, что в России переводится из американских медийных источников, по большей части, исключительно поверхностно и искаженно.

Для знающийх английский рекомендую хоть вчерашнее интервью с Барни Франк. Там, правда, не столько об экономике, сколько о политике и изменении политической ситуации за те гоы, что Франк был в политике (40 лет) и о его личном пути. Но то, что сказано о политике, очень разумно, из первых рук и относительно честно, так что рекомендую.

Алекс, мне просто кажется, что происходит смешение понятий и этим конечно всегда пользуются политиканы (любой нации и государства). Профсоюзы были сильны, выполняли свою роль, теперь слабеют, и что? Моя прабабушка могла покупать только натуральные продукты, икру и осетрину (она на Волге жила) для всей большой  семьи, я не могу себе этого позволить, но это же не значит, что у меня уровень жизни ниже, чем у нее?! Мне кажется, что большинство этих "источников" (и наших и прочих) - игра и передерги, а объективно уровень жизни, ее комфортность растет и у нас и в америке. Чем мы за этот уровень и этот комфорт  платим, другое дело и другой вопрос.

а объективно уровень жизни, ее комфортность растет и у нас и в америке

По очень крупной шкале (по которй Вы всегда смотрите) - да. По шкале индивидуальной жизни - нет. На автозаводах рабочие со стажем по 80 тысяч в год получали + пенисия + страховка. Сейчас так получают профессора в университетах.

Алекс, я вообще-то тоже индивидуальную жизнь здесь имею в виду, а не филогенез человечества, "как обычно" :)) У моей прабабушки была дровяная плита и ночная ваза под кроватью, у американского работяги 30 лет назад не было 150 телевизионных каналов и высокоскоростного инета... И лично я точно не променяю икру каждый день на эту плиту и вазу, а у работяги надо спросить, конечно - сменял бы он инет и сериалы на сильные профсоюзы? :))

у американского работяги 30 лет назад не было 150 телевизионных каналов и высокоскоростного инета.

Вот бы у прабабушки спросить, согласна она поменять икру на интернет :)))))

150-каналов у меня не было никогда, но 50 было. И вот, уставши, сядешь бывало перед телевизором, и пройдешь через все 50. И НЕЧЕГО СМОТРЕТЬ... честное пионерское, нечего.  Но в иной вечер 2-3 приличных выбора предоставлялись. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Все мои известные мне предки по женской линии отличались недюжинным любопытством к миру (Софи из романов про сибирь -имеет реальным прототипом одну из моих прабабушек :)) - Домогатские моя родовая фамилия), так что я думаю - согласилась бы, особенно если в придачу им пообещали бы еще и сникерс с кокаколой :))) (они еще и все были сладкоежками).

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

"Если ему дать делать то, что ему хочется, то ему будет хотеться есть конфеты, ходить в гости и играть в компьютерные игры  - т.е то, что на поверхности предлагает современная культура" - мне кажется, это недооценка детей. Нет кругозора, не из чего выбрать? Да на любой маленькой детской площадке: одного не оттащить от муравья, другой висит вниз головой на турнике, третий рисует мелом, четвертый собирает всех на "салочки". Родителю раздолье - только наблюдай и примечай. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Да на любой маленькой детской площадке: одного не оттащить от муравья, другой висит вниз головой на турнике, третий рисует мелом,

Любовь, маме, которая на детской площадке хочет заставить своего ребенка качаться на качелях, в то время, как ему самому хочется рисовать мелом, надо сходить к врачу-психиатору.

Но  реальная жизнь  -  не детская площадка, где все выборы перед глазами. В театр ребенка нужно повести, на кружок балета записать, и уроками заниматься тоже нужно "вдохновлять-заставлять". Мой сын сейчас попал в школу-магнит, лучшую общественную школу в штате. Чтобы это случилось, его нужно было с первого класса "вести", что было очень и очень непросто, потому что все это было наперекор американской общественной школьной системе, которая неумолимо стремится усреднять все, что попадает в ее жернова. К счастью, ребенок уже сам понял, зачем нужно в современном мире хорошо учиться.  Дальше он уже сам хочет в boarding school, и чтобы туда попасть,  его еще несколько лет мне нужно будет его "вести." Суть-то ведь в том, что ребенка всегда кто-то ведет. Вопрос только в том, что(кто) это? Школа? Улица? Приятели? Телевизор? СМИ? Игры? Из всего вышеперечисленного я , честно говоря, больше всего доверяю себе. :))

А я - пожалуй, ребенку :-) Жизнь - не площадка, но если ребенок страстно рисует мелом и видеть не хочет качели - это уже дает родителю направление для выбора курсов, кружков и школ, разве нет? Чтобы не утонуть самому и не утопить ребенка в водовороте типа "драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота", хорошо бы опереться на естественные склонности.

это уже дает родителю направление для выбора курсов, кружков и школ, разве нет?

Любовь, сдается мне, что Ваш(а. и) младше моего :)). Когда моему было три, я мирно ему давала делать то, что он хочет (за редким исключением лыж). Это было очень удобно.

С возрастом возникают более сложные ситуации с обществом. Например, мой сын очень любит науку, но для девятилетних детей никакой науки, кроме глупого развлекалова, в США  найти не удается.  И это при том, что у нас тут есть такой ресурс, как The Franklin Institute. А мой, например, недавно сказал на ровном месте: " Мама, иммунная система отторгает все, что не ее. Каким образом иммунная система матери не отторгает плод?" Ему на тот момент только что исполнилось девять. Пришлось ответить, что такой уровень разговора о науке уже за пределами моего уровня.

Мало того, в США в хорошие школы принимают не по уровню способности ребенка к научному мышлению, а по уровню простой математики, словарному запасу и умению писать сочинения. (Эйнштейн бы точно не прошел в американскую школу-магнит). Вот и получается. что работа успешного родителя заключается в создании сложного компромиссного курса между многими векторами, а интересы и способности ребенка - только одна из многих составляющих.

Да, младше. Поэтому эти сложности понимаю, но пока умозрительно. Но уже сейчас мониторю-пишу письма-ставлю закладки по тегам "comics artists, event management, contemporary dance etc". Специальности не очень-то стандартные, мало где хорошо этому учат (особенно у нас) - но я ищу и верю :-)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

мониторю-пишу письма-ставлю закладки по тегам "comics artists, event management, contemporary dance etc".

Любовь, я тоже всем этим занималась, пока сын в среднюю школу не пошел. А потом школа так надавила гусеницами, что не до закладок стало... :(( Правда, многие родители, особенно отцы, имеют более спокойное отношение. Но я-то видела, как школа на ребенка надавила. Пришлось бросить основные силы на противодействие школьному давлению, и стало совершенно не до закладок.

Вот еще один отзыв в мою копилку-пугалку "школа - дракон, пожирающий детей". Укрепляю волю, вооружаюсь принципом "школа для человека, а не человек для школы" и жду решающей встречи в сентябре :-)

И стало интересно - если со средними школами такая ситуация, то вот те молодые американские ученые, которые двигают фундаментальную науку, какой путь они проходят? Например, они заканчивают обучение в Лиге плюща или в MIT, хорошо. А то, что раньше (начальное и среднее образование)? Какие школы и колледжи привечают таких учеников?

Американского изобретателя Эдисона вообще вроде как в школу не взяли :)) - сочли плохообучаемым.

Про такие эпизоды я тоже помню, вот и любопытствую - откуда ж потом в Принстонах всяких студентов набирают? Ведь вряд ли туда можно попасть, не закончив школу. А школа, получается, такая плоско-линейная, что Эдисонам там не место. Загадка, в общем.

те молодые американские ученые, которые двигают фундаментальную науку, какой путь они проходят

(Большую) часть студентов "принстоны" набирают из частных школ. Часть из зарубежа. Некоторое количество учат по домам (домашнее обучение). Но если Вы думаете, что принстоны ищут Эйнштейнов, то ошибаетесь. США давно уже перешло на старинную азиатскую систему универсальных экзаменов, в которой - неудивительно - больше всех преуспевают выходцы из Азии.

Спасибо, совсем ничего об этом не знала. Очень нравится узнавать такие местные особенности, благодарю Вас.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Любовь,  забавно, что и в эпоху интернета люди по-прежнему очень мало знают о других странах. По моему опыту (а я приехала в Канаду свободно владея английским), занимает 3-4 года, чтобы начать хоть что-то понимать в политике и культуре страны, и 5 лет, чтобы в этих вопросах сносно разобраться. Этот процесс еще замедляется, если человек не знает хорошо языка, живет в иммигрантском районе и смотрит иммигрантское ТВ, работает "у своих" и т.д.

Ни о каком "понимании" через границы речь вообще не идет, что дает почву и для простого непонимания и сознательных манипуляций.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да, все так. Как начинаешь копать в каком-нибудь направлении, так обнаруживаешь такую неисчерпаемость, такой вал информации, что без большой необходимости дальше идти боязно - завалит. Но интернет неплохо помогает "знать кое-что обо всем".

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Эдисона вообще вроде как в школу не взяли

И Абрахам Линкольн тоже самоучка вместо школы. Но параллель не годится.  В годы молодости Эдисона у нас тут рабство было, а потом сегрегация и махровый расизм. Это я к тому, что историческая  ситуация в США изменилась кардинально. Теперь без справки об окончании школы даже ящики грузить не наймут - будешь всю жизнь собирать мандарины, миндаль или чернику на бескрайних полях Калифорнии, Флориды или Нью Джерси

Историческая ситуация, конечно, везде меняется. Подозреваю, что конкретно сейчас талантливой негритянке, китаянке и даже афганке проще достичь некоей аутентичности, чем во времена рабства, гоминьдана или какого-нибудь очередного исламского обострения. Но в целом система образования никогда и нигде не производила штучную продукцию. И дело тут не в условиях даже, была бы астрологом - сказала бы: в сочетании звезд. Царскосельский лицей после пушкинского выпуска, между прочим, не помер. А Вы еще что-то кроме - Пушкин, Пущин, Кюхельбеккер - о нем слышали? ;)

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Но в целом система образования никогда и нигде не производила штучную продукцию.

Вопрос в том, готова эта система быть более гибкой или менее гибкой по отношению к индивидуальным нуждам ученика. Американская же система становится все менее и менее гибкой по мере того, как государство пытается ее "починить" все большим количеством стандартизированных тестов. Могу представить себе момент, когда она не будет подходить никому, никакому "среднестатистическому ученику", так как ее идеальным учеником станет робот.

Я думаю, в какой-то момент начнется обратный ход маятника? У нас уже на моей памяти гибкость образовательной системы несколько раз возрастала-убывала...

в какой-то момент начнется обратный ход маятника

может быть, но для этого придется ждать внуков. До этого еще далеко.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

"школа - дракон, пожирающий детей".

Школа школе рознь, тем более в разных странах. Сын поначалу ходил в ЧУДЕСНУЮ частную школу Монтессори. Если бы я могла себе представить как ОМЕРЗИТЕЛЬНЫ городские американсаие школы, я бы его из нее никогда не забрала. Но я, увы, не представляла себе реальности.

Что было в США раньше, сказать не могу. Про науку в США лучше спрашивать у Цвелика или Бурова. По собственному опыту могу сказать, что во всех университетах США очень большое количество импортированных ученых. США как Древний Рим - все покупают. У подруги дочь учится в Станфорде в аспирантуре на математике-информатике.  По ее словам, все остальные аспиранты - китайцы. Американцев - 0%. Кроме того, уверена, что просто среди студентов еще и большое количество детей зарубежной профессуры и профессионалов, с которыми просто дома занимаются родители. Когда-то давно Тойота стала строить заводы на юге США, так японские инженеры, в ужасе от американской образовательной системы, требовали строить впридачу к заводам еще и японские школы для их детей.

Хорошей СИСТЕМЫ образования чему бы то ни было здесь не вижу нигде от балета, до фортепиано, до математики. Наверняка где-то есть ""островки" отличного преподавания, в основном, в частных школах. Общественные школы убили все насмерть. Среди учителей сына две лучшие учительницы были пенсионного возраста, не знаю, совпадение или закономерность. Думаю, в России американской ситуации и представить невозможно.

О дааа))) мой, оказавшись на Соловках в три года, за неделю капитально вынес мозг всем участникам действа. Он подходил к морю, ковырял песок резиновым сапогом и меланхолически вопрошал (раз в пять минут): "Когда мы поедем в Санкт-Петербург на филалетовой машине?" Вот этой филалетовой машиной он в особенности всех достал. А когда на вокзал приехали, вызвали такси, опа - а оно филалетовое. До сих пор жалею, что заранее не спросила у сына НОМЕР такси - он наверняка его знал! 

Оказавшись на тех же Соловках в шесть лет, сын уже был гораздо более политкорректен. Он деликатно предположил, что всем надо жить в своем доме - комарам тут у себя, а нам - там у себя, в Петербурге...))) в общем, жду - может, еще дозреет)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Sarina Dovlatova

Дозреет в смысле политкорректности или наслаждения диким образом жизни? ;)

Наслаждения)). Ну изредка можно пробовать - а вдруг уже понравится. ))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

да, именно так! Пробовать и наблюдать! :)

А если не дозреет, сильно ли Вы расстроитесь? Надолго ли?

Я до сих пор расстраиваюсь, что мой сын так и остался далек от величественной естественно-научной картины мира ( которую я пыталась ему в голову запихать), как декабристы от народа. Теперь он уже взрослый и вряд ли дозреет :))

Хе, наверное, это каждому родителю знакомо. Вот не интересны моей старшей ни животные, ни классический балет! И трогательным рассказом ее до слез не доведешь. Привыкла, но все же немного жалею.

Зато он теперь знает, что детям надо говорить "я тебя люблю" :-)))

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо

мне кажется, он находится в серьезных сомнениях :))

Любовь, вообще не расстроюсь! Буду природу без него, а с ним города. 

Вот у меня в семье до прошлого года любителей Баха не наблюдалось (до появления младенца девчонки)), я и то не расстраиваюсь. Баха всё равно слушаю и играю, кому не нравится, может замкнуть слух пальчиками и ступать с Богом. Если даже кого-то из потомства вдруг не удастся вообще совсем приобщить к культуре (музыка-поэзия-литература-супрематизм)), то и тогда расстроюсь не очень - у них же на этом месте будет не пустота, а что-то своё. Так что и я могу местами ступать с Богом, со временем)). Мир широк, общие интересы всё равно найдутся.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А я все равно расстраиваюсь, когда сын показывает что-то: мам глянь прикольно а? - а мне по-честному хочется либо пальцем у виска покрутить либо закатиться минилекцией об истинных ценностях. Хорошо, муж его понимает и они могут поржать вместе :)

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Ну опять же - это и для нас шанс узнать что-то такое, чего мы бы без детей никогда в жизни.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Анна Зарембо

Это точно, у меня уже давно минул этап когда я расширяла кругозор своих детей. Теперь они мой расширяют. :)

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Извините, что вторгаюсь в вашу беседу.

Катерина, Алекс Лоссет задала принципиальный вопрос:

А как, вообще, узнать у ребенка понять, что нужно ребенку, что нужно ему (ей)?

Мне кажется, это один из тех вопросов, на которые надо отвечать примерами из прикладной работы.

Не могли бы вы посвятить этому статью или отдельный разговор?

С уважением, А